Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Картотека игр: "Сенсорное развитие через дидактические игры"

СКАЧАТЬ (8.7 Kb) 14.04.2024, 09:52
Киракосян Татевик Патвакановна
воспитатель, МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №193"
Игра - уникальная деятельность ребенка, она многогранна и неповторима. Пронизывая всю жизнь ребенка, она способствует физическому и психическому здоровью, является источником обширной информации. Возможности применения игры многоаспектны, разработано большое количество практических материалов с различными играми, несмотря на это интерес к игре, к раскрытию ее новых граней актуален и на сегодняшний день.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие». Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.

Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.
Разработкой дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: Н. П. Аникеева, А.К. Бондаренко, В. М. Букатов, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Е.И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.
Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

Дидактические игры на определение формы
1 серия: Соотнесение формы предметов и геометрических фигур
Дидактическая игра «Я иду искать ».
Задача: совершенствовать умение соотносить форму плоского предмета простой формы и соответствующую фигуру.
Материал: 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена одна форма, например, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, а на 4 угловых карточках изображены со- держащие эту форму рисунки привычных и знакомых ребенку плоских предметов простой формы.
Ход игры: Игрокам раздаются блоки. Угловые карточки собираются в один мешочек. Выбирается ведущий (может быть взрослый). Взрослый достает одну угловую карточку, кладет ее в центр между детьми. А задача детей - правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Таким образом, дети должны посмотреть, какая карточка лежит в центре, соотнести ее со своей центральной блоковой фигурой, а затем, решить подходит им карточка или нет. Если же да, то один из детей берет ее и присоединяет к одному из блоков. Выигрывает тот ребенок, кто первый собрал все свои блоки.

№2 Дидактическая игра «Я иду искать 2».
Задача: совершенствовать умение соотносить объемный предмет простой формы и соответствующую фигуру.
Материал: 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена одна форма, например, куб, шар, ци- линдр или конус, а на 4 угловых карточках изображены содержащие эту форму рисунки привычных и знакомых ребенку объемных предметов про- стой формы.
Ход игры: Игрокам раздаются блоки. Угловые карточки собираются в один мешочек. Выбирается ведущий (может быть взрослый). Взрослый достает одну угловую карточку, кладет ее в центр между детьми. А задача детей - правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Таким образом, дети должны посмот- реть, какая карточка лежит в центре, соотнести ее со своей центральной блоковой фигурой, а затем, решить подходит им карточка или нет. Если же да, то один из детей берет ее и присоединяет к одному из блоков. Выигрывает тот ребенок, кто первый собрал все свои блоки.

2 серия: Знание наименования геометрических фигур
Дидактическая игра «Королевство гномов»
Задача: способствовать называнию плоских геометрических фигур.
Материал:
1) кубик с изображением 5 геометрических фигур на каждой стороне, на од-ной из сторон изображены все геометрические фигуры вместе.
2) карты по количеству детей.
3) фишки-гномы по количеству детей.
Ход игры: Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства гномов.
Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал «треугольник», ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с треугольником, передвигают гнома на следующую клетку. Далее дети меняются. Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у игроков, на которых стоят гномы. Кто первый дойдет до королевства гномов, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Королевство фей»
Задача: способствовать называнию объемных геометрическихфигур.
Материал:
1) кубик с изображением геометрических фигур на каждой стороне, на одной из сторон изображены все геометрические фигуры вместе.
2) карты по количеству детей.
3) фишки-феи по количеству детей.
Ход игры: Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства фей.
Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал «куб», ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с кубом, передвигают фею на следующую клетку. Далее дети меняются. Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у иг- роков, на которых стоят феи. Кто первый дойдет до королевства фей, тот и выиграл.

3 серия игр: Словесное обозначение формы предмета
№1 Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
Задача: содействовать развитию умения определять форму плоских и объемных предметов простой формы.
Материал: 1)каждому ребенку 15 карточек с изображением плоских предметов простой формы и 18 карточек с изображением объемных предметов про- стой формы – всего 33 карточки.
2) 1 кубик: на каждой стороне кубика изображена 1 плоская геометрическая фигура. Всего 5 форм. (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). На шестой оставшейся стороне изображена бомбочка.
3) 2 карты, на которых изображен путь игроков.
Ход игры: Играют 2 ребенка. Первый ребенок бросает кубик. Смотрит, что у него выпало на одной из сторон кубика. Например, выпал треугольник. Ребе- нок говорит сопернику: «Найди все треугольные предметы». Второй ребенок ищет в своих карточках все треугольные предметы и выкладывает их друг за другом на свою карту с клетками. Затем дети меняются.
На одной из сторон кубика может выпасть изображение всех фигур. Это значит, что ребенок, который играет, а не бросает кубик, должен назвать все формы предметов, которые он выложил от начала и до конца. Побеждает тот ребенок, который первым дошел до финиша.

№2 Дидактическая игра «Путешествие в царство геометрических фигур»
Задача: содействовать развитию умения определять форму плоских и объемных предметов простой формы.
Упражнять в определении формы частей плоских предметов сложной формы.
Материал: Большая карта «путешествие» с нарисованными геометрическими существами сложной формы с кармашками. Карточки с предметами: 15 предметов простой формы и 18 объемных предметов простой формы.
Ход игры: Ребенку предлагается игра, в которой он должен пройти до царства геометрических фигур. На пути ему попадаются различные сказочные геометрические существа. Ребенок должен спросить совета у попавшегося на пути существа. Но подсказать дорогу существо ему может только в том случае, если ребенок подберет для него предмет, по форме соответствующий одной из частей существа и наложить ему на эту часть. Предметы могут быть абсолютно разные: от продуктов питания, до мебели. После того, как ребенок подобрал для существа предмет и наложил ему на одну из соответствующих по форме часть, у существа из кармашка достается подсказка, куда идти дальше (фигурка). Ребенок должен проговорить всем игрокам свой дальнейший путь «Иду к круглой качели». Все карточки из кармашка ребенок сохраняет. Выигрывает тот, кто первым добрался до царства и у кого больше всех карточек из кармашка.

№3 Дидактическая игра «Магазин»
Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.
Материал: Картинка «магазин» с продуктами. 4 корзинки с изображением друзей Петрушки.
Ход игры: Петрушка позвал на день рождения своих друзей. Но что приготовить не знает. Ведь каждый друг Петрушки любит что-то особенное. Помогите Петрушке купить продукты для каждого гостя. Сначала вы должны купить продукты для первого друга, затем для второго и так далее. Но продукты в магазине нужно покупать только такие, которые подходят по форме каждой части друга. Продукт вам продадут только в том случае, если вы правильно назовете его форму, например «Треугольное мороженое». После покупки, вы должны поставить продукт в корзинку на часть друга. Выигрывает тот, кто купит продукты для всех гостей Петрушки.

№4 Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур (плоских и объемных); карточки с изображением предметов разной формы.
Ход игры: Все карточки с изображением предметов складываются вместе вразброс и переворачиваются. По считалочке выбирается тот, кто первый выбирает карточку. После того, как игрок выбрал карточку, он называет форму предмета. Тот игрок, у кого на карте есть соответствующая фигура, забирает эту карточку с изображением предмета. Далее ход переходит следующему игроку. Если у нескольких игроков совпала форма предмета, то карточка достается тому, кто первый сказал, что карточка нужна ему. Выигрывает тот, кто первым заполнил всю свою карту.

Дидактические игры по изучению цвета
Игра: «Спрячь мышку»
Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 - 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10), большая картонная игрушка - кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Игра: «Подбери по цвету»
Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
Наглядный материал: кукла.
Раздаточный материал: карточки - коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величины из картона.
Ход игры:
1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Открываем дверь и видим куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
2. Игра «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на такую вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания.
Заключение. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".

Игра: «У кого какое платье»
Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

«Разноцветные льдинки»
Цель: познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.
Задачи:
- знакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии, показать, как цветная вода превращается в лед.
- закреплять знание цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Оборудование: 3 баночки с водой, гуашь красного, синего, желтого,
формочки.
Ход игры
Воспитатель ставит на стол перед ребенком гуашь красного, желтого и синего цветов и говорит, что перед ней волшебные краски. Если их смешивать друг с другом, могут образоваться другие цвета.
Спрашивает, например, какие цвета следует соединить, чтобы образовался оранжевый, зеленый или фиолетовый цвет?
Дети отвечают.
Воспитатель дает ребенку возможность поэкспериментировать с красками. Если что-то не будет получаться, помогает найти соответствующие сочетания. Но делает это так, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он сам сделал это открытие.
Дети смешивают цвета и наблюдают собственными глазами, что когда смешать красную и желтую краски, то получится оранжевый цвет, если смешать синюю и желтую краски - он получит зеленый цвет, а если красную и синюю - то фиолетовый.
Ребенку будет гораздо интереснее, если игра не остановится только на получении зеленого, фиолетового и оранжевого цветов. Пусть он попытается создать различные оттенки этих цветов - желто-зеленый, сине-зеленый, светло-фиолетовый и другие. Когда все возможные сочетания цветов будут приготовлены, разлейте воду в маленькие формы и заморозьте. Летом это можно сделать в холодильнике, а зимой на улице. Ребенку будет очень интересно изготовить лед, к тому же цветной, летом. А зимой можно предложить ребенку украсить цветными льдинками елку возле дома или в парке.
Дети замораживают воду в формочках. Оставляют для полного замерзания воды.
Затем дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек, украшают полученными ледяными игрушками ветки деревьев.
Из полученных льдинок также можно выложить картину на снегу, построить крепость или домик и т.д.

«Летите в стайку»
Цель: познакомить ребенка с разделением цветов на теплые и холодные.
Задачи:
- закрепить способности различать оттенки цветов по насыщенности;

- сопоставлять и обобщать предметы по колерам.
Оборудование: 24-30 карточек: по 4 - 5 оттенков по насыщенности 7 цветов спектра, 7 стульев.
Ход игры:
Воспитатель готовит карточки, раскладывает 6 карточек - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов - по одной на каждый стул. Показывает детям приготовленные карточки и объясняет, что они волшебные. Их чары заключаются в том, что стоит только взять какую-нибудь карту в руку, как сразу превратишься в веселую птицу такого же цвета, как и карточка.
Воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке различных оттенков и объясняет ребенку, что когда ведущий (на первых порах эту роль придется выполнять взрослому) даст команду "Летите к своей стайке", каждая "птичка" должна полететь к стулу, на котором лежит карточка соответствующего цвета, затем вернуться к ведущему, чтобы принять следующую "птичку" и снова найти похожий на нее цвет и т. д.
Дети выполняют.
Когда дети учатся быстро и правильно сопоставлять основной цвет с его оттенками, игру можно усложнить и предложить детям разместить "птичек» в их стайке по убыванию или возрастанию насыщенности оттенка - от темного до светлого и наоборот.

Игра «Цвета»
Цель: закрепить представления ребенка о различных цветах и оттенках. Задачи: развивать умение различать предметы разных цветов;
- знакомить с различными цветами и их оттенками;
- учить различать цвета. Оборудование: секундомер.
Воспитатель предлагает ребенку в течение 1 минуты назвать 3 предмета определенного цвета. Ребенок называет предметы. Если он назовет их правильно - получает один балл, и тогда наступает ваша очередь сделать
то же, а если ошибется - не получает ни одного балла, но следующий ход все равно переходит к вам. Воспитатель называет предметы. Повторять предметы не разрешается. Стоит начать с основных цветов спектра, а затем перейти к разнообразным оттенкам.

«Какого цвета предмет?»
Цель: различать и называть цвета и их оттенки. Задачи: закрепить умение различать цвета.
Оборудование: предметы в групповой комнате детского сада. Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, окон, штор и т. д. Затем выбрать какой-то объект и просит ребенка сказать, из каких цветов он состоит. Если ребенок отвечает правильно, то дальше она может выбрать какой-то предмет и спросить вас, какого он цвета, а вы должны ответить.
Начинается игра с объектов достаточно простых по цвету, а дальше усложняйте задачу - выбирайте предметы с несколькими оттенками, с редкими сочетаниями цветов. Если возникнут осложнения, воспитатель помогает ребенку определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, найти точно название для каждого цвета или оттенка.

Дидактические игры на определение величины.
Игра «Три медведя»
Дидактическая задача: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

Игра: «Башня»
Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.
Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.
Ход:
Жили - были три братика - зайчика. Звали их: Пушок - самый высокий, Белячок - средний, Шустрик - самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок - на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего - то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну, иди ты, имя ребенка, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит имя ребенка? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик. Положи и садись к ребятам за стол.

2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их имя ребенка. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик - ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький.. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков - квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат - это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик.
Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.

3. Заключение:
Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

Д/И «Зверушки выстраиваются»
Приготовьте 10 цветных картонных полосок одинаковой ширины, которые отличаются по длине на 1 сантиметр (от 1 до 10 см). Полоски разложите перед ребенком на столе вертикально (то есть так, чтобы
«ширина» была по горизонтали, а длина - по вертикали, смотреть рисунок) и расскажите о них ребенку сказку: «В одном лесу жили - были звери. Все они были разные: и маленькие, и большие. Однажды лев, царь зверей, решил собрать всех жителей леса и определить, кто из них какой высоты: кто
высокий, я кто низкий. Собрались звери у льва и начали выстраиваться в ряд от самого низкого до самого высокого. Толкались, сопели, а выстроиться так и не смогли. Помоги им выполнить эту задачу».
Посоветуйте ребенку выбрать сначала маленькую полоску, затем - наименьшее среди оставшихся и т. д. Если возникнут трудности, предложите ребенку померить полоски. Когда все звери выстроятся в ряд, спросите ребенка, кто из животных, по его мнению, мог бы попасть в этот ряд, пусть назовет маленьких зверей, средних и больших по высоте.
Ту же игру можно провести, спрашивая, например, кто широкий (или толстый) независимо от роста. В этом случае следует повернуть полоски на 90 градусов, чтобы они отличались друг от друга по ширине.

Д/И «Сравни предметы»
Перед началом этой игры желательно научить ребенка образа "сравнения". Приготовьте различные предметы, например, две книги одинаковой толщины, но разного формата, две пирамидки (широкую и узкую), два карандаша (длинный и короткий) и т.п..
Покажите ребенку карандаши и спросите, чем они отличаются, а чем похожи. Нужно, чтобы ребенок определил, что они отличаются по длине, а подобные по толщине. Затем предложите ему сравнить таким же образом книги, две пирамидки. Если эти действия будут прибегать неплохо, предложите сравнить книгу с карандашом или каким-либо другим предметом.

Д/И «Большой, поменьше, маленький»
Оборудование: геометрические фигуры разного размера.
Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую.
Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И « Длинный – короткий»
Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный – короткий»,
«длиннее – короче», развивать воображение, мышление.
Ход игры: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Игры на развитие тактильных ощущений
Игра «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу! Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет.
Игра «Кисточки»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки. Ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».

Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей. Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.
Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания, по образцу или памяти.
Дидактическая игра «Оживи натюрморт» Цель: уметь определять на ощупь фрукты.
Материал: карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.
Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание: с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.

Игры на развитие зрительного восприятия
Упражнение: «Чего не стало»
Цель:
Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета
Ход упражнения:
Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало (по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»
Цель:
Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы
Ход упражнения:
Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.
Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение: « Поймай взглядом»
Цель:
• Активизация зрительного восприятия Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение: «Посчитаем пузырьки»
Цель:
• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно - моторного координации.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).

 


Категория: Блоги | Добавил: ТатьянаЛих
Просмотров: 114 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог