Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Как выбрать альтернативную коммуникацию для обучающегося с РАС

СКАЧАТЬ (16.7 Kb) 28.11.2023, 21:11
Новикова Ирина Александровна
учитель, МБОУ СОШ №43 г.Белгорода
Не секрет, что у детей с РАС и другими ментальными нарушениями часто возникают проблемы с устной речью. Альтернативная коммуникация - это отличный способ для детей с особенностями развития выразить свои мысли и чувства. Она может включать в себя использование жестов, символов, картинок или даже устройств, которые помогают преобразовывать слова в текст. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в обучении коммуникации.

Диагностика очень важна для выбора наиболее подходящего метода альтернативной коммуникации. Она помогает определить сильные и слабые стороны ребенка, а также его предпочтения и интересы. На основе этой информации специалисты могут выбрать наиболее подходящий метод, который будет удобен и доступен для ребенка.

Жесты
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определѐнное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Критерии: иметь подражательную активность; иметь достаточно развитую мелкую моторику рук.
Плюсы: доступность, сохранение внимания на собеседнике, скорость передачи информации
Минусы: скоротечность (показал и пропал), сложности с мелкой моторикой, держать все жесты в памяти, не каждый собеседник поймет запрос

Коммуникаторы
Существует множество технических средств, которые могут помочь детям с особенностями развития общаться — например, кнопка-коммуникатор, которая производит одно записанное сообщение. Это может быть обычный смартфон, планшет, который просто в чехле таком для детей и, соответственно, мы можем его использовать как средство коммуникации, установив определенные программы.
Плюсы: быстро, удобно, компактно.
Минусы: дорого, отвлекаемость ребенка на другие возможности гаджета.

Вспомогательные средства
Или бывают такие символы, которые расположены на руках, на запястьях такие делают типа браслетиков «да» и «нет», чтобы всегда иметь возможность хотя бы всегда ответить на вопрос, посмотрев, фиксируя взгляд на этом видном символе. То есть, различные средства вспомогательные. То есть, это какие-то определенные устройства, предметы, технические, не технические.

PECS
Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного анализа поведения (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.
Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Техники обучения включают различные стратегии АВА, такие как цепочка, подсказки, моделирование и модификации окружающей среды.
Идеально, если программой руководит логопед, и в программу обязательно включены все взрослые, которые будут контактировать с ребенком:  родители, школьный учитель и тьютор.

Кто является подходящим кандидатом для обучения PECS?
Обучение PECS не ограничивается возрастом, но для него существует небольшое количество критериев. Таким образом, вы можете предложить PECS как шестидесятилетнему мужчине с когнитивными нарушениями, так и полуторагодовалому ребенку без когнитивных нарушений.

Во-первых, кандидат для PECS должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате. Например, ребенок (или взрослый), который тащит другого человека к желаемому предмету или тянет за руку, имеет хотя бы зачатки преднамеренной коммуникации. Ребенок (или взрослый), который пытается получить желаемое, никак не обращаясь и не глядя на взрослого, может не иметь преднамеренной коммуникации, и ему может потребоваться другой подход до обучения PECS. В данном случае необходимо обучение преднамеренной коммуникации.

Способность различать изображения не является необходимым критерием для обучения PECS. Даже если ребенок не обращает внимание на изображения, не сортирует одинаковые предметы или картинки – это не повод отказаться от PECS. Как показывает практика, при использовании  PECS, этот навык формируется значительно быстрее.
Хотя стратегия PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии, а также для людей с нечленораздельной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.

Плюсы: недорого; коммуникация становится наглядной; любой человек поймет запрос; способствует развитию устной речи; опирается на сильные стороны ребенка (визуальное восприятие).

Минусы: много карточек, неудобно носить, могут теряться; иногда нет под рукой нужной карточки.


Следует отметить, что на данный момент существует множество аналогов PECS в электронном виде в виде приложений. Приложение позволяет создавать свои наборы карточек или использовать уже там имеющиеся.


Категория: Блоги | Добавил: airin38
Просмотров: 150 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог