Работая в коррекционной школе-интернат (для детей с задержкой психического развития) постоянно сталкиваешься с проблемами изложения материала учебника. Ведь то, что можно без труда объяснить ученику массовой школы, ребёнку с особыми образовательными потребностями даётся с трудом или совсем неподвластно. Безусловно, при работе с особенными детьми, каждый педагог, применяет в своей работе все общеизвестные правила и приёмы:
рационализация учебного процесса;
щадящая нагрузка;
предложение заданий в максимально простом варианте;
преподнесения материала небольшими дозами с последующим неоднократным повторением;
эмоциональная насыщенность урока.
Все эти приёмы работают и оказывают заметную помощь в освоении стандартов. Но вот как, например, донести до ребёнка, у которого память ограничена в объёме и кратковременна, а абстрактное мышление снижено, либо отсутствует, тему «Обыкновенная дробь»? Вот именно на таких уроках можно применить один из приёмов коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития – «необычность» и «новизна предметов и явлений».
Изучение данной темы начинается в 5 классе. И тогда, чтобы абстрактное понятие – «дробь», оказалось для детей с задержкой психического развития, чем то понятным и доступным для осознания, учитель приносит на урок мандарин, который поможет максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся. Перед классом фрукт очищается от кожуры, вместе считаем дольки мандарина, не забывая повторять, что мандарин – целое число, каждая взятая для дегустации долька – дробная часть. А после того, когда каждый ребёнок класса озвучит, какая дробная часть мандарина осталась у него в руках, приступаем к дегустации фрукта. Таким образом, из абстрактной и совсем чужой, дробь для учеников превращается во вполне ощутимую и понятную. Для того, чтобы полученные на уроке знания стали системными, а не кратковременными, на последующих уроках проводим многократное повторение практических и умственных действий, направленных на закрепление изученного материала. Для этих целей можно использовать альбомный лист, который расстригается на несколько равных частей, плитку шоколада – с угощением каждого ребёнка одной из его долек, «ромашку» у которой каждый ученик сможет оторвать один или несколько лепестков и назвать дробь, получившуюся в результате манипуляций с цветком.
Опыт показывает (практика), что проводимая работа приносит положительный результат, а знания учеников из «механического» заучивания переходят в разряд осознанного воспроизведения материала и значит можно с уверенностью сказать, что мы – педагоги, свою задачу выполнили.
|