Уроки русского языка относят к самым нелюбимым во всей учебной программе. Наша задача, чтобы дети если и не влюбились бы в уроки русского языка, то, хотя бы, работали на нём с удовольствием.
Приходя из детского сада в школу, дети встречаются с удивительным феноменом: раньше в тетрадях дети писали: как хочешь, чем хочешь и с какой стороны хочешь. А сейчас мы должны детям показать, что тетрадь и её ведение подчиняется определённым законам. Мы объясняем, что пишем на каждой строчке, сверху вниз, а между работами пропускаем две строчки. Учить ребят нужно всему, в том числе и исправлениям. Часто у детей в тетрадях грязь не потому, что они «грязнули», а потому что их не научили правильно исправлять. Учите их зачёркивать неправильную букву и сверху писать правильную. Не снижайте ребятам отметку за аккуратно исправленную букву. Ведь эта тетрадь рабочая и мы в ней учимся. Позвольте детям совершать и исправлять ошибки.
В нашем арсенале всего три отметки – тройка, четвёрка и пятёрка. Из этих отметок мы должны слепить что-то, что будет мотивировать детей на какие то действия. Я всегда писала в тетрадях с оценками оценочные суждения: «умница», «молодец», «как ты меня порадовал», «я тобой горжусь». Что касается таких записей, как «кошмар», «ужас» – они имеют краткосрочное действие. Если это повторяется несколько раз, то вызывает чувство неприятия, отторжения и ненависти и к предмету и к учителю. Я не думаю, что вы ставите перед собой такую цель. Гораздо эффективнее писать: «ты меня расстроил», «мне было очень грустно проверять твою тетрадь и я даже не могу поставить оценку». Это действует гораздо сильней.
Из чего состоит структура урока русского языка? Первые пять минут отводится чистописанию. Минутку чистописания связываю с темой урока. Какая тема проходится – эта тема отрабатывается на минутке чистописания. Это и экономит время и даёт тот словарный материал, который нам необходим для уяснения темы.
Перед объяснением новой темы я всегда стараюсь проводить актуализацию имеющихся знаний, объяснить детям, что им не хватает знаний, которые будут им нужны на данном уроке. Дети понимают, что они выполняют работу, у которой есть цель.
Всегда держите в голове общее планирование. Вы должны понимать для чего проходится эта тема. С какой целью она дана в учебнике. Как в дальнейшем она будет развиваться. Без этого работа на уроке будет лишена смысла.
Объяснение новой темы должно идти не с точки зрения, что дети, что то знают по программе, а из того, что дети не знают ничего. Поэтому мои объяснения достаточно понятны большинству моих учеников. Старайтесь сделать объяснение новой темы максимально понятным. После объяснения нового материала надо сразу узнать, как дети усвоили материал. Можно использовать карточки, на которых написано «ДА» и «НЕТ». Для этого приготовьте простые вопросы, которые помогут осознать поняли дети тему или нет. Вы проводите первичный опрос сразу всех детей, и вы поймёте, правильно ли вы построили объяснение или нет.
Любые контрольные, самостоятельные, проверочные работы – это прежде всего проверка вас, как учителя, а не детей. Если в вашем классе многие дети не справились с работой, значит, не доработал учитель.
Как вы можете оптимизировать свою работу? Всегда разбивайте правила на чёткие шаги, т.е. составляйте алгоритм и добивайтесь автоматизма при применении этого алгоритма у каждого ребёнка. Прекрасный результат даёт хоровое проговаривание, это наше всё в начальной школе. Мы с детьми заучивали правила, проговаривали шаги в алгоритмах, списки словарных слов. Пользуйтесь этим приёмом постоянно на уроках русского и математики. На уроках литературного чтения читайте хором пословицы, поговорки, учите стихи. На уроках технологии можно хором проговаривать правила техники безопасности.
При закреплении темы важную роль играет отработка алгоритма, который вы вывели в процессе объяснения новой темы. Это процесс, требующий времени. Умение должно перейти в навыки. Сначала несколько раз объясняете вы, затем хором проговариваем алгоритм и после этого можно вызывать детей к доске. Мы должны долбить один и тот же алгоритм пока не будет доведено до автоматизма.
Самый важный момент при усвоении нового материала в русском языке – это понять, где данное правило применяется. Мы часто получаем ситуацию, когда ребёнок правило знает, рассказать, как его применить тоже может, но как только начинают писать диктанты или сочинения совершают много ошибок.
Вы должны знать, что детьми усвоено, что нет, кому требуется помощь.
При подведении итогов на уроке дети должны понять: что было, как прошло, что поняли, что не поняли.
|