Как определить число имени существительного?
(16.9 Kb)
| 16.07.2020, 18:25 |
Федотова Ольга Александровна |
Учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Старый Оскол |
Как определить число имени существительного?
Авторская статья Федотовой Ольги Александровны,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
В русском языке некоторые имена существительные имеют форму только единственного числа, а некоторые – форму только множественного числа. И нет чёткого понимания, чтобы определить число имени существительного. Таких слов в русском языке очень много. Как же разобраться в таком многообразии? Всё выучить и запомнить невозможно, поэтому разбирая эту сложную тему, я предлагаю простой способ определения всех имён существительных, имеющих форму одного числа.
В русском языке существуют местоимения, которые нам помогут определить число любого существительного:
1. местоимения единственного числа – он, она, оно.
2. местоимения множественного числа – они.
Если к любому слову подставить местоимение, то мы сможем легко определить число этого имени существительного.
Например:
Слово Местоимения единственного и множественного числа Число имени существительного
молодёжь она единственное число
начальство оно единственное число
ножницы они множественное число
шорты они множественное число
серебро оно единственное число
мёд он единственное число
бельё оно единственное число
солома она единственное число
сутки они множественное число
перила они множественное число
брюки они множественное число
рис он единственное число
макароны они множественное число
любовь она единственное число
Теперь всё становиться ясно и понятно. Когда мы подставляем к слову местоимение множественного числа, значит, и слово будет стоять во множественном числе. Когда подставляем к слову местоимение единственного числа, то и слово будет стоять в единственном числе.
Упражнения для закрепления
1.Разделите слова на две группы по форме числа:
Сметана, рожь, золото, кислород, ножницы, горох, брюки, щипцы, ворота, весы, гордость, молоко, стоимость, начальство, сахар, рис, качели, бельё, мел, чай, студенчество, воск, ртуть, плавание, настойчивость, чтение, шорты.
2. Запишите слова, которые:
1. Имеют форму только единственного числа
2. Имеют форму только множественного числа
3. Имеют форму единственного и множественного числа
Рояль, сумерки, гражданин, студент, заявление, золото, сёты, листья, дрожжи, тишина, сливки, неделя, голубизна, перец, соль, пенальти, бутсы, мемуары, гланды, погоны, пельмени, ворота, клипсы, лыжи, сани, макароны, перчатки.
Игра
Учитель произносит имена существительные:
1. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму только единственного числа – дети хлопают в ладоши.
2. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму только множественного числа – дети топают ногами.
3. Если обучающиеся услышали слова, которые имеют форму единственного и множественного числа – дети поднимают руки вверх.
Боязнь, дремота, заморозки, доставка, досуг, чернила, единство, засуха, инструмент, дрожжи, вьюга, тефтели, портфель, жмурки, километр, плоскогубцы, библиотека, очки, забава, ворота, верба, тиски.
Учить детей, сложному, просто!
|
Категория: Блоги | Добавил: staratel20072007
|
Просмотров: 567 | Загрузок: 6
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|