Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Картотека дидактических игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи младших школьников с ТНР

СКАЧАТЬ (78.0 Kb) 13.05.2024, 09:55
Прохорова Марина Сергеевна
учитель-логопед, ГОБОУ "АШИ №4" г.Великий Новгород
Карточка 1.
1.Скажи ласково.
Цель: формирование умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Подружка-подруженька, кружка, малыш, нож, уж, морж, карандаш, корж, ёж, порошок, душа, ложка, дорожка, шаг.
2.Измени слова по образцу.
Цель: формирование умения образовывать имена существительные в форме множественного числа.
Он (нож) – (они) ножи, корж, крошка, карандаш, пейзаж, морж, мышь, стриж, грош, камыш.
3.С помощью приставок измени действие на обратное.
Цель: учить детей подбирать слова с приставками противоположными по значению.
Ускакал – прискакал, пришёл, убежал, сжимал, приезжал, подсаживал.

Карточка 2.
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делает?
Цель: учить образовывать глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени от имён существительных.
Марш - марширует, шуршание, жужжание, сторож, шипение, вешалка, сушка, жало, дрожь, ложь.
2. Измени слова по образцу.
Цель: учить образовывать имена существительные в форме множественного числа родительного падежа.
Косы- (много) кос, розы, берёзы, волосы, полосы, козы, колёса, слёзы, вазы, стрекозы, глаза.
3. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос какой?
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Зло –злой, старость, спор, позор, забота, зима, зубы, соль, сила, золото, сирень, сахар, запас.

Карточка 3.
1. «Подружи» слова. Составь словосочетания, изменив окончания в словах.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
Культурное, программа; леденцовый, карамель; старое, приятель; терпеливые, учитель; острый, сверло; хрустальный, люстра; пронзительная, взгляд.
2. Измени слова по образцу.
Цель : Учить образовывать имена существительные женского рода.
Колдун –колдунья, волшебник- волшебница.
Модник, владелец, драчун, владыка, воспитатель, кудесник, повелитель.
Цель: учить образовывать имена прилагательные женского рода.
(какой?) входной – (какая?) входная
Дубовый, вредный, водяной, двойной, дивный, дверной.
3. Вставь предлоги в предложения.
Цель: развитие умения употреблять предлоги.
Большой белый гриб вырос …. елью. …. снега пробивались первые подснежники. Куклы вынули … коробки. Ворона слетела … дерева. Путники шли … пыльной дороге. Дети катались … лодке. Хлеб продают … булочной. Лодка подплыла … берегу. Птица летит … городом. Кошка убегает … собаки.

Карточка 4.
Цель: учить находить ошибки в предложении и исправлять их.
1. Игра «Путаница». Что не так?
1) Кольцо носило Алёну на большом пальце.
2) Котёнок пошёл относить Петра домой.
3) Нора ползёт к глубокому кроту.
4) Ёлочка громко поёт на клесте.
2. Измени слова по образцу.
Цель : Развитие навыков словоизменения.
Он любимый - она любимая
Старый-
Мягкий-
Тяжёлый-
Красный
Вялый-
Дряхлый -
Частый
Прямой –
3. Составь предложения из слов.
Цель: формирование умения составлять предложения из слов.
1) Зяблики, гнездятся, забавные, краях, наших, в.
2) Поляну, светом, яркое, солнце, озаряло, лесную.
3) Катаются, санках, на, Аня, Катя, и.
4) Щука, под, большая, ушла, воду.

Карточка 5.
1. Назови детёнышей животных.
Цель: Развитие умения образовывать новые слова.
Коза, корова, лошадь, овца, слон, кошка, тигр, свинья, бобёр, ёж, лев, волк, курица, утка, гусь.
2. Соедини слова, подходящие друг другу по смыслу.
Цель: Учить подбирать к именам существительным подходящие имена прилагательные
Стая старинная
Статуя глубокая
Картина дикая
Астра старая
Няня надёжная
Яблоня чахлая
Армия каменная
яма садовая
3. К данным словам побери родственные, отвечающие на вопрос какая?
Цель: Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Малина- малиновая, сталь, даль, чай, май, пять, мять, мята, заяц, пляж, крылья, жара, рай, забота, яблоня.

Карточка 6.
1.К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делала?
Цель: Учить образовывать глаголы от имён существительных
Победа- побеждала, замена, мяуканье, веянье, вязанье, пряжа, кряканье, тряска, увяданье, потеря.
2. Измени окончания в словосочетаниях по образцу (много-один):
(они какие?) железные вёдра – (оно какое? Она какая? Он какой?) железное ведро.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в единственном и во множественном числе.
Зелёные поля
Тёплые деньки
Солёные селёдки
Короткие полёты
Молодые ежи
Пёстрые перепёлки
Далёкие города
3.Составь предложения из слов.
Цель: Учить составлять предложения из слов
1) реки, устье, в, устремилась, ладья.
2) пьют, воду, соловье, из, ручья.
3) скачет, семья, заячья, полянке, по.
4) окном, слышится, за, воркованье, чириканье, и, голубиное, воробьиное.

Карточка 7.
1. Вставь предлоги в предложения( в, на, от, до, из, под, над, по).
Цель: развитие умения употреблять предлоги.
Цветы поливают … лейки.
Тапочки стоят … кроватью.
Бабочка порхает … цветком.
Кошка залезла … дерево.
Корабль отчалил … берега.
Автобус едет … шоссе.
Витя доплыл … берега.
2. Измени словосочетания по образцу.
Цель: Учить употреблять предлоги для, из.
Кухонное полотенце – полотенце для кухни.
Бельевой шкаф –
Книжный шкаф-
Обеденный сервиз –
Яблочный компот – компот из яблок
Пшеничный хлеб –
Кирпичный дом –
Молочные продукты –
3. Составь и запиши предложения из слов.
Цель: Учить составлять предложения из слов.
Ребята, речке, в, купаются.
Кошка, комнаты, из, выскочила.
Лена, книгу, из, взяла, шкафа.
Степан, журнал, взял, полки, с.
Птицы, над, кружатся, деревьями.
Рита, вышла, балкон, на.

Карточка 8.
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делать?
Цель: Учить образовывать глаголы в неопределенной форме от имён существительных и от имён прилагательных.
Стойкий- стоять
Ржавый -
Жалкий-
Пружина-
Полезный-
Вырез-
Дружба-
Служба-
2. «Подружи» слова. Составь словосочетания, изменив окончания в словах.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными и имена существительные с глаголами.
Молодая, мамонт; маленькая , мотылёк; солёный, соломка; самолёт, полетела; мальчик, плавала; лилия, малиновый; мыло, лимонный; плясовой, мелодия.
3. Составь предложения из слов
Цель :Учить составлять предложения из слов.
1) Каретой, скакал, за, царской, всадник
2) Карп, глубоководье, угорь, кормятся, на, и
3) Скоморох, говорит, городской, скороговорками
4) Далёкая небосклоне, голубом, на, искрится, галактика

Карточка 9.
1.Скажи ласково.
Цель: Учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Год – годик, коготь , гора, скатерть, греча, галка, уголь, игла, пуговица, игрушка, укол, угол.
2. Игра «Путаница». Что не так?
Цель : Учить находить ошибки в предложении и исправлять их.
1) в вилках завалялись деревянные буфеты.
2) Фантастический вулкан – это извержение явления.
3) Флейта вложила флейтиста в футляр.
4) звуки издавали удивительную арфу.
5) Слово назвало правильного профессора.
3.К данным словам подбери родственные отвечающие на вопрос что делает?
Цель :Учить образовывать глаголы настоящего времени, единственного числа 3 лица от имён существительных.
Зов –зовёт, покрывало, вклад, фантазия, свет, улов, пловчиха, давление, отвар, рвение, срыв.

Карточка 10.
1. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель : Учить подбирать имена прилагательные к именам существительным.
Вязаный фламинго
Вкусные фокус
Офицерская воспитатель
Фантастический шарф
Розовый вафли
Заботливый фломастеры
Удивительный фильм
цветные фуражка
2. Измени слова по образцу.
Цель : Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа.
Рукав – рукава, червь, клюв, шарф, слово, засов, улов, право, шкаф, шов, ров, жираф.
3. Составь предложения из слов.
Цель: Учить составлять предложения из слов.
1) Словарю, по, проверила, Варвара, слово
2) верный, Володя, ответ, выбрал.
3) Суровым, своим, филин, видом, отпугивает, врагов.
4) О, Варя, новом, рассказывала, мультфильме

Карточка 11
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос какой?
Цель: Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Кафель - кафельный, швея, слово, фабрика, веселье, фермер, фасоль, цвет, вкус, волос, фрукт, вишня, фамилия.
2. Вставь предлог в предложение
Цель: Учить правильно употреблять предлоги.
Охотник спрятался … дерево.
Лида идёт … братом.
Картофель убрали … подвал.
Малыши бегают … площадке.
Внучка гостила …бабушки на даче.
3. Что не так?
Цель: Учить правильно употреблять предлоги.
Мама пришла от магазина.
На второе подали пюре с картофеля.
Делать от мухи слона.
Сделан от другого теста.

Карточка 12.
1. Прочитай предложения и найди ошибки, исправь их.
Цель: Учить находить ошибки в предложении исправлять их.
Алёша сунул руку на карман.
Молоко налили на чашку.
Утром дети пришли на школу.
Собака спит на будке.
Суп сварили на кастрюле.
Мальчик стоит в мосту.
2. Образуй слова по образцу.
Цель : Учить образовывать названия детёнышей животных.
Заяц – зайчиха, лев, тигр, волк, лис, медведь, барсук, кролик, хомяк, крокодил.
3. «Подружи слова». Составь словосочетания.
Цель: Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
Цветочный, пыльца – цветочная пыльца.
Цветная, платочек
Ценные, подарочек
Чудесный, месяцы
Перец, жгучая
Лицо, печальная
Яйцо, черепашья
Маслице, горячие
Цепочка, металлический
Ручка, цветные
Мыльце пахучая

Карточка 13.
1. Скажи ласково
Цель: Учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме
Книжка, ложка, повозка, кружка, блузка, сказка, повязка, фуражка, пирожки, тележка, указка, берёзка.
2. Вставь пропущенные предлоги.
Цель: Учить правильно употреблять предлоги.
Узнал … пожаре; знаком … изображением, провести время … пользой, задрожал … ужаса, заплатил … задержкой, бежал … дорожке, указал … признак, заниматься … экзаменом, замёрз … варежек, забыл … ужине.
3. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель: Учить подбирать к именам существительным имена прилагательные.
Тяжёлая жилет
Заряженное зажим
Жестокие блузка
Вязанный газон
Важное снаряжение
Ржавая заседание
Лыжное пружина
Жёлтая оружие
Стриженый морозы
железный поклажа

Карточка 14
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делать?
Цель : Учить образовывать глаголы в неопределенной форме от имен существительных и от имён прилагательных.
Стойкий – стоять, ржавый, жалкий, пружина, полезный, вырез, дружба, служба.
2. Скажи наоборот
Цель: Учить подбирать антонимы, образовывать слова с приставками противоположными по значению.
Приехал – уехал, начал, отдал, вскочил, нашёл, включил, сломал, говорить, заработать, высушить, шептать.
3. Измени слова по образцу.
Цель : Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа именительного падежа.
Зуб- зубы, ёж, гараж, показ, пляж, разрез, стриж, паровоз, мороз, нож, порез, крепёж, карниз, морж, арбуз, алмаз, дикобраз, этаж.

Карточка 15.
1. Игра «Путаница». Что не так?
Цель: Учить находить ошибки исправлять их.
Курица из ветчины – ветчина из курицы, чечевица из супчика, коробочная спичечка, платочковый цвет, цапля чучела, печеньевый марципан, яблочный червь, принцевый мечтатель.
2. К данным словам подбери, родственные, отвечающие на вопрос что делай?
Цель: Учить образовывать глаголы повелительного наклонения.
Поиск – ищи, щекотка, очистка, учёба, ощущение, защита, молчание, прощение, качка, скакать, таскать.
3. Назови слова-приятели
Цель: учить подбирать синонимы.
Дорога –
Холод-
Метель-
Печальный -
Жаркий -
Большой-
Сказать-
Блестеть-
Воевать -

Карточка 16.
1. Игра «сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
2. Кто где живёт?
Цель : Учить образовывать слова- названия жителей страны.
В Португалии – португалец
В Исландии –
В Испании-
В Мексике
В Германии –
В Австралии-
В Сирии –
В Пакистане -
3. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
4. Цель: Учить подбирать имена прилагательные к именам существительным.
Рыцарь пёстрая
Цвет стальная
Ресницы смелый
Танец детское
Царица быстрый
Лицо пушистые
Спица строгая
курица красный

Карточка 17.
1. Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».
Казак ,урожай, колосок, река, порт, парк, вокзал, дом, магазин, житель,
Горожанин.
2. Скажи ласково
Цель: образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Колено –коленце, окно, дерево, корыто, веретено, вода, тело, брат, сестра, земля.
3. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос кто?
Цель: Учить образовывать имена существительные от глаголов.
Поёт – певец, творит, делает, мудрит, куёт, жнёт, владеет, наглеет, скитается, страдает.

Карточка 18.
1. Скажи наоборот
Цель: Учить подбирать противоположные по смыслу имена прилагательные.
Длинный – короткий
Высокий-
Кислый –
Тяжёлый –
Глубокий –
Широкий –
Чёрный –
Пустой –
Грязный –
2. Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.
Цель: Учить согласовывать имя существительное с именем прилагательным.
Небо (какое?) -
Ветер (какой?) –
Солнце (Какое?) –
Погода (Какая?)
Настроение (какое?) –
3. Игра «Путаница». Что не так?
Цель : Учить находить ошибки в предложении исправлять их.
1)Цыпочки стоят на цыгане. 2) цыплёнок цыгану говорит : «Цыц!» 3) Цирк выступает в циркаче. 4) циферблат светиться в темноте на цифрах. 5) Медицину используют в цинковой мази. 6) Ресницы распахнули девицу. 7) Собрал целый рисунок коллекций.

Карточка 19.
1. Скажи наоборот
Цель: Учить подбирать противоположные по значению имена существительные.
День-ночь
Утро-...
Вечер-...
Солнце-...
Грязь-...
Малыш-
Радость-..
Здоровье-...
2.Назови человека, который выполняет действие.
Цель: Учить образовывать слова-названия профессий, занятий людей.
Прыгает с парашютом – парашютист, играет в шахматы, играет на саксафоне, спасает людей, подбирает стиль одежды, играет в баскетбол, играет в теннис, варит сталь, пишет сценарий, пишет басни, поднимает штангу, управляет электричкой.
3.Вставь пропущенные предлоги.
Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги.
Оказался … суше, пришёл … гости, поспешил … выходу, оставлю … востребования, спасу … крушения, слышал … писателе, насмешил … слёз, снял … стены, сушил … солнышке, перешёл .. наступление.

Карточка 20
1.Вставь подходящие по смыслу имена существительные.
Цель: согласование глагола с именем существительным в числе и роде.
Светил_____________
Светило____________
Светила____________
Шумел______________
Шумело_____________
Шумела_____________
Скрипел_____________
Скрипела____________
Скрипели_____________
Звучал_______________
Звучала______________
Звучали_______________
2. Допиши пословицы, подбирая антонимы к выделенным словам.
Цель: Учить подбирать антонимы.
Маленькое дело лучше ________________ безделья.
Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Труд кормит, а ___________ портит.
Ближний сосед лучше _______________ родни.
Друг спорит, а ______________ поддакивает.
3.Измени окончания в словах по образцу.
Цель : Учить спрягать глаголы.
Спасаю(я) – спасаем (мы), слушаю, составляю, устрашаю, спешу, спрошу, сушу, смешу, раскушу, шуршу, скошу, свистну.

Карточка 21.
1. Игра «Путаница». Прочитай, спиши, устранив путаницу.
Цель: Учить правильно употреблять предлоги.
Дед в печи, дрова на печи.
Бабушки в речке, караси у печки.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
У зеркала ватрушки, к завтраку девочки-вертушки.
На полях врачи, в кабинетах грачи.
На клумбе грибочки, а в лесу цветочки.
Из трубы сынок, на крылечке дымок.
За оградой в клетках двери, в доме крашеные звери.
В косах бантики у Коли и усы у дяди Оли.
С морковками мальчики, на велосипедах зайчики.
2. Кто это? Что это?
Цель: учить подбирать имена существительные к именам прилагательным.
Ветвистая, зелёная, колючая – это ель.
Холодный, искристый, пушистый – это_____________
Чистое, голубое, бездонное – это _________________
Новая, интересная, библиотечная – это____________
Зелёный, кровожадный, зубастый – это _________________________
Красное, спелое, сладкое ____________________________________
Порывистый, ураганный, штормовой – это________________________
Бездомная, дворовая, сторожевая – это__________________________
3.Переделай ласковые названия на обычные.
Цель:
Солнышко, пальчик, птенчик, кончик, сердечко, колечко, перчик, личико, яичко, курочка, улочка, венчик, крылечко.

Карточка 22.
1. Образуй сложные слова.
Цель: Учить образовывать сложные слова.
Водит полк – полководец, ходит по канату, солнце припекает, варит сталь, разводит цветы, новенький в армии, бьёт молотом, гладкий ствол, носит броню, ловит птиц, семь цветов.
2. Кто где живёт? Ответь на вопрос.
Цель: Учить образовывать слова-названия жителей стран.
В Китае –китаец
Во Франции –
В Японии –
В Украине –
В Палестине –
В Америке –
В Италии –
В Эстонии –
В Бразилии –
3. Измени слова по образцу.
Цель : Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа именительного падежа.
Гриб - грибы, зуб, лесоруб, сугроб, суп, микроб, крупа, гардероб, способ, лоб, тропа, жаба, шуба.

Карточка 23.
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делать?
Цель: Учить образовывать глаголы в неопределённой форме от имён существительных.
Рубка – рубить, лепка, улыбка, дружба, служба, работа, трёпка, спор, погибель, подгиб.
2. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Пыльная запуск
Потопленный попытка
Недоступный буря
Подзорная труба
Последняя абонент
Пробный пропуск
Бездомный корабль
служебный Барбос
3. Соедини стрелкой антонимы.
Цель : учить подбирать антонимы.
Быстрый найти
Ошибочный грязь
Друг медленный
Щедрый враг
Плакать правда
Цвести правильный
Потерять скупой
Ложь увядать
чистота смеяться

Карточка 24.
1. Запиши предложения, изменяя слова в скобках. Поставь вопросы к этим словам.
Цель: Учить согласовывать глаголы с именами существиетльными.
Мы получили (телеграмма).
В зоопарке дети видели (обезьяна).
Мама подарила (дедушка) шарф.
Дима пилит дрова (пила).
Осенью дороги размыты (дождь).
В дальнем лесу много (ужи).
В книге нет (картинки).
Мальчик рисует (карандаши).
2. Составь пару. Подбери к имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Цель: учить подбирать имена существительные к именам прилагательным.
Апельсиновый ____________ настольная _____________
Пчелиный_________________ чайная__________________
Телефонный________________ отбойный________________
3. А что у птиц за дети? Образуй слова-названия птенцов.
Цель : Учить образовывать слова-названия птенцов.
У утки – утята
у орла -
У гуся – у ястреба-
У вороны – у журавля
У грача – у лебедя -
У голубя – у галки –
У совы – у стрижа –
У аиста – у тетерева -
У страуса- у кукушки
У индюка

Карточка 25.
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос какой?
Цель: Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Молодость – молодой, сад, год, плод, доступ, голод, склад, порт, труд, фронт, гранат, спорт.
2. Найди замену. В словосочетании замени имя прилагательное его синонимом.
Цель: Учить подбирать имена прилагательные противоположные по значению.
Чистый воздух – свежий воздух
Чистое небо –
Худая собака –
Худая слава –
Худое ведро –
Аккуратная одежда –
3. Составь из слов предложения и прочитай текст.
Цель: учить составлять предложения из слов.
1)Ты, поле, ржи, целое, видел, когда-нибудь?
2)Яркие, огоньки, синие, среди, мелькают, хлебных, колосьев.
3) васильки, это цветы, полевые.
4) насекомых, они, ярко-синим, цветом, внимание, привлекают.
5) в, цветочке, каждом, крошечная, прячется, мёда, капелька.
6) за, лакомством, этим, и, пчёлы, шмели, прилетают.
7) в, лета, конце, теряют, цвет, васильки, яркий, синий.
8)они, сначала, розовыми, становятся, а, белыми, потом.
9) уже, к цветам, таким, не, насекомые, спешат.
10) в, больше, нектара, нет, них, сладкого.

Карточка 26.
1. Допиши предложения, изменяя слова в скобках.
Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Девочке купили большую (кукла).
Наташа не успела решить (задача).
Денис пригласил друга на (рыбалка).
Ночью мороз разрисовал окно причудливыми (узоры).
После (дождь) в небе появилась радуга.
2. «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).
Цель : Учить образовывать имена существительные в форме творительного падежа единственного числа.
Рубить —
резать —
пилить —
вытираться
писать
вытирать —
причесываться —
упаковывать —
есть —
3.Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.
Цель :
Белка, беленький, белила.
Пёс, песочный, песок.
Печка, печурка, печать.

Карточка 27.
1. Измени форму слова.
Цель : Учить образовывать имена существительные в форме творительного и предложного падежей.
Берёза – берёзы, с берёзой, о берёзе.
Зеркало
Песня
Ветер
Лось
гость
2. «Подружи» слова. Составь словосочетания, изменив окончания.
Цель: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Пёстрое, тетерев – пестрый тетерев.
Пятый, попытка; тяжёлые, предмет; пушистая, тапки; старинное, приятель; приятный, попутчики; пропавшая, цыплята; переполненные, транспорт.
3. Скажи ласково.
Цель: Учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Платье- платьице, плут, торт, копыто, платок, пятёрка, петля, прут, попугай, тропа, пальто, тапки.

Карточка 28.
1. Образуй слово по образцу.
Цель: учить образовывать имена существительные женского рода.
Выдумщик (он) – выдумщица(она).
Писатель, покупатель, посетитель, пулемётчик, спасатель, попутчик.
2. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Пустой посетитель
Тёплое оттенок
Терпеливые пальто
Потёртый петух
Пятая поступок
Отважный тулуп
Постыдный спасатель
Пёстрый путники
Пепельный пакет
постоянный попытка
3. Составь из слов предложения.
Цель : Учить составлять предложения из слов.
1)эскимо, любит, сладкие, Зина, эклеры, и.
2) экскурсию, Захар, Эстонию, на, в, отправился.
3) Элеонора, экономит, Евгеньевна, электричество.
4) Эдуард, дуэль, рассказал, про, экзамене, на.
5) поэт, поэму, представил, книжной, ярмарке.

Карточка 29.
1. Игра «Путаница» Что не так?
Цель : Учить находить смысловые ошибки в предложении и исправлять их.
1)Конь вскочил на всадника. 2) Кладовка проскользнула в кладовщика.3)Подоконник вкарабкался на кошку. 4) В книжки закуплены редкие киоски. 5) Невнимательный камень споткнулся об ученика.
2. Образуй слова по образцу.
Цель : учить образовывать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме.
Синий – синенький, красный, низкий, кудрявый, круглый, крепкий, слабый, тонкий.
3.Скажи ласково.
Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Мешок – мешочек, щука, роща, ящерица, лещ, мышь, шалун, штаны, клещ, ящик, уши, каша, Маша, щетина, щётка, шум.

Карточка 30.
1. Спиши, вставляя противоположные по значению предлоги.
Цель : Учить правильно употреблять предлоги противоположные по значению.
Войти в дом – выйти из дома.
Писать с ошибками – писать …. ошибок.
Лететь над мостом – проехать … мостом.
Доехать до станции – отъехать … станции.
Сделать остановку за магазином – остановиться … магазином.
Не доехать до школы – остановиться … школы.
Прийти утром в класс – уйти … класса.
2. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос «какой?»
Цель: Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Шитьё –шитый, смех, мощь, внешность, плюш, вещь, щедрость, мышь, ухо.
3. Соедини слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель: Учить согласовывать глаголы с имена существительными в роде, числе и падеже.
Прощать щенка
Лишить штанишки
Тащить шары
Сушить пищи
Тушить малыша
Щекотать мешок
Вращать шалунишку
Защищать вещи
зашить овощи

Карточка 31
1. «Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Варенье из клубники- это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок?
Компот из яблок – это какой, компот?
Дом из кирпича- это какой дом?
Ваза из стекла- это какая ваза?
Стол из дерева- это какой стол?
Суп из грибов - это какой суп?
Кисель из клюквы – это какой кисель?
2.«Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
«Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
3. Что это?
Цель: Учить подбирать имена существительные к именам прилагательным.
Новогодняя, зелёная, пахучая____________________
Обеденный, письменный, кухонный ________________
Белое, парное, коровье__________________________
Липовый, пчелиный, цветочный _____________________
Острый, болгарский, чёрный________________________
Рабочий. Праздничный, выходной___________________
Зелёная, газонная, сорная__________________________
Сливочное, оливковое, подсолнечное______________

Карточка 32.
1. Найди синонимы. Соедини стрелочкой слова, близкие по значению.
Цель: Учить подбирать синонимы.
Доктор лентяй
Успех битва
Всадник очи
Лодырь преподаватель
Бой печаль
Глаза перерыв
Учитель удача
Правда пилот
Грусть солдат
Антракт истина
Лётчик лекарь
воин наездник
2.Подбери мена прилагательные. Запиши имена прилагательные к каждому имени существительному.
Цель : учить подбирать имена прилагательные к именам существительным.
Цветок – полевой, сказочный, весенний.
Птица ____________________________
Берёза___________________________
Дуб______________________________
Котёнок__________________________
Листок___________________________
Лето_____________________________
Платье___________________________
Матрёшка________________________
Подарок___________________________
3.Составь предложения из слов.
Цель: Учить составлять предложения из слов.
1)блокнот, на наклейку, Николай, наклеил
2)промокла, нитки, до, Карина, дождиком, под
3)со, урок, звонком, на, Снежанна, проскользнула, класс, в.
4) о, споткнулся, дворник, ступеньку, крыльца
5) на, публике, коня, и, всадник, поклонился, вскочил

Карточка 33.
1. Допиши предложения, изменяя слова в скобках.
Цель : учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными .
Дети решили трудную (задача).
Птицы улетели в тёплые (страна).
Девочка кормила (уточка).
Дина увидела на дереве (дятел).
2. Составь словосочетания.
Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Медная дождик
Летний ведро
Тяжёлое труба
Ягодные трава
густая места
3. Образуй форму слова, отвечающую на вопрос что сделай?
Цель : Учить образовывать глаголы повелительного наклонения
(что делать?) выкидывать – (что сделай) выкинь, клевать, стучать, кидать, колоть, кричать, квакать, кликать, кивать.

Карточка 34.
1. Вставь пропущенные предлоги к, ко, от, на, над, под.
Цель :Учить правильно употреблять предлоги.
Отвык … занятий, опустился … колени, привык … ласке, поднёс … рту, (мосты) нависли … Невой, катался … санках, кинулся … колёса, проснулся … завтраку, вскочил … коня.
2. Образуй фамилию.
Цель : Учить образовывать фамилии от имён.
Михаил – Михайлов, Захар, Стас, Эдуард, Егор.
Пантелей –Пантелеев, Енисей, Елисей, Евсей, Евгений.
Лис- Лисов, ёж, зерно, енот, змея, эфир, сом.
3. Запиши слова парами так, чтобы получились словосочетания.
Цель : Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Елена эффективный
Земля сломанный
Этаж солнечный
Экскаватор быстрый
Мэр прекрасная
Енисей круглая
Зеленогорск седьмой
Способ

Карточка 35.
1. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос, какой?
Цель: Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Круг – круглый, книга, черника, клубника, квадрат, клюква, тыква, день, сон, кнопка, конь.
2. Назови детёнышей животных и птиц.
Цель : Учить образовывать слова-названия детёнышей животных.
Кошка – котята, белка, слон, волк, заяц, олень, тигр, лев, козёл.
Собака - щенки, овца, корова.
Индюшка – индюшонок, гусыня – гусёнок, утка. Аист, ворона, курица.
3. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что?
Цель: Учить образовывать име6на существительные от глаголов.
Защемить –защемление, мстить, лишать, просить, ощущать, прощать, крестить, улучшать, общаться.

Карточка 36.
1. Подчеркни антонимы к выделенным словам.
Цель: Учить подбирать антонимы.
День –утро, вечер, ночь.
Глубокий – низкий, мелкий, большой.
Здоровье – болезнь, беда, веселье.
Говорить – сказать, молчать, молвить.
2. Составь предложения из слов.
Цель: Учить составлять предложения из слов.
Ехал, дороге, по. Бежал, широкой, по, улице. По, шёл, лесу, тёмному. Скользил, льду, по, гладкому. Подкрался, норе, лисьей, к. Приехал, гости, в, дедушке, к. Подплыла, берегу, к, лодка. Подошёл, станции, к.
3. Измени форму слова так. Чтобы оно стало отвечать на вопрос что делаю?
Цель: Учить образовывать глаголы в форме 1 лица настоящего времени.
Спешить – спешу, писать, пришивать, шуршать, вышивать, вывешивать, решить крошить.

Карточка 37.
1. Скажи ласково.
Цель: учить образовывать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме.
Пухлый – пухленький, хитрый, плохой, худой, тихий, мохнатый.
Смех –смешок, нога, друг, берег, нож, луг, творог, шаг, утюг.
2. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос как?
Цель: Учить образовывать наречия от имён прилагательных.
Лёгкий – легко, холодный, жаркий, ужасный, тяжёлый, плохой, хитрый, нежный, важный, тревожный, сложный.
3. Назови детёнышей животных, птиц, насекомых.
Цель: учить образовывать слова-названия детёнышей.
Верблюд – верблюжонок, верблюжата.
Медведь, уж, черепаха, петух, хомяк, ёж, жук, жираф, лошадь, лис, морж.

Карточка 38.
1. Запиши слова парами, чтобы получились словосочетания.
Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Мохнатый движение
Мужской жест
Жёлтая снаряжение
Оранжевая медвежонок
Ветхое облепиха
Рыхлый пиджак
Охотничье хризантема
Дружеский жильё
дорожное снежок
2. Поставь словосочетания в форме винительного и родительного падежей.
Цель: учить образовывать словосочетания в форме винительного и родительного падежей.
Большая машина – (вижу что?) большую машину (вин.п.), (нет чего?) большой машины (род.п.)
Сухая штукатурка, сладкая ириска, китовая акула, дикая утка, мужская куртка.
3. Составь предложения из слов.
Цель : учить составлять предложения из слов.
1) Уксусом. Кухарки, кусочки, приправили, курицы
2) Завалинки, и, у, гуси, курицы, утки, гуляли
3) Дровишки, Илья, сухие, пилил
4) Шкурки, туристы, лисьи, купили
5) Сидит, дубом, пастух, под

Карточка 39.
1. Игра «Один – много».
2. Цель: Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа.
Зеркало – зеркала
Окно, бревно, пчела, помидор, хозяйство, хлеб, мох, ухо, лес, гора, кольцо, банка, пень.
3. Скажи вежливо.
Цель: Учить образовывать глаголы в форме повелительного наклонения.
Пой (ты) – пойте (вы), верь, вынь, брось, надень, сядь, кинь, встань, лезь, ударь, тронь, взвесь, достань.
4. Скажи ласково.
Цель: Учить образовывать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме.
Тёплый – тёпленький, синий, красная, сладкий, кислый, мохнатый, тёмный, скучный, длинный, стройный, мокрый, тонкий.

Карточка 40.
1. Соедини слова парами и запиши словосочетания.
Цель: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Портфель стереть
Фильм удивить
Крыльцо играть
Роль носить
Морковь смотреть
Пыль натереть
Постель пить
Кисель стелить
учительницу починить
2. Составь предложения из слов.
Цель: учить составлять предложения из слов.
Лампу, стола, со, убрали
Кошка, котёнком, спят, с, на, крыше
Маша, кашу, маслом, с, ела
Почтальон, письма, со, принёс, станции.
В, мы. Видели, со, слона, слонёнком, зоопарке.
3.Исправь ошибку.
Цель: Учить согласовывать имена прилагательные с исменами существительными.
Красивая город.
Большие сквер.
Старое памятник.
Новая район.
Привокзальные площадь.

Список литературы
1. Алексеева О.С . Различаем звуки и буквы: Картотека заданий логопеда (1-4 класс)- Санкт –Петербург: КАРО, 2017.-128и с.
2. Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения –Волгоград: Учитель, 2009.-143с.:ил.
3. Крутецкая В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии.- СПБ.: Идательский Дом «Литера», 2021. – 96 с.: - (Серия «Азбука письма»).
4. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – 2-е изд., испр. – М.: Издательство гном, 2017. -128 с.
5. Чистякова О. В. Исправляем дисграфию:500 упражнений для учащихся 1-4 классов.- СПБ.: Издательский дом «Литера», 2017. -224 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»).
6. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. – 23-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательство «Экзамен», 2021. -109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)


Категория: Блоги | Добавил: marinaprohorova
Просмотров: 87 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог