План урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы урока
3.Работа по теме урока:
а. Сообщение материала учителем
б. Выступления учащихся по теме урока
в. Работа по учебнику
4.Проведение анкетирования
5. Рефлексия
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с православными ценностями.
Тема нашего урока «Христианские ценности в жизни современной семьи»
IV. Работа по теме урока:
а. Сообщение материала учителем
- Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части: семь и я. И правда – в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Учитель:
Повесть о Петре и Февронии Муромских
XVI в.
В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.
- Бывает, что по одному человеку о своей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Чтение притчи.
Притча о сеятеле
Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми и неграмотными людьми. Чтобы им легче было понять его учение, он объяснял его притчами – простыми и понятными примерами.
Однажды Иисус рассказал людям вот какую притчу.
«Вышел сеятель в поле сеять. Он разбрасывал семена, и одни из них падали на вспаханную землю, а некоторые возле дороги, где плуг не проходил, и земля оставалась твёрдой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на каменистую почву и сразу взошли, но потом увяли и не смогли вырасти, потому что почвы и влаги было мало. Некоторые упали среди сорной травы, и она, когда выросла, закрыла от зёрен солнечный свет, забрала всю влагу и слабые ростки тоже завяли. Семена, которые упали на хорошо вспаханную землю, влажную и мягкую, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зёрен».
Люди попросили Иисуса объяснить им эту притчу, и он сказал так:
– Земля – это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божье. Упавшее при дороге и съеденное птицами – это слово Божье, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию. Приходит дьявол и легко похищает у человека это слово. Такие люди не верят в Бога и не спасутся.
Семя, упавшее на каменистую почву, – это слово Божье, принятое душой, которая ещё недостаточно готова к его принятию. Сначала она с радостью его принимает, верит в него, но не крепко. И как только придёт беда и на веру начинаются гонения, такие люди отказываются от Бога.
Семя, упавшее среди сорной травы, – это слово Божье, услышанное человеком, который вскоре забывает о нём, думая больше о своих удовольствиях, развлечениях, богатстве. Они закрывают ему свет и теплоту слова Божьего.
И, наконец, семя, которое упало на хорошо вспаханную землю, – это слово Божье, принятое и оберегаемое человеком, который приготовил свою душу к принятию его.
б. Выступления учащихся по теме урока.
- В русской православной культуре сложились определенные традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры и события истории России.
Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Это такое же собрание верующих, как Церковь, только малая – из нескольких человек. Семья – спасительный корабль, в котором христиане спасаются для жизни вечной, помогая друг другу избавляться от грехов, прощая других и принося покаяние, заботясь друг о друге и славя Господа.
Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. К ней должны стремиться христиане. Но это не просто симпатия, когда кто-то кому– то нравится, кому – то с кем – то приятно посуду мыть или телевизор смотреть. Христианская любовь – это любовь к образу Божиему в другом человеке, чувство совершенное, то есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть проявление Господа в человеке, Его присутствия. Вступая в брак, таким образом, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни хотят спасаться от грехов и войти в жизнь вечную.
Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в Церкви.
В брак христиане вступают по свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест – это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками.
Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или, как иногда говорят, Венчания.
Вся семейная жизнь – проверка верности Христу; христианину приходится мерить свою жизнь, поступки, слова, чувства по Христу, а насколько человек близок к Богу, любит Его, это видно из его отношения к людям, прежде всего к членам семьи и т.д.
в. Работа по учебнику.
Работа над понятиями.
- Найдите в учебнике толкования следующим понятиям: семья, Венчание. (ответы детей)
Работа по тексту.
- Что такое семья? (Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать от беды)
- Как по другому можно назвать таинство Брака? ( Венчание).
- С каким символом ассоциируется слово венец? Венец – это символ мученичества. Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все терпеть ради сохранения семьи)
- Где зарождается любовь? (Любовь рождается в родительском доме. Все теплые, добрые чувства исходят из семьи, творцами которого являются родители)
- Какие слова из Нового Завета подчеркивают семейные ценности? («Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»)
- Чем же можно укрепить, сохранить семью? (Семью укрепляет ребенок, общие события, праздники, семейные традиции)
-Какие качества на ваш взгляд необходимы для семейного счастья? Перечислите их. (на доске заранее написаны качества как положительные, так и отрицательные. Дети выбирают на свой взгляд.): любовь, уважение ,взаимопонимание, ложь ,трудолюбие, ненависть, недоверие, симпатия, дружба .
4.Проведение анкетирования.
1.Венчанные ли твои родители?
2. Сколько в семье человек? (считая себя)
3. Какие отношения между членами твоей семьи?
4. Кто является главой в твоей семье?
5. На каком месте ощущаешь себя ты в семье?
6. Что на твой взгляд ты бы изменил (а) в семье?
7. Бывает ли в твоей семье разногласия, если да, то по какому вопросу?
8. Часто ли тебя наказывают и из-за чего?
9. Есть ли у вас любимые семейные праздники?
10. Как ты в будущем представляешь свою семью?
5.Рефлексия
а) критерии факта: в целом, учащиеся хорошо усвоили материал урока. Всё, что было им непонятно, мы вместе разобрали.
б) критерии отношения:
- отношения к содержанию учебного материала: положительное,
- отношения между детьми в процессе усвоения материала: активное,
- отношение к учителю: положительное.
|