Конспект открытого урока в 6 классе по теме
«Какое интересное имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие связной речи учащихся, познавательных способностей, навыков самостоятельной работы, творческих способностей.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить изученное по теме «Имя прилагательное»:
уметь правильно определять разряды имен прилагательных, правописание не с прилагательными, орфограммы в суффиксах прилагательных;
2. Развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроль, речь учащихся, мышление.
3. Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
4. Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
5. Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование урока: экран, ИТК.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, на доске записан «синквейн» (с франц. – стихотворение, которое состоит из пяти строк, пишется по определенным правилам).
Полное. Качественное.
Рисует. Описывает. Украшает.
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.
- В первой строке задана тема стихотворения.
- О какой части речи говорится в этом пятистишии? (о прилагательном).
-Записываем число, классная работа и тему урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (повторить все, что нам известно об имени прилагательном, закрепить знания)
3. Работа по теме урока.
1) Творческая работа.
-Читаем стихотворение без прилагательных.(ученик читает)
… лес! От края и до края
Он застыл … стеной,
Сердце … смущая
… тишиной.
Он меня гнетет своим величьем,
… отрешеньем от всего
И … безразличьем
К жизни за пределами его.
-Почему текст звучит сухо? (нет прилагательных)
-Ребята, поставьте подходящие по смыслу прилагательные.
-Запишите в тетрадь только прилагательные. (3 ученика читают стихотворение, вставляя свои прилагательные).
- Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст?
-Сравним с авторским текстом это стихотворение? (к художественному)
-Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (делают речь более красивой, образной, выразительной, яркой. Описывают предметы)
- А теперь давайте вспомним основные признаки научного стиля речи и составим кластер, с помощью которого проверим домашнее задание (ответы на вопросы об имени прилагательном).( 2 ученика работают у закрытой доски, рассказывают по кластеру об имени прилагательном, остальные добавляют)
3) Творческая работа.
-Просмотр картинок о зиме, звучит музыка.
- А сейчас посмотрите на картину и составьте одно предложение, используя имена прилагательные.( синтаксический разбор составленного предложения, морфологический разбор прилагательного.
- Трое учеников работают у доски. Выполняют синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательных. ( Чистый зимний воздух бодрит нас.)
Физкультминутка (упражнение для глаз).
4) Определите разряд имен прилагательных. Запишите в три колонки.
Время выполнения.1ряд-кач.,2 ряд- относ., 3 ряд-притяж. 3 мин.(Слайд)
1.Качественные:
Умный ребенок, деревянное(перен.) лицо, темная туча, лисьи(перен.) повадки
2.Относительные: каменный дом, вчерашняя газета, обеденный стол, лисий тулуп(перен.)
3.Притяжательные: папин нос, лисья нора, олений рог.
Ученик от каждого ряда рассказывает, почему он так распределил.
5) Спишите, обозначая условия выбора слитного раздельного написания НЕ
(Не)близкий путь;
совсем (не)интересная игра;
река (не)широкая, а узкая;
(не) глубокое озеро;
(не)уклюжий медведь;
Неблизкий путь (далекий)
совсем не интересная игра;
река не широкая, а узкая;
неглубокое озеро (мелкое);
неуклюжий медведь(без не
не употребляется)
6)У доски работает 1 ученик, остальные письменно в тетрадях.
Образовать краткую форму прилагательных ( полная форма записана на доске)
Стеклянный, медвежий, кипучий, деревянный, жгучий, могучий, горячий, птичий.( кипуч, жгуч, могуч, горяч)
- Почему не от всех прилагательных можно образовать краткую форму? (только у качественных)
- Какая орфограмма встретилась у кратких прилагательных? ( ь не пишется в кратких прилагательных на конце слова после шипящих)
7) Спишите, выделите окончания прилагательных в безударном положении. Время выполнения 3 мин.
В морозн... воздухе
февральск ... днем
зимн ... вечером
рыж... белку
жгуч… морозом
в темн… лесу.
В морозном воздухе
февральским днем
зимним вечером
рыжую белку
жгучим морозом
в темном лесу
8) Буквенный диктант на правописание н, нн в прилагательном. Записываем под цифрами н или нн. ( 1 ученик у доски закрытой, остальные в тетрадях, после выполнения обмениваются тетрадями, взаимопроверка, выставление отметки, 0 шибок-«5», 1-2 ошибки-«4», 3-4 ошибки-«3», более- «2»).( 1.шерстяной свитер, 2.кожаные перчатки, 3.длинный шарф, 4. пламенное чувство, 5. ветреное утро, 6. стеклянный сосуд, 7. румяные щеки, 8. деревянные санки.)
1 2 3 4 5 6 7 8
н н нн нн н нн н нн
9) Игра (устно).
-Я называю вам прилагательные, а вы должны догадаться о ком или о чем идет речь.
Бурый, мохнатый, косолапый (медведь),
Зеленый, сахарный, сладкий (арбуз),
Спелое, крупное, сочное (яблоко),
Хитрая , рыжая, пушистая (лиса),
Маленький, желтенький, пушистый (цыпленок),
Умные, активные, дружные(Это вы, ребята).
4. Рефлексия. Выберите из данных прилагательных то, которое охарактеризует какие чувства и эмоции вызвал у вас урок.
1.Интересный
2.Занимательный
3.Поучительный
4.Скучный
5.Веселый
6.Чудный
7.Отвратительный
8.Вредный
9.Ужасный
10.Легкомысленный
5. Подведение итогов урока.
- Какую часть речи мы сегодня повторяли?
- С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Имя прилагательное», на втором уроке мы повторим оставшиеся орфограммы.
Домашнее задание:
1)Попробуйте придумать свои загадки (которые состоят только из имен прилагательных) и адресовать их мне или одноклассникам.
2) 1вар.-составить буквенный диктант на о, е после шипящих в суффиксах прилагательных.
3)2 вар.- объяснительный диктант (суффиксы к, ск прилагательных
1. Русский язык. 6 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2020
2. Русский язык.6 класс. Дидактические материалы к учебнику Т.А.Ладыженскойи др.- М.:Экзамен, 2021
|