Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Классный час по творчеству В.Шенталинского

29.03.2022, 17:41
Латыпова Наталья Владимировна
учитель начальных классов, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е."
Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
 
Цель: расширять знания детей о писателях и поэтах родного края и села.
Задачи:
-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитывать уважение к своим корням;
- развивать познавательный интерес, интерес к истории и литературе родного края;
- прививать любовь к чтению;
- развивать речь, творческие способности детей.
Оборудование:
- проектор, компьютер;
- сборники стихотворений и рассказов;
- заготовки фотографий и стихотворений;
- лист А3, клей, ручки, карандаши.

Ход мероприятия
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Учитель начинает классный час с предисловия к сборнику рассказов писателя Виталия Шенталинского (о котором также пойдет речь на данном занятии):
- Здравствуйте! Этим словом мы встречаем родных, друзей, знакомых, всех тех, кому желаем здоровья, кого хотим видеть радостными, улыбающимися и не унывающими. Этого же я желаю и вам, собравшимся здесь.
- А что для нас значит Родина? (Родина, место, где живем.)
- Верно.
- Ребята, сегодня 3 марта – всемирный день писателя, поэтому наш классный час будет посвящён поэтам и писателям нашего края, нашей Родины, а если быть точнее то творчеству нашего земляка Виталия Шенталинского..

2. Актуализация.
- На уроках литературы вы, конечно же, изучаете классических и современных писателей и поэтов. А писателей и поэтов нашего  края вы знаете?  (ответы детей).
- Молодцы. Каждый человек должен знать своих великих земляков, поэтому давайте мы с вами сейчас поговорим подробнее об этих людях и в конце урока выпустим собственную стенгазету о творчестве наших земляков.

3. Сообщение о творчестве Вита́лия Алекса́ндровича Шентали́нского
. На экране портрет
В. Шенталинский окончил Арктическое морское училище в Ленинграде и факультет журналистики МГУ. Зимовал на полярной станции острова Врангеля, участвовал в пяти высокоширотных экспедициях. Много лет работал в журналистике: был редактором радио и телевидения, специальным корреспондентом журнала «Вокруг света», вёл популярную рубрику «Хранить вечно» в журнале «Огонёк». В. Шенталинский — автор двенадцати книг стихов и прозы, лауреат премий журналов «Звезда», «Огонек», «Сельская новь» и др.
Он принимал участие в создании нескольких документальных фильмов в качестве ведущего и консультанта, в том числе — «Секретная жизнь Советского Союза» (Четвёртый канал Британского ТВ, 1990), «КГБ и гласность» (ТВ ФРГ, 1992), «Рукописи не горят» (Голландское ТВ, 1997), «На фоне Пушкина. 1937», 8 серий (Телеканал «Культура», 2007) и др. Выступал с лекциями во многих университетах и общественно-культурных центрах Европы и США. Подготовил к публикации серию книг «Трагедия культуры» — шесть томов классиков русской литературы XX века — в свете новых оценок и открытий (изданы в Испании — Барселона, Circulo de Lectores — Galaxia Gutenberg, 1999—2000).
В годы «перестройки» В. Шенталинский организовал и возглавил Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей России. Он первым открыл литературные архивы КГБ и опубликовал хранившиеся там рукописи и материалы о жизни и творчестве И. Бабеля, М. Булгакова, М. Горького, О. Мандельштама, Н. Бердяева, А. Платонова, М. Цветаевой, М. Шолохова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Клюева и других русских писателей. Книги В. Шенталинского, посвящённые этой теме, переведены на девять языков, включая французский, английский и испанский; и изданы в десяти странах мира.
С 2013 г. в Чистопольском районе республики Татарстан, где прошло детство писателя, проводится ежегодный зональный фестиваль творчества «Шенталинские чтения».

Какие произведения В. Шенталинского вам наиболее запомнились.
(ответы детей)
Выразительное чтение стихотворений.

Пурга
В гостинице заснеженной,
Где сквозняки и тараканы,
Опять бродячий люд затвержено
Пьет, и поет, и бьет стаканы.
И стреляный гвардеец Арктики,
Обвязывая шалью грудь, Хрипит:
 Глотни-ка, друг, романтики
И расскажи чего-нибудь...
Здесь коротают непогоду.
Здесь не живут, а только ждут,
И бьют посуду год от году,
А иногда друг друга бьют.
Очнувшись ночью в муке бренной,
Смекнешь, уставясь в потолок:
Земля  провинция Вселенной,
Забытый богом уголок.
Там, в небесах, о нас не знают,
Не шлют вестей, не ждут гостей.
Здесь  ветры душу надрывают
И голосят, как сто чертей...
Но завтра улыбнется солнце
И здесь не будет ни ноги.
И льдом покроется оконце
До следующей большой пурги.

***
...Забыть и грохот, и угар,
И будний круг, и теплый угол,
Уехать к черту на рога,
Где только родина и вьюга.
Одно спасение  в бегах,
Когда настигнет ностальгия
По осажденному в снегах
Осколку древней Берингии.
И вот последняя черта
Подведена под пережитым,
И Остров, как спина кита,
Всплывает в море Ледовитом.
В разрывах туч, в тоске утрат
Он вырастает предо мною.
Здесь ровно двадцать лет назад
Я связь держал с Большой землею.
Не изменился позывной.
Но «стариков» осталось мало, 
Как будто бомбой разрывной
Друзей моих пораскидало.
Крутой петляющей тропой
Мои друзья прошли, не прячась,
По Безымянному плато,
Где ветер мечется и плачет.
И снова не видать ни зги,
И спит медведица в сугробе,
Под колыбельную пурги

Храня детёныша в утробе…

Чукотка
На морщинах Чукотки
Озера, как слезы, стоят.
Лес страдает чахоткой,
Под нартами мамонты спят.
Ветер режет лицо
У дерзнувших отправиться в путь,
Словно скульптор резцом,
Оставляя лишь голую суть.
Кружит зверь у капканов,
Земля продолжает полет.
Ночь на плечи своих капитанов
Тяжелые руки кладет.


ЗАПОВЕДНИК  СВЕТА
Что на заре приснилось – сбудется.
Чем сердце, словно кровью, полнится –
Такое ввек не позабудется
И перед смертным часом вспомнится.
Материнским теплым хлебом,
Жаворонком в чистом поле,
Вольным ветром, ясным небом –
В стрелах солнца, в звездной соли.
Пылью ласковой проселка,
Где в неведомое щелка...
 
                                         ***
Детство мое. Деревня.
Очнувшись от сна едва,
Вижу, как полыхают
в русской печи дрова.
Мать встает раньше солнца.
Тьму раздвигает рукой.
Раскатывает лепешку,
помешивая огонь.
 
Еще ничего не имея, только тень,
Босиком по тропинке я убегаю в день,
Грудью лечу на ветер,
пью простор полевой,
И запасаюсь солнцем
на век немереный мой.
 
                                    ***
Ребята, возьмите в игру!
Сманите меня от взрослых.
Я к ним попал, как в беду.
Бежать – на коньках иль на веслах...
 
Санька Рыжман, «засвистала»,
Галоши снимай на лету,
Завязанные мочалом, –
Подсолнух, веснушка, петух!
 
В окно, на забор – и по крышам
Такого дадим стрекача...
По духу я тоже рыжий –
Будто костер на плечах.
 
Среди лопухов и полыни
Соседнего с нашим двора
Мелькнула твоя голова.
В том мире, в том мире, в том мире...
 
Где-то сосны падают с разбега,
Кони умирают на скаку,
И вороны громко делят небо
На дремучем вязовом суку.
 
Там, кренясь от запахов и ветра,
Летний день повис, как парашют.
Это детство – заповедник света,
Где меня не ищут и не ждут.
Лишь в чулане, в самодельной раме,
В акварельных прыгая волнах,
Проплывает маленький кораблик
С грозовым пространством в парусах.


5. Обобщение.
- Давайте еще раз обсудим, что мы узнали сегодня на уроке?

6. Практическая часть. Выпуск стенгазеты.
- Хорошо, давайте теперь выпустим свою стенгазету об этом писателе  нашего края. Для этого поработаем в группе, все вместе. Какие правила  работы в группе вы знаете? (- Помогать друг другу, советоваться, так как мы работаем в группе не каждый день, то должна быть дисциплина).
- И помните, работа каждого, результат каждого ученика приведет к успеху всю нашу деятельность.
Ребятам раздаются заготовки для стенгазеты. Учащиеся распределяют роли и выполняют задание.

6. Рефлексия. Итог занятия.
- Садитесь на свои места. Я вам раздам сейчас карточки, вы минутку подумаете и продолжите любую строку на экране:
        Мне понравилось…
         Мне запомнилось…
         Меня удивило…
         Мне хочется…
         Я задумался…
- На этом наш классный час заканчивается, но изучение родного края продолжится. Спасибо за активную работу.


Категория: Блоги | Добавил: latypova
Просмотров: 402 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог