Задачи:
1. Изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома;
2. Воспитывать нормы поведения ребёнка, оставшегося одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющиеся предметы.
Оборудование: карточки с правилами, памятки.
Ход урока
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ли на месте? Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдёт ребятам впрок
Очень важный наш урок.
2. Вступление: Ребята, тема нашего урока совпадает с названием всеми любимой детьми кинокомедии «Один дома» . Но «Один дома» - это не только кинокомедия, но и распространенная ситуация. Многие дети приходят из школы и до позднего вечера находятся дома одни. Чтобы не попасть в неприятную или даже опасную ситуацию, надо знать некоторые правила безопасности.
Мы привыкли считать, что опасность подстерегает человека на улице, в транспорте, в лесу и в других местах за пределами нашего дома или квартиры. Однако, если внимательно изучать помещение, в котором вы живёте, то можно увидеть много мест и предметов, требующих осторожного обращения.
3. Постановка проблемных вопросов и целей урока.
- Готовы ли вы, ребята, правильно вести себя в различных ситуациях дома?
- Что надо делать, если прорвался кран с горячей водой?
- Если возник пожар?
- Если произошла утечка ртути и газа?
- Как оказать помощь близким и самому себе при бытовых травмах?
- К кому нужно обращаться за помощью?
Ответы на многие из этих вопросов вы получите на нашем сегодняшнем уроке , совершив путешествие в безопасную квартирую. Ребята, какой у вас вопрос возник?
(Какая же квартира безопасная?
4. Путешествие по безопасной квартире.
-а) Начнём путешествие с двери квартиры.
Чужих в квартиру не пускай
Им лучше дверь не открывай!
- Найдите и зачитайте памятку, отмеченную сиреневым цветом.
(Ни в коем случае не открывайте дверь незнакомому человеку; этого делать нельзя, даже если он назвался вашим новым соседом, врачом, милиционером; преступники могут переодеться в любую одежду; на просьбу незнакомца открыть вам дверь необходимо ответить «Извините, нет»; объяснять, что вы одни, дома, не только не обязательно, но и опасно; если незнакомый человек пытается открыть или сломать вашу дверь, сразу же звоните в полицию по телефону 02)
б) Какая же опасность подстерегает нас на кухне? Что за опасность это? Читаем строчки из памятки, записанные желтым цветом.
(Это зажженная плита, газовая колонка, пол, покрытый линолеумом или плиткой, скользкий от пролитой на него воды, кипящий чайник, горячие кастрюли и сковорода, разные баночки и бутылочки, порошки и гели для чистки посуды и раковин, жидкости для мытья стёкол, лекарства различные, градусник)
Читаем правила безопасности на кухне. Они в памятке обозначены розовым цветом.
( Не оставляйте без присмотра сковородку с маслом, оно может вспыхнуть; не оставляйте включённой газовую горелку; при кипячении воды на плите , чайник надо ставить носиком от себя, чтобы не обжечься водой или паром; не пейте и даже не пробуйте ничего из бутылок и банок, в содержимом которых вы не уверены; без разрешения родителей и докторов не принимайте никаких лекарств, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом; если уронил и разбил градусник , соблюдай следующие правила, с которыми познакомит вас Даниил.)
Даниил: ( показывает модель градусника) Если сломался термометр и произошла утечка ртути, то есть вы обнаружили блестящие шарики, соблазняющие поиграть с ними, П О М Н И Т Е :
Детям ни в коем случае не пытаться собирать ртуть самостоятельно, надо немедленно сообщить взрослым. До прихода взрослых закрыть комнату, где находится ртуть, не входить в неё.
Ребята, надо знать и о том, что утечка газа на кухне тоже очень опасна. Надышавшись им, человек может отравиться и умереть. Может взорваться и привести к страшным разрушениям. Поэтому немедленно выключите конфорки и перекрой газ, откройте форточки, чтобы проветрить помещение. Не зажигайте огонь, попросите соседей или сами вызовите по телефону 04 аварийную газовую службу и покиньте квартиру.
в) Следующая комната – ванная комната.
Краны всегда закрывай поплотней, а то будут лужи в квартире твоей
Об опасностях ванной комнаты читаем строчки, отмеченные синим цветом.
(В ванной можно найти шампуни, лаки для волос, дезодоранты, одеколоны, средства для бритья, всё это рассчитано для на кожу взрослого человека, поэтому эти красивые тюбики не трогайте; банки и бутылки с красками и растворителями, клей и другие, незаменимые при ремонте очень опасные вещества, их нельзя нюхать; опасны средства от тараканов, яд от тараканов действует и на людей)
д) Человек изобрёл различные машины и приборы, которые делают удобной жизнь людей, но и требуют осторожности, соблюдение правил. Это все розетки, выключатели и электроприборы. Знакомимся с правилами зелёного цвета.
(Если заметил, надо сказать взрослым, что нагревается или искрит розетка и выключатель или вилка электроприбора; розетку не трогай, а то ударит ток; не прикасайтесь к электрическим розеткам и работающим электроприборам мокрыми руками, когда моетесь в ванной или под душем, вынимая вилку не тяните за провод, он может оторваться)
е) Кроме того, очень многие дети, когда дома одни много времени проводят у телевизора, как чудак. Давайте послушаем одного из них.
Чудак:
Здравствуйте, я – чудак, ученик.
Не могу никак прожить
Даже дня без телевизора
«Угадай - ка», «Ералаш
И ещё программа «Смак»
Всё люблю смотреть
Теле – теле – телепередача
Теле – теле- телемарафон
Теле – теле – телевизор!
- Эй, Чудак, помни! Если много телевизор смотреть, могут глазки заболеть. А если во время просмотра твоей любимой телепередачи загорится телевизор, что будешь делать?
- Нет, а что……
- Тогда послушай советы ребят!
Если загорелся телевизор, необходимо немедленно его обесточить и полностью отключить электропитание в квартире.
Если телевизор продолжает гореть, его надо накрыть плотной тканью или одеялом.
Если телевизор взорвался и пожар усиливается, покиньте помещение, закрыв двери и окна.
Сообщите о возгорании в пожарную охрану и соседям.
ж) О следующей опасности вы догадаетесь сами посмотрев инсценировку. Даём слово нашим артистам.
Мама приходит с работы
Мама снимает боты.
………………………………..
Какую игру могли играть мальчики? Чем опасны подобные игры в помещении?
- Вас, ребята, дома ещё часто подстерегают бытовые травмы. Если в доме беспорядок, возможность травм увеличивается. Давайте запомним следующие правила безопасности. (Читают с доски правила)
З ) Да, играть любят все дети, особенно скучающие дети. Послушаем о них шуточное стихотворение Г.Остера.
Спички - лучшая игрушка
для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить, Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
- Стихотворение – то шуточное, а можно ли шутить с огнём? К чему может это привести?
- Пожар – одно из самых распространенных бедствий. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но страшное, что при этом могут погибнуть люди. Большинство пожаров происходит в квартире. Причина многих из них – детская шалость с огнём. Примерно каждый шестой пожар в жилых домах происходит по вине детей. Поэтому, никогда не играйте с огнём.
(Группа детей читает стихи)
1.Ребята! Помните о том 3. Не играй, дружок со спичкой
Что нельзя шутить с огнём. Помни ты, она мала.
Кто с огнём неосторожен Но от спички - невелички
У того пожар возможен. Может дом сгореть дотла.
2. Спички – не трогай!
В спичках – огонь!
4. Возле дома и сарая 8. Во избежание всяких бед,
Разжигать огонь не смей! Огню на ёлку хода нет.
Может быть беда большая 9. Запомните дети, правила эти
Для построек и людей. Ты о пожаре услышал -
5.Если имущество хочешь сберечь Скорей об этом дай сигнал.
Не уходи, когда топится печь. 10. Пусть помнит каждый гражданин
6.Не суши бельё над газом – Пожарный номер 01!
Всё сгорит единым разом 01 – запомните этот телефон
7. Включен утюг, хозяев нет. В случае пожара пригодится он!
На простыне дымится след
Ребята! Меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
5. Обобщение и выводы.
- Встретившись с опасностью, никогда не сдавайтесь. Помните, что в борьбе с опасностью полезны не только сила и присутствие духа, но и знания.
Всегда будьте готовы помочь человеку, которому грозит опасность.
Вы должны наизусть знать телефоны городских служб безопасности, потому что, когда возникает опасная ситуация нет времени искать их в справочнике.
01 – пожарная служба
02 – милиция
03 – скорая помощь
04 – газовая служба
- Если вы просите о помощи по телефону, кратко сообщите причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес. Не кладите трубку до конца разговора.
6. «Это я, это я, это все мои - друзья» игра – размышление к вашему вниманию, дорогие ребята.
1. Кто задорный и весёлый 4. Кто науку изучает
Верность правилам храня Так приборы не включает.
Бережёт родную школу от огня? Перегретая розетка
2.Кто украдкой в уголке Загорается нередко.
Жёг свечу на чердаке? 5.Возле газовой плиты
Загорелся старый стул Расшалился – жди беды.
Еле сам живой ушёл! Интересно ведь стоять
3.Кто соседской детворе Перед газовой плитой.
Объясняет во дворе, 6. Каждый знает, что утюг -
Что игра с огнём недаром Добрый, но сердечный друг.
Завершается пожаром. Тот, кто с утюгом знаком, не играет с утюгом!
6. Кто пожарным помогает?
Правила не нарушает?
Кто пример для всех ребят?
Школьников и дошколят?
7. Итог урока.
Вот и молодцы, ребята! Теперь я спокойна, вы знаете, и всегда будете выполнять правила безопасного поведения, когда окажетесь дома одни, как ваш любимый герой кинокомедии «Один дома». Урок окончен. Спасибо всем.
|