Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:
1. Повышение самооценки ребёнка.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях (в нашем случае — перед выступлением).
3. Рекомендации родителям «Правила общения с тревожным ребёнком».
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений
Повышение самооценки ребёнка
• Обращайтесь к ребенку по имени.
• Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
• В учебном кабинете можно оформить стенд «Достижения недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно со взрослыми и детьми.
Обучение детей умению управлять своим поведением перед выступлением
• Самое главное – педагог должен объяснить ребенку, что абсолютно все перед выступлением немного волнуются. И это нормально. Небольшое волнение, наоборот, помогает выступить лучше.
• Тщательно отрепетируйте предстоящее выступление, будь то доклад, отчетный концерт или стихотворение на детском мероприятии. Похвалите ребёнка, вселите в него уверенность, что он знает номер на отлично. Репетировать можно перед зеркалом, но лучше попросить кого-то из друзей послушать ребёнка. Попросите ребёнка понаблюдать за собственной реакцией на «живого» зрителя.
• Чтобы ребенок лучше освоил танцевальное движение или свою роль в театральной постановке, попросите его объяснить вам, что именно нужно сделать. Пусть он почувствует себя «педагогом» или «режиссером». Показывая и объясняя вам, он лучше усвоит задание.
• Объясните детям, что зрители — это точно такие же люди, как и вы. Да, их много, но каждый в отдельности не сделал вам ничего плохого и главное – не собирается искать недостатки в вашем выступлении. Возможно, зрителей тоже что-то волнует. Воспринимайте их не как враждебную толпу, а как собрание приятных, умных и доброжелательных личностей, готовых поддержать всех выступающих.
• Замечательно, если у выступающих есть возможность немного «привыкнуть» к месту выступления. Походите по аудитории (залу, сцене), в которой вы будете выступать, заранее определите маршрут, по которому будете двигаться (если необходимо). Такая подготовка обязательно поможет при выступлении.
• Разговаривайте с ребенком спокойным и уверенным голосом, обращайте внимание на всё хорошее вокруг: как уютно и красиво в зале, какие сегодня все довольные и радостные, какой у него красивый костюм и т.д.
• Обращайте внимание ребенка на тех его друзей, кто весел, добродушен и спокоен.
• Попросите ребенка повторять за вами фразы, которые придадут уверенности: «Я уверен в себе», «Я умею танцевать/петь и т.д.», «Мне будут аплодировать зрители», «Я сейчас покажу, что я умею».
• Дополняйте фразы жестами и позами: пусть ребенок выпрямит спину, широко расставит ноги, руками упрется в бока или подымет их вверх, как делают чемпионы, стоя на пьедестале. В такой позе нужно постоять или походить несколько минут.
• Настроить ребёнка на положительные эмоции поможет упражнение: «Смеющийся цигун»: попросите ребёнка улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмеяться весело (даже если не хочется), усилить смех, пусть он будет утрированным (минут 5), закончить упражнение на легкой улыбке.
• Если ребёнок почувствовал приступ паники прямо во время выступления, то выручить его сможет правильное дыхание. Научите его, как дышать правильно. Все, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя увереннее, – дышать спокойно и глубоко. Сделать глубокий вдох и такой же спокойный выдох, чтобы во время дыхания были задействованы мышцы живота. Стараться дышать так на протяжении всего выступления (очень помогут заблаговременные тренировки).
• А теперь неожиданный совет. Скажите своему воспитаннику: «Не стремись к совершенству». Да-да, вместо того, чтобы изо всех сил стараться выступить как можно лучше, сразу признайся самому себе, что имеешь право на ошибку. И на старуху бывает проруха!
• После выступления обязательно обнимите и похвалите своего юного воспитанника независимо от того, как он выступил. Покажите, что вы гордитесь им.
Работа с родителями тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В учебном кабинете на стенде можно разместить, например, памятку, в основу которой легли советы Е.В. Новиковой и Б.И. Кочубей.
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Рекомендации педагогам-хормейстерам:
• Репертуар для воспитанников нужно подбирать оптимального уровня сложности. При этом активно учитываются пожелания самих обучающихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах.
• Формирование стабильности в выступлении за счет систематической предварительной подготовки. В предварительную подготовку необходимо включить следующее:
◦ сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта исполняемого номера в условиях учебного кабинета;
◦ домашняя работа обучающегося. Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями;
◦ предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке: на занятии, в репетиционном зале, выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников .
• Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов: выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет воспитанникам с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их уверенность в себе.
• Предварительное изучение возможностей сцены или площадки, на которой будет проходить выступление (если позволяет ситуация).
• Организация режима труда и отдыха обучающегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).
• Удобная комфортная одежда на сцене.
• Перед выступлением важно сказать воспитанникам слова поддержки: «Вы хорошо подготовлены. Всё пройдет удачно. Вы должны быть спокойны. Я вам всегда помогу и поддержу».
Таким образом, можно сделать следующие выводы: универсальных рецептов для преодоления волнения перед выступлением не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики обучающегося. Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, как в хорошем ансамбле.
Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он будет исполнять. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.
|