Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей творческому пересказу

СКАЧАТЬ (287.2 Kb) 13.05.2025, 08:11
Нестерова Ирина Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ " ДС № 219 г.Челябинска"
Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?!
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благоприятная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп детально изучал сказки народов мира, анализировал десятку сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, но позже все же уменьшил до 28 функций без которых не обойдется ни одно сказочное произведение. Так В.Я Пропп подчеркивал, что все сюжеты сказочек основаны на идентичных действий героев, которыми он назвал «функциями».

Одна карта - это определённое событие сказочки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода волшебный конструктор. А из событий, как из кирпичиков строится сказки.
Рациональность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок является не в роли пассивного наблюдателя, а выступает создателем удивительных, чудесных сказок и произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, а что нельзя. Именно это можно сказать и обо всех остальных картах. С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только русские народные сказки, однако и сказки личного сочинения.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», фактическая работа согласно их применения поделена на несколько этапов.
1. На первом этапе знакомим детей со сказочками как жанром литературного произведения. Объяснить им общую структуру сказки:
• Присказка, зачин;
• Повествование;
• Концовка сказки.
Изготавливаем вместе с детьми свои карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
2. На втором этапе мы с детьми применяем игровые приемы:
• «Волшебные имена»
• Кто на свете всех злей»
• «Хороший – плохой»
• «Что в дороге пригодиться»
• «Чудеса в решете?»
• «Поможем герою»
• «Встреча с героем»
3. На третьем этапе чтение сказки и сопровождением выкладываем карты Проппа.

Работа на этом этапе начинается с воспроизведения знакомой детям сказки и соотнесения с определенной функцией. Далее осуществляется совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используем 3-5 функций).

Работа продолжается самостоятельным поиском детьми функций на материале знакомых, затем новых сказок. В завершение проводится целостное освоение сказочных функций используется весь комплект карт.

1 Карта –Жили – были.
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку.
Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной
Шапочкой.

2 Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке,
отнести ей пирожок и горшочек масла.

3 Карта - Запрет.
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей
мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

4 Карта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась
ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что
идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
5 Карта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную
Шапочку и съел бабушку.

6 Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную
Шапочку.

7 Карта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на
необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие
руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше
слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний
вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк
проглотил девочку.
8 Карта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.


9 Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка.

10 Карта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали
волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

11 Карта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не
разговаривала с незнакомцами
28 Мораль

На четвертом этапе мы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. В организованном обучении на занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную последовательно схему.

На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети самостоятельно сочиняют сказку, используя карты. Сказки сочиняем сначала коллективно – используем ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3-4 карты. Затем работаем с индивидуальным набором карт.

Можно сочинять сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.

На этом этапе ребенок может сам выбирать героя, причем можно сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может придумать свое место действия, волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в роли презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер», когда презентуют свои сказки несколько детей.

Сочиняем сказку (количество используемых карт неограниченно) «Жили – были Иван да Марья. Однажды Иван отправился н охоту и наказал Марье Бабу Ягу на порог не пускать. А Баба Яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес за ягодами. В лесу Баба Яга заманила Марью в чудо-дерево, а сама обернулась Марьюшкой и пошла в избушку Ивана дожидаться.

Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марья, а Баба Яга.

И вступил Иван в бой с лже-Марьей – предложил ей показать, как нужно пироги печь. Села Баба Яга на печку, туда и провалилась. Победил он Бабу Ягу. Подсказал кот Мурлыка, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван в лес к чудо – дереву вызволять свою настоящую жену». Мораль сказки: слушайся мужа.

При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетекать в проект «Моя книга», где дет выступают в качестве не только авторов, но и художников –иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Использование карточек в качестве метода пересказа и описания сюжета уместно отчасти потому, что дети – не просто пассивные слушатели, а создание оригинальных сказок), так и театрального. Признаем, что дети могут работать вместе, чтобы создать оригинальный сюжет для сказок, которые затем может быть доработан педагогом, если необходимо.

Следовательно, мы видим, что карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, увеличивать энтузиазм у детей к поисковой активности. Дети учатся придумывать новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.


Категория: Блоги | Добавил: Bryndina97
Просмотров: 21 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог