Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ ,формировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний о вреде употребления ПАВ обучение учащихся пониманию и осознанию влияния табака, алкоголя и наркотиков на будущее человека.
Воспитательная: вырабатывать у учащихся негативное отношение к употреблению ПАВ , способствовать развитию навыков участия в дискуссии, Формировать толерантное отношение к другим мнениям.
Развивающая: довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ ,совершенствовать у учащихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
Форма проведения: классный час.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки зеленого и красного цветов для каждого учащегося в классе, на доске цветок с лепестками (из бумаги).
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):
1. Немцов А. Алкоголь и смертность в России, 1980—1990-е годы. - М., 2001. 2. Стребиж В. В. Внимание: опасность! (Дети и наркотики) /Науч.ред. - Екатеринбург, “Диамант”, 1996.
Информационная основа – сайты в Интернете:
Участники: обучающиеся 7-9 классов
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
• Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, что касается каждого из здесь присутствующих.
- Что означает слово, которое мы слышим и произносим по несколько раз в день? (Пожелание здоровья.)
- А что такое здоровье?
- Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми, к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.
Сегодняшний час общения посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
- Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека? – Ответы детей
Мы можем принимать ответственные решения, затрагивающие нашу жизнь и жизнь наших близких. Поэтому каждому стоит задуматься, какая жизнь имеет больше возможностей: жизнь безрассудная или со смыслом, жизнь с сигаретой , алкоголем, наркотиком или без них.
3. Основной этап.
• Обсуждение темы «Привычки. Вредные привычки».
Участникам предлагается
- дать понятие «привычки» (Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью).
- дать понятие «вредные привычки» (Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности).
- назвать известные вредные привычки.
Сегодня подробнее остановимся на вредных привычках: курение, алкоголь, наркотики.
Почему молодые люди начинают употреблять наркотики. Распространенным заблуждением является то, что к наркотикам обращаются в основном дети из неблагополучных семей. На самом деле очень часто причины совсем в другом. В чем же? (Дать старшеклассникам высказаться о том, что они сами думают по этому поводу.
Обсуждение вопроса «Причины употребления и причины отказа» (работа в группах).
Обсуждение, анализ предложенного материала в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы. Предлагается назвать:
Группа 1 Причины курения.
Причины курения (заполняют дети в группе)
отсутствие знаний о вреде курения
необходимость расслабиться, снять эмоциональное напряжение, забыться
чужой пример, «за компанию», «престиж»
реклама через СМИ
Делаем вывод о том, что среди тех, кто курит, существует несколько обманчивых представлений (иллюзий), при помощи которых они объясняют причины курения.
Группа 2 : Причины употребления алкоголя.
Причины употребления алкоголя (заполняют дети в группе)
желание быть взрослым, интерес к возникающим при этом ощущениям
желание быть успешным, модным и особенным
социальные обычаи, желание быть таким, как все
помогает бороться со стрессом и разбираться с проблемами в жизни, получить облегчение в горе
помогает общаться, знакомиться и завязывать отношения
весёлое, беззаботное времяпровождение
Делаем вывод о том, что алкоголь это не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди, алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий. Надо осознать аксиому:
НАРКОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ + ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тюрьма) + СТРАДАНИЯ = СМЕРТЬ
Причины употребления ПАВ:
Социальные:
• Неблагополучная семья
• Распостранённость употребления ПАВ в социуме ребёнка
• Активная пропаганда в СМИ и неадекватная молодёжная политика
• Проживание в районах с низким материальным благополучием
• Отсутствие досуга
Психологические:
• Любопытство
• Неадекватная самооценка
• Попытка уйти от эмоциональных переживаний
• Подчинение давлению группы
Наследственные:
• Наследственность, отягощённая психическими заболеваниями
• Наследственность, отягощённая наркологическими заболеваниями
• Курение
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
При курении человек вдыхает угарный газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
В каждой сигарете содержится 15 различных канцерогенных веществ. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течении года, то на его лёгких оседает около 1 литра смолы.
85% курильщиков хотели бы бросить курить. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Алкоголь. Похититель рассудка – вот как называют алкоголь с давних времён. Я соглашусь со словами великого Пифагора о том, что пьянство есть упражнение в безумии. И, если сначала это кажется удовольствием, то затем алкоголь превращается в потребность организма.
Пристрастие к алкоголю вызывает сильную деградацию личности и такие заболевания как рак пищевода или желудка, цирроз печени.
Наркомания
Наркомания – болезнь, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связи. Это тяжёлая и трудно излечимая болезнь.
ПРАВИЛА ЧЕТЫРЁХ «НЕТ»
Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твердое “Нет!” любым психоактивным веществам (наркотическим и токсическим средствам), в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только “Нет!”.
Правило 2. Постоянное формирование у себя умений в получении удовольствий при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, твердое “Нет!” безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпровождению.
Правило 3. В нашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье “Нет!” – тем сверстникам и той компании, где прием ПАВ – дело обыденное.
Правило 4. Четвертое “Нет!” – своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже!
• Упражнение: «Просьба - отказ». Разбор ситуаций (Работа в группах ) Предлагаю решить следующие психологические задачки.
Инструкция: Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.
Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Законы выполнения упражнения (на доске):
1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то не ясно.
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Пример ситуаций (Приложение 1)
Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ». Упражнение: «Просьба - отказ».
- Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?
(ответы уч-ся обсуждаются).
Делаем вывод о том, что существует множество прекрасного в жизни, ради чего стоит отказаться от ПАВ. Существует много здоровых способов, которые помогают справляться с проблемами и весело проводить время. Например: игры, спорт, обучение навыкам общения, преодоления отрицательных эмоций.
6. Упражнение «Антиреклама ПАВ» (Самостоятельная работа в группах).
Предлагается ученикам создать плакат, призывающий к здоровому образу жизни, или призывающий противостоять употреблению ПАВ. ( Работа в группах). Музыкальное сопровождение (продолжение песни “Я люблю тебя жизнь”). Защита плакатов.
4. Заключительный этап.
Надеюсь, что вы сделаете правильный выбор и найдете себе занятия, которые будете делать с удовольствием, безо всяких ПАВ. Активный отдых на природе, занятия физической культурой и спортом, расширение своих знаний, подготовка к профессиональной деятельности, к созданию прочной благополучной семьи – это лучшие средства для профилактики пристрастия к психоактивным веществам.
Литература:
1. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. А.Г. Жиляев, Т.И.Палачева, А.Т. Кулагин – Казань 2002 год.
2. Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков в школе. В.Н. Касаткин и др. – Казань 2002 год
3. Педагогические ситуации. Е. Бодина, К. Ащеулова - Москва 2002 год
4. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов
5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
Приложение 1.
Задание 1: Прочти высказывание и подумай, как отказаться от его предложения. Запиши свои мысли.
Давайте выпьем пивка.
_________________________________________________________________
ОТВЕТ "НЕТ" ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМУ СВЕРСТНИКУ.
Задание 2: Прочти высказывание и придумай, как отказаться от его предложения. Запиши свои мысли.
Не будь цыплёнком. Это только для знакомства. Покури со мной травку, это безвредно, это не наркотик.
________________________________________________________________
ОТВЕТ "НЕТ"ПОДЗАДОРИВАЮЩЕМУ И ДРАЗНЯЩЕМУ СВЕРСТНИКУ.
Задание 3: Прочти высказывание и придумай, как отказаться от его предложения. Запиши свои мысли.
Давай подождём Федю за школой. Он сказан, что принесёт наркоту.
________________________________________________________________
ОТВЕТ "НЕТ" ЗНАКОМОМУ СВЕРСТНИКУ.
|