Цель: Способствовать формированию представлений о первооткрывателях, науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
• Личностные: формировать у школьников представление о первооткрывателях, чьи открытия, изобретения вошли в мировое наследие; мотивировать детей к познавательной и исследовательской деятельности; показать обучающимся, что сделать свои первые открытия можно уже в юном возрасте.
• Регулятивные: Умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
• Коммуникативные: Тренировать умение полно выражать свои мысли, находиться и взаимодействовать в коллективе.
Методы и приемы: игра, беседа,опыты, рефлексия, самоанализ.
Ход классного часа.
Учитель: -Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только разным наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком, а может в будущем и первооткрывателем чего-то нового, интересного и полезного для человечества.
Ребята, у каждого человека есть ценное сокровище – это, те знания, которые он получил в течение жизни. Эти знания мы постепенно получаем в школе. А на каких уроках, помните? Сейчас проверим:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Шкатулка».
В шкатулке лежат записки со словами. По этим словам вам предстоит отгадать учебные предметы:
1.Задача, цифра, ломаная, сложение, многоугольник – математика
2.Предложение, ударение, слово, запятая, правило – русский язык
3. Мелодия, песня, ритм, темп – музыка
4.Сказка, стихотворение, текст, автор – чтение
5.Бег, разминка,поворот, соревнования, свисток – физкультура
6.Озеро, глобус, космос, природа, животные – окружающий мир
7.Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
8.Пластилин, бумага, клей, ножницы – технология
- Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука).
- Какую роль в нашей жизни играет наука?
- Что является продуктами научной деятельности?
- Сегодня, как вы догадались, мы поговорим с вами о научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни.
-Когда человек впервые сталкивается с наукой, научными открытиями?
- Какие научные открытия вы знаете? Кого из первооткрывателей вы знаете ?
(Ответы детей)
-Именно в школьные годы мы начинаем более подробно, детально узнавать что-то новое, интересное из мира науки и научных открытий.
Наука развивается с глубоких времён. И главная её задача - помочь человеку. Сделать его жизнь комфортной и безопасной.
Вы, наверное, уже заметили, что я к вам пришла не с пустыми руками. У меня в руках волшебный мешочек, в котором спрятались некоторые достижения науки разных лет, незаменимые помощники современного человека.
- Предлагаю вам угадать, что же там лежит.
Согласны?
Тогда слушайте первую загадку:
Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик –
Мягкий светлый школьный. (ластик)
- Ну разве не помощник? А знаете ли вы, что изначально, для стирания написанного текста и рисунков, люди пользовались хлебным мякишем. Когда же из Латинской Америки был завезен первый каучук, оказалось, что он стирает гораздо лучше, и в 1770 году был изготовлен первый настоящий ластик. И вот уже более 250 лет он нас выручает – наводит порядок в наших тетрадках.
Загадка вторая:
Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. Что же это, ребята? (градусник, термометр)
- Ребята, кто из вас знает, где ещё люди пользуются термометрами?
(измеряют температуру воды, воздуха, на кухне мама узнаёт, прогрелась ли духовка)
- А как правильно нужно пользоваться градусником? Можно ли его брать в рот? Оказывается можно, но не все. Ученые уже придумали такие градусники, которые напоминают детскую пустышку. Ребенок берет её в рот и сразу на табло высвечивается температура. Не правда ли,очень удобно?
Загадка третья
У меня есть друг карманный,
И красивый, и желанный.
С ним, я честно признаюсь,
Никогда не расстаюсь.
С ним – беда – мне не беда.
Он поможет мне всегда.
И в любое время года
С ним – невзгоды – ерунда.
От него я все узнаю
Все, что нужно, прочитаю.
От него секретов нет
Он всегда мне даст совет.
Если вдруг беда нагрянет,
Кому надо – сообщит.
Одиноко вдруг мне станет,
Он со мной поговорит.
В жизни он – не заменимый.
Кто же этот друг любимый? (Мобильный телефон.)
-А знаете ли вы, что самый первый сотовый телефон появился в 1973 году в Америке. Сегодня он есть у каждого второго жителя планеты. Подсчитано, что сейчас на планете одновременно действуют 3,3 миллиарда мобильников.
Ребята, а какие научные помощники есть у вас дома?
(стиральная машина, холодильник, мультиварка, телевизор, компьютер, телефон, пылесос)
-Какой была бы наша жизнь без этих помощников?
-Как вы думаете, кто придумывает все эти предметы (ученые)
- Наша страна всегда славилась своими учёными: Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский,— вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
- Ребята, а каких ученых вы знаете? (Аристотель, Пифагор, Энштейн, Пирогов, Капица и т. д.)
-Как вы думаете, легко ли быть ученым? Что необходимо человеку, чтобы стать ученым? (знания, усидчивость, пытливый ум, трудолюбие, наблюдательность)
-Наука не стоит на месте. Ещё много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может именно кто – то из вашего класса станет в будущем великим ученым и придумает для людей нового помощника.
ФИЗМИНУТКА «РОБОТ - ПОМОЩНИК»
Учитель:Ребята, посмотрите, куда это мы попали и кто это?
Ученый: Здравствуйте дорогие ребята! Давайте познакомимся – ученый, профессор Почемучкин. Вы попали в мою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
лаборатория -это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное путешествие. Только для начала вспомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование и приборы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
А начать наше научное путешествие я предлагаю с оживления нарисованной стрелки.
Оживляем нарисованную стрелку.
Что делаем: Берем лист бумаги, рисуем на нем фломастером стрелку и приклеиваем лист бумажным скотчем к стене. В прозрачный стеклянный стакан наливаем воду и ставим перед стрелкой. Смотрим на стрелку – она изменила направление.
Объяснение: Стакан с водой – это своего рода лупа с двояковыпуклой линзой. Стрелка располагается между лупой и фокусом, поэтому мы видим действительное изображение и мнимое.
Иллюстрация давления воздуха.
Что делаем: Проводим простой тест – наливаем в стакан воду, закрываем его листом плотной бумаги и переворачиваем, придерживая бумагу ладонью. Отнимаем руку – бумага не падает.
Объяснение: На лист и воду в стакане действует атмосферное давление, поэтому лист не падает, а «притягивается» к краям стакана.
Помещаем яйцо внутрь бутылки.
Что делаем: Нужно сварить вкрутую и очистить небольшое яйцо. Далее берем бутылку, смачиваем вату в этиловом спирте, кидаем внутрь бутылки и поджигаем. Кладем очищенное яйцо на горлышко – его затягивает внутрь.
Объяснение: При горении сжигается кислород и в бутылке образовывается пониженное давление. Высокое наружное давление проталкивает яйцо внутрь
Опыт «Дождик в банке».
Для опыта потребуются:
Прозрачная баночка.
Вода.
Пена для бритья.
Пищевой краситель.
Шприц или пипетка.
Если в доме не пользуются пеной для бритья, ее можно приобрести в промтоварном отделе.
А пищевой краситель легко заменить гуашью, разведенной с водой. Для эксперимента больше всего подходит краска с синим цветом.
Пошаговая инструкция опыта:
Чтобы получить «дождь» в банке с пеной для бритья, потребуется:
Наполнить прозрачную емкость водой на ¾ объема.
Сверху выдавить немного пены и аккуратно помочь ей осесть на водной поверхности. Удобно это сделать ложкой или кулинарной лопаткой.
Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку.
Демонстрировать эксперимент «Дождь в банке» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены:
Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Доверить такую операцию можно ребенку.
Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать сквозь стекло «цветной дождь».
Полезно такую демонстрацию завершить теоретическим занятием на тему «Как образуются и выпадают осадки». После наглядного примера, когда видны струи окрашенной воды в прозрачной жидкости, ребенку легко объяснить, как перед дождем облака меняют цвет и форму.
Учитель:-Сегодня вы многое узнали, поэтому я решила посвятить вас в Юных исследователей. По такому случаю вручаю вам медали и надеюсь, что в будущем вы станете знаменитыми учеными-первооткрывателями ! (вручение медалей)
- А вы бы в будущем хотели заниматься наукой? Делать научные открытия?
- Что нового вы узнали? Что вам было уже знакомо, а что удивило?
- Ребята, наше удивительное путешествие в страну науки подошло к концу. Вам понравилось? Сегодня мы с вами узнали, что многие явления, которые нам кажутся чудесами или волшебством очень легко можно объяснить с помощью науки. О каких науках вам рассказал ученый сегодня? (физика, химия). Если вам понравилось наше научное путешествие, то дома с родителями вы можете повторить сегодняшние опыты.
-Ребята, я хочу вам пожелать:
Стараться больше в жизни
Новое узнать!
С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!
|