Не секрет, что у детей с РАС и другими ментальными нарушениями часто возникают проблемы с устной речью. Альтернативная коммуникация - это отличный способ для детей с особенностями развития выразить свои мысли и чувства. Она может включать в себя использование жестов, символов, картинок или даже устройств, которые помогают преобразовывать слова в текст. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в обучении коммуникации.
Диагностика очень важна для выбора наиболее подходящего метода альтернативной коммуникации. Она помогает определить сильные и слабые стороны ребенка, а также его предпочтения и интересы. На основе этой информации специалисты могут выбрать наиболее подходящий метод, который будет удобен и доступен для ребенка.
Жесты
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определѐнное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Критерии: иметь подражательную активность; иметь достаточно развитую мелкую моторику рук.
Плюсы: доступность, сохранение внимания на собеседнике, скорость передачи информации
Минусы: скоротечность (показал и пропал), сложности с мелкой моторикой, держать все жесты в памяти, не каждый собеседник поймет запрос
Коммуникаторы
Существует множество технических средств, которые могут помочь детям с особенностями развития общаться — например, кнопка-коммуникатор, которая производит одно записанное сообщение. Это может быть обычный смартфон, планшет, который просто в чехле таком для детей и, соответственно, мы можем его использовать как средство коммуникации, установив определенные программы.
Плюсы: быстро, удобно, компактно.
Минусы: дорого, отвлекаемость ребенка на другие возможности гаджета.
Вспомогательные средства
Или бывают такие символы, которые расположены на руках, на запястьях такие делают типа браслетиков «да» и «нет», чтобы всегда иметь возможность хотя бы всегда ответить на вопрос, посмотрев, фиксируя взгляд на этом видном символе. То есть, различные средства вспомогательные. То есть, это какие-то определенные устройства, предметы, технические, не технические.
PECS
Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного анализа поведения (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.
Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Техники обучения включают различные стратегии АВА, такие как цепочка, подсказки, моделирование и модификации окружающей среды.
Идеально, если программой руководит логопед, и в программу обязательно включены все взрослые, которые будут контактировать с ребенком: родители, школьный учитель и тьютор.
Кто является подходящим кандидатом для обучения PECS?
Обучение PECS не ограничивается возрастом, но для него существует небольшое количество критериев. Таким образом, вы можете предложить PECS как шестидесятилетнему мужчине с когнитивными нарушениями, так и полуторагодовалому ребенку без когнитивных нарушений.
Во-первых, кандидат для PECS должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате. Например, ребенок (или взрослый), который тащит другого человека к желаемому предмету или тянет за руку, имеет хотя бы зачатки преднамеренной коммуникации. Ребенок (или взрослый), который пытается получить желаемое, никак не обращаясь и не глядя на взрослого, может не иметь преднамеренной коммуникации, и ему может потребоваться другой подход до обучения PECS. В данном случае необходимо обучение преднамеренной коммуникации.
Способность различать изображения не является необходимым критерием для обучения PECS. Даже если ребенок не обращает внимание на изображения, не сортирует одинаковые предметы или картинки – это не повод отказаться от PECS. Как показывает практика, при использовании PECS, этот навык формируется значительно быстрее.
Хотя стратегия PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии, а также для людей с нечленораздельной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.
Плюсы: недорого; коммуникация становится наглядной; любой человек поймет запрос; способствует развитию устной речи; опирается на сильные стороны ребенка (визуальное восприятие).
Минусы: много карточек, неудобно носить, могут теряться; иногда нет под рукой нужной карточки.
Следует отметить, что на данный момент существует множество аналогов PECS в электронном виде в виде приложений. Приложение позволяет создавать свои наборы карточек или использовать уже там имеющиеся.
|