Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Как выбрать альтернативную коммуникацию для обучающегося с РАС

СКАЧАТЬ (16.7 Kb) 28.11.2023, 21:11
Новикова Ирина Александровна
учитель, МБОУ СОШ №43 г.Белгорода
Не секрет, что у детей с РАС и другими ментальными нарушениями часто возникают проблемы с устной речью. Альтернативная коммуникация - это отличный способ для детей с особенностями развития выразить свои мысли и чувства. Она может включать в себя использование жестов, символов, картинок или даже устройств, которые помогают преобразовывать слова в текст. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в обучении коммуникации.

Диагностика очень важна для выбора наиболее подходящего метода альтернативной коммуникации. Она помогает определить сильные и слабые стороны ребенка, а также его предпочтения и интересы. На основе этой информации специалисты могут выбрать наиболее подходящий метод, который будет удобен и доступен для ребенка.

Жесты
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определѐнное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Критерии: иметь подражательную активность; иметь достаточно развитую мелкую моторику рук.
Плюсы: доступность, сохранение внимания на собеседнике, скорость передачи информации
Минусы: скоротечность (показал и пропал), сложности с мелкой моторикой, держать все жесты в памяти, не каждый собеседник поймет запрос

Коммуникаторы
Существует множество технических средств, которые могут помочь детям с особенностями развития общаться — например, кнопка-коммуникатор, которая производит одно записанное сообщение. Это может быть обычный смартфон, планшет, который просто в чехле таком для детей и, соответственно, мы можем его использовать как средство коммуникации, установив определенные программы.
Плюсы: быстро, удобно, компактно.
Минусы: дорого, отвлекаемость ребенка на другие возможности гаджета.

Вспомогательные средства
Или бывают такие символы, которые расположены на руках, на запястьях такие делают типа браслетиков «да» и «нет», чтобы всегда иметь возможность хотя бы всегда ответить на вопрос, посмотрев, фиксируя взгляд на этом видном символе. То есть, различные средства вспомогательные. То есть, это какие-то определенные устройства, предметы, технические, не технические.

PECS
Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного анализа поведения (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.
Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Техники обучения включают различные стратегии АВА, такие как цепочка, подсказки, моделирование и модификации окружающей среды.
Идеально, если программой руководит логопед, и в программу обязательно включены все взрослые, которые будут контактировать с ребенком:  родители, школьный учитель и тьютор.

Кто является подходящим кандидатом для обучения PECS?
Обучение PECS не ограничивается возрастом, но для него существует небольшое количество критериев. Таким образом, вы можете предложить PECS как шестидесятилетнему мужчине с когнитивными нарушениями, так и полуторагодовалому ребенку без когнитивных нарушений.

Во-первых, кандидат для PECS должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате. Например, ребенок (или взрослый), который тащит другого человека к желаемому предмету или тянет за руку, имеет хотя бы зачатки преднамеренной коммуникации. Ребенок (или взрослый), который пытается получить желаемое, никак не обращаясь и не глядя на взрослого, может не иметь преднамеренной коммуникации, и ему может потребоваться другой подход до обучения PECS. В данном случае необходимо обучение преднамеренной коммуникации.

Способность различать изображения не является необходимым критерием для обучения PECS. Даже если ребенок не обращает внимание на изображения, не сортирует одинаковые предметы или картинки – это не повод отказаться от PECS. Как показывает практика, при использовании  PECS, этот навык формируется значительно быстрее.
Хотя стратегия PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии, а также для людей с нечленораздельной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.

Плюсы: недорого; коммуникация становится наглядной; любой человек поймет запрос; способствует развитию устной речи; опирается на сильные стороны ребенка (визуальное восприятие).

Минусы: много карточек, неудобно носить, могут теряться; иногда нет под рукой нужной карточки.


Следует отметить, что на данный момент существует множество аналогов PECS в электронном виде в виде приложений. Приложение позволяет создавать свои наборы карточек или использовать уже там имеющиеся.


Категория: Блоги | Добавил: airin38
Просмотров: 134 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог