При правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса. Одна из них - развитие тактильного образа буквы. Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как мы закрепим образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. На помощь приходит мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а также чувственного представления. Важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы. Для этого нужно многократно использовать ее в разных вариантах:
● знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ;
● лепить буквы из пластилина;
● вырезать;
● делать из проволоки;
● рисовать на песке, манке пальцем;
● рисовать мелками;
● толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
● обводить по контуру;
● водить пальцем по шершавой букве;
● готовить печенье в форме букв;
● складывать буквы из фасоли, гороха;
● конструировать буквы из палочек и других элементов;
● достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребенок часто забывает);
● превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
● рисовать буквы в воздухе;
● угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
● искать буквы вокруг (на улице, в магазине);
● определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
● пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.
В прикрепленных файлах предлагаю Вашему вниманию некоторые способы развития тактильного образа буквы из опыта работы.
|