Сегодня: 05.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Каким должно быть современное дополнительное образование?

02.06.2020, 21:02
Нигматуллин Рамиль Марсович
педагог дополнительного образования, МБОУДО "Дом детства и юношества" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
2020-й – это год, когда завершается реализация Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей». Концепция данной программы сводилась к следующим задачам: во-первых, поддержке одаренных детей, во-вторых, повышения качества общего образования, в-третьих, к успешной реализации проблемы социализации детей и молодежи. Программа содержала концепцию преодоления неравенства доступа к качественному образованию через сферу дополнительного образования [2.с.3,4]. Со дня принятия и начала реализации программы прошло восемь лет. Сегодня мы можем в определенной мере подвести некоторые итоги.

Поддержка одаренных детей была и остается одной из самых актуальных проблем в современном образовании. Нельзя не учитывать того факта, что одаренные дети есть не только в городах, но они живут и в селах, и в деревнях. Вот о проблемах дополнительного образования в деревне хотелось бы остановиться особо, ибо, отрыв города от села в экономическом, социальном, культурном и образовательном плане является огромным, и не в пользу села. После многочисленных реформ в системе образования (в том числе и в дополнительном), в городах сохранились центры детского творчества, являющиеся основой для творческого развития подрастающего поколения. В селах же и деревнях до начала 1990-х годов такую роль играли Дома пионеров и школьников. И, как правильно отмечали авторы учебника «Дополнительное образования детей» для педагогических колледжей Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлов «…творческое начало, присущее внешкольной работе привлекло ребят возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность… Миллионы ребят получили возможность ощутить радость успеха, счастье от участия в интересном деле» [4.с.16]. А, как правило кружки, прежде всего, в сельской местности, группировались вокруг домов пионеров и школьников. Их расформирование привело к деформации дополнительного образования, которое в итоге впало в глубокую депрессию. Даже сегодня (несмотря на многие успехи), дополнительное образование продолжает переживать не лучшие времена.

Конечно, благодаря усилиям энтузиастов, преданных своему делу педагогов, удалось сохранить дополнительное образование в деревнях. Большую роль в воспитании детей сыграли чудом сохранившиеся школьные военно-патриотические и краеведческие музеи. В них сосредоточились духовно-нравственные, патриотические, гуманистические воспитательные процессы. Но, ведь, дополнительное образование, ко всему прочему, выполняет и воспитательную функцию. Воспитательная функция дополнительного образования заключается в формировании культурно-нравственных, патриотических, правовых, гуманистических принципов не только через обучение (как это происходит в школе), но в практической, творческой деятельности.

Основа дополнительного образования – творческая деятельность детей, овладение ими навыков применять знания на практике. А, это невозможно сделать без соответствующих условия, главным из которых является адаптированные под конкретную деятельность кабинетов. В школах таких кабинетов не существует; следовательно, проводить полноценные занятия по дополнительному образованию в здании школы не представляется возможным. Только центры детского творчества, имеющие специально оборудованные, психологически адаптированные кабинеты могут полноценно помощь детям овладеть новыми умениями и навыками; применять на практике полученные в ходе уроков знания. Исключения могут составлять спортивные кружки, музейная работа. Школьные спортивные залы универсальны. Поэтому, например, кружки по спортивным играм, лыжной подготовке, борьбе могут проводится в стенах школы.

Нельзя не считаться тем, что дополнительное образование концептуально отличается от общего школьного. Если школа делает упор на овладение знаниями в истории, биологии, химии, математике, физике и других предметах, то дополнительное образование направлено, прежде всего, на практическую деятельность, которую невозможно реализовать в общеобразовательных учреждениях. Должны быть созданы специализированные центры творческого развития детей. И, такие центры существуют, но они в основном сконцентрированы в городах. Так, в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других крупных городах Республики Татарстан успешно функционируют центры детского творчества, в которых дети занимаются по различным направлениям: туристско-краеведческому, хореографическому, техническому и другим. В деревнях же и селах таких центров попросту нет. Они ликвидированы вместе с закрытием домов пионеров и школьников. Поэтому, главное на что должно быть направлено внимание нашего правительства и министерства просвещения, так это на то, чтобы в деревнях также открывались подобные центры. Без этого нельзя говорить о доступности образования, о равноправии, адаптации детей к современным общественным реалиям.

Еще одна проблема современного дополнительного образования – это образовательные программы. Их составление занимает огромное количество времени, требует усилий. Ведь не существует готовых программ. Их приходится создавать самим педагогам, учитывая, что отсутствуют методические рекомендации по всем направлениям дополнительного образования. Предполагается, что педагоги сами создают свои авторские программы для конкретного кружка. Но, как правило у педагога дополнительного образования, пусть даже одного направления, могут быть несколько кружков. Каждому кружку нужна адаптированная образовательная программа, учитывающая возрастные, психологические особенности воспитанников, а также их состояние здоровья. Образовательная программа – это еще не все. К каждой образовательной программе составляется рабочая программа, а как приложение – календарно-учебный график. Вся эта писанина занимает не менее 70-100 машинописных страниц. А, если случаются форс-мажорные обстоятельства (как например в этом году нашествие эпидемии корона вируса), то рабочая программа пересматривается и дополняется, что отнимает дополнительное время и требует новых усилий. Я считаю, что в перспективе необходимо реформировать и эту сторону дополнительного образования, облегчив составление образовательных программ, убрав многочисленные требования, которые лишь затрудняют их составление. Какую часть образовательной программы можно смело удалить? Считаю, что нет необходимости составлять содержательную часть, которая лишь повторяет часть технологическую. Кроме того, не нужно оставлять рабочую программу на каждый год обучения. Ведь, мы программу составляем на три года, на пять, а то и на десять лет. Так, нужно ли повторять уже написанное по каждому году обучения. Однозначно нет. Таким образом, педагог получит возможность корректировать свою образовательную программу, адаптировать ее к изменяющимся условиям.

И, в конце хотелось бы коснуться перспектив развития дополнительного образования на ближайшие годы. Думаю, что одним из направлений является внедрение в систему дополнительного образования инновационных технологий, которые так или иначе уже действуют в общем образовании. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность. Многим кружкам не хватает элементарных (на сегодняшний день) технических средств обучения. Особенно это заметно в сельской местности. Нет полноценно функционирующих компьютеров, ноутбуков, планшетов. Для показа учебных фильмов приходится заимствовать у школы проекторы и экран. Если, в селах и деревнях будут созданы все необходимые условия для полноценного функционирования системы дополнительного образования, через создание центров детского творчества, через их техническое и технологическое оснащение, то мы непременно будем иметь талантливых и творчески развитых людей не только в городах, но и в деревнях и селах. А, это важно с точки зрения дальнейшего развития российского общества.

Литература:
1.Федеральный закон об образовании в РФ. №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2.Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года».
3.Приказ № 1008 Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлов. – М.: Владос, 2004. – 349 с.
5.Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий. Сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием).: // ИОЦ «Инфомед». Екатеринбург 2016 г. – 154 с.


Категория: Блоги | Добавил: Roma1973
Просмотров: 58 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог