«Надо будет всем им строго наказать — и сапожнику Горазду, и гончару Даниле, и иным прочим, чтобы по звону колокола шли на вечевую площадь и кричали бы: "Хотим идти в поход!" А тех, кто будет кричать против похода, били! — думал боярин. — И коней надо готовить в поход».
Сегодняшнее вече должно решить, быть или не быть походу. Об этом вече и шел вчера на пиру у князя разговор. И князь, и многие другие бояре, и богатые купцы, так же, как и сам Ратибор, стоят за поход. У них с суздальцами давний спор из-за северных лесных угодий. Богатые леса! И зверя пушного полно, и диких пчел. Плохо ли получить там земли? Это у бояр на уме. У купцов другие думы — скупать задешево у местных охотников и древолазов мех, мед и воск. <…> Торговые люди тоже не все за поход стоят. Некоторые скупают меха в иных краях. Зачем им нужно, чтобы другие купцы покупали в этих северных суздальских землях тот же товар, да еще намного дешевле. «Да, нелегко придется сегодня на вече», — думал Ратибор.
Т. Лихоталь, «Здравствуй, сосед!»
Ознакомься с материалами кейса и ответь на вопросы.
О каких причинах разногласий между новгородцами и суздальцами идет речь во фрагменте художественного текста?
Что можно сказать о взаимоотношениях между новгородцами? Как в Новгороде принималось решение о походе? Все ли новгородцы принимали участие в этом решении?
О каком историческом событии говорится в материалах кейса? Каков его итог?
Почему икона «Богоматерь Знамение» почитается в Новгороде?
Икона разделена горизонтально на три части — три регистра. В каждом из них можно увидеть один или два сюжета. Все вместе это — подробный рассказ о чуде, которое, по легенде, сотворила новгородская икона «Богоматерь Знамение» (то есть эта икона посвящена другой, чудотворной иконе). В начале 1170 года Новгород атаковали войска нескольких князей под командованием сына Андрея Боголюбского Мстислава Суздальского. Новгородцы готовились к обороне. Слева в верхнем регистре архиепископ Иоанн в окружении многих людей выносит из храма чудотворный образ и молится ему, а справа икону переносят на стену защитного острога. В центре среднего регистра — безрезультатные переговоры с суздальцами. Слева — приготовившиеся к битве новгородцы и икона на стене острога, а справа подошедшее войско пускает стрелы. По легенде, одна из стрел попала в икону, развернув ее в сторону города, и после этого произошло чудо: нападавшие ослепли, перестали разбирать, где враги, а где союзники, и были разбиты. В нижнем регистре мы видим сражение, причем атака суздальцев и их бегство слиты в одной фигуре войска, которое будто разваливается на две части: спереди всадники бьются, а сзади — скачут прочь, так что один из двух коней на переднем плане развернут вперед, а второй — назад. На стороне новгородцев можно заметить четырех святых — их нимбы позволяют определить, где на иконе праведники, а где грешники.
Д. Антонов, «Битва новгородцев с суздальцами»
Ознакомься с материалами кейса и ответь на вопросы.
О каких причинах разногласий между новгородцами и суздальцами идет речь во фрагменте художественного текста?
Что можно сказать о взаимоотношениях между новгородцами?
Как в Новгороде принималось решение о походе? Все ли новгородцы принимали участие в этом решении?
О каком историческом событии говорится в материалах кейса? Каков его итог?
Почему икона «Богоматерь Знамение» почитается в Новгороде?
В XI–XII веках новгородцы ведут большую торговлю с островом Готландом в Балтийском море, с XII века — с немецким городом Любек, со второй половины XIII века входят в Ганзу — союз торговых городов Северо-Западной Европы. Какими товарами торговал Новгород со странами Европы?
Какова роль ремесленников в жизни торгового Новгорода?
|