Сегодня: 10.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Классный час по творчеству В.Шенталинского

СКАЧАТЬ (20.9 Kb) 29.03.2022, 17:41
Латыпова Наталья Владимировна
учитель начальных классов, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е."
Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
 
Цель: расширять знания детей о писателях и поэтах родного края и села.
Задачи:
-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитывать уважение к своим корням;
- развивать познавательный интерес, интерес к истории и литературе родного края;
- прививать любовь к чтению;
- развивать речь, творческие способности детей.

Оборудование:
- проектор, компьютер;
- сборники стихотворений и рассказов;
- заготовки фотографий и стихотворений;
- лист А3, клей, ручки, карандаши.

Ход мероприятия
1. Организационный момент. Сообщение темы.

Учитель начинает классный час с предисловия к сборнику рассказов писателя Виталия Шенталинского (о котором также пойдет речь на данном занятии):
- Здравствуйте! Этим словом мы встречаем родных, друзей, знакомых, всех тех, кому желаем здоровья, кого хотим видеть радостными, улыбающимися и не унывающими. Этого же я желаю и вам, собравшимся здесь.
- А что для нас значит Родина? (Родина, место, где живем.)
- Верно.
- Ребята, сегодня 3 марта – всемирный день писателя, поэтому наш классный час будет посвящён поэтам и писателям нашего края, нашей Родины, а если быть точнее то творчеству нашего земляка Виталия Шенталинского..

2. Актуализация.
- На уроках литературы вы, конечно же, изучаете классических и современных писателей и поэтов. А писателей и поэтов нашего края вы знаете? (ответы детей).
- Молодцы. Каждый человек должен знать своих великих земляков, поэтому давайте мы с вами сейчас поговорим подробнее об этих людях и в конце урока выпустим собственную стенгазету о творчестве наших земляков.

3. Сообщение о творчестве Вита́лия Алекса́ндровича Шентали́нского.
На экране портрет В. Шенталинский окончил Арктическое морское училище в Ленинграде и факультет журналистики МГУ. Зимовал на полярной станции острова Врангеля, участвовал в пяти высокоширотных экспедициях. Много лет работал в журналистике: был редактором радио и телевидения, специальным корреспондентом журнала «Вокруг света», вёл популярную рубрику «Хранить вечно» в журнале «Огонёк». В. Шенталинский — автор двенадцати книг стихов и прозы, лауреат премий журналов «Звезда», «Огонек», «Сельская новь» и др.[1]

Он принимал участие в создании нескольких документальных фильмов в качестве ведущего и консультанта, в том числе — «Секретная жизнь Советского Союза» (Четвёртый канал Британского ТВ, 1990), «КГБ и гласность» (ТВ ФРГ, 1992), «Рукописи не горят» (Голландское ТВ, 1997), «На фоне Пушкина. 1937», 8 серий (Телеканал «Культура», 2007) и др. Выступал с лекциями во многих университетах и общественно-культурных центрах Европы и США. Подготовил к публикации серию книг «Трагедия культуры» — шесть томов классиков русской литературы XX века — в свете новых оценок и открытий (изданы в Испании — Барселона, Circulo de Lectores — Galaxia Gutenberg, 1999—2000).[1]

В годы «перестройки» В. Шенталинский организовал и возглавил Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей России. Он первым открыл литературные архивы КГБ и опубликовал хранившиеся там рукописи и материалы о жизни и творчестве И. Бабеля, М. Булгакова, М. Горького, О. Мандельштама, Н. Бердяева, А. Платонова, М. Цветаевой, М. Шолохова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Клюева и других русских писателей[1]. Книги В. Шенталинского, посвящённые этой теме, переведены на девять языков, включая французский, английский и испанский; и изданы в десяти странах мира.

С 2013 г. в Чистопольском районе республики Татарстан, где прошло детство писателя, проводится ежегодный зональный фестиваль творчества «Шенталинские чтения».
Какие произведения В. Шенталинского вам наиболее запомнились.
(ответы детей)
Выразительное чтение стихотворений.
Шентала
From my memory
На забытой веранде на старом столе
Позабытые вещи скучают.
Время остановилось навек в Шентале.
Только пыль как века оседает.

Там обои висят, будто древность сама,
По краям обвисая беспечно.
По ночам на веранду выходит Луна.
Детство там заплутало навечно.

Под диваном, уставшим как 200 веков,
Тихо прячутся воспоминанья.
Карты старые всё ещё ждут игроков
Из растаявшего мирозданья.

Шентала, Шентала, край глухой тишины,
Никаких передряг и вопросов.
На верандном диване оставлены сны
Будто детство забыл и забросил…
31 / 12 – 01г.
* * *
Небо цвета мечты проплывало над летом.
Только лето, видать, ненормальное было:
Если и оставались счастливые где-то,
Это лето о них навсегда позабыло.

Человек суетился как птах перед свадьбой,
Никакие его не сбивали приметы.
Только всё бесполезно. Танцует ламбаду
Небо цвета мечты обалдевшего лета.
8 / 07 – 97г.
СВЕТ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД
В этом мире бесконечно одиноком
Ищем мы по сердцу своему.
Только поиски напрасны все до срока,
Что известен богу одному.

А столкнешься с тем, что так искал ты долго, –
И не знаешь спрятаться куда!
Вот и потерял подаренное богом.
А всё остальное – ерунда.

Ты бредёшь один и не считаешь окон,
За которыми – тепло, уют…
В этом мире бесконечно одиноком
Только ты душой озябшей тут.

Свет далёких звёзд как свет надежд угасших.
Свет Луны – тьма сердца твоего.
Никому не ненужный и совсем пропавший
Ищешь крышу дома своего.
9 / 07 – 97г.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
Нужны на Свете звёзды
Как чудо из чудес!
Нужны ночные звёзды
Что б днём увидеть лес!
Пока ещё не поздно,
Пока видать зарю, –
Нужны на Свете звёзды, –
Без шуток говорю!

Коль ночью звёзды светят,
То значит, воздух чист.
Коль ночью звёзды светят,
Днём слышен птичий свист.
Но человек наметил
Мир, видно, отравить.
Пока же звёзды светят,
Возможно, будем жить.

Но вечером на небе
Не видно звёзд уже.
Но вечером на небе
Как в чьём-то гараже
Покрашенном в цвет неба
Для бензовонных грёз.
Да, вечером на небе
Не видно больше звёзд.
27 / 07 – 97г.
ОСЕННЕЕ
Всё серее, серее, серее
С каждым днём будто кажутся дни.
Сердце старится и тяжелеет.
Улетают года – миражи.

Опадает листва, опадает,
Хоть невиден пока нам процесс.
Словно осень другой не бывает.
Тяжесть сердца как тяжесть небес.

И в душе моей серая осень
Много лет, без концов и начал.
Всё тучнее дождливая просинь.
Всё мрачней моих нервов скандал.

Как же выжить, коль зимние вьюги
Вдруг наступят в душе у меня? –

Скрыт вопрос, будто тучей упругой
Скрыто небо осеннего дня.
Будем жить, если мы ещё живы.
Только падал сентябрьский лист.
Вы красивые если счастливы,
А несчастье не красит вам жизнь.
8 / 09 – 97г.
КОГДА БЕРЁЗЫ ЗОЛОТЫЕ
Опадает золото берёз,
Покрывая землю позолотой.
Небеса полны холодных слёз
И всё чаще плакать им охота.

Уж не за горами и зима
С ледяными снежными ветрами.
Приуныли серые дома,
Плача под стальными облаками.

Улетели к югу журавли,
Так и не увиденные мною.
Эта осень и её дожди
Шепчут, что я ничего не стою.

Опадает золото берёз
Будто остригаются блондинки.
Полон мир коварства, зла и слёз
Как переполняют всё дождинки.

Серость за окном да чернота
С сыростью белеющего неба.
А на сердце та же маята
Надоевшая как эта небыль.
22 / 10 – 97г.
* * *
5. Обобщение.
- Давайте еще раз обсудим, что мы узнали сегодня на уроке?

6. Практическая часть. Выпуск стенгазеты.
- Хорошо, давайте теперь выпустим свою стенгазету об этом писателе нашего края. Для этого поработаем в группе, все вместе. Какие правила работы в группе вы знаете? (- Помогать друг другу, советоваться, так как мы работаем в группе не каждый день, то должна быть дисциплина).
- И помните, работа каждого, результат каждого ученика приведет к успеху всю нашу деятельность.
Ребятам раздаются заготовки для стенгазеты. Учащиеся распределяют роли и выполняют задание.

7. Рефлексия. Итог занятия.
- Садитесь на свои места. Я вам раздам сейчас карточки, вы минутку подумаете и продолжите любую строку на экране:
Мне понравилось…
Мне запомнилось…
Меня удивило…
Мне хочется…
Я задумался…
- На этом наш классный час заканчивается, но изучение родного края продолжится. Спасибо за активную работу.


Категория: Блоги | Добавил: latypova
Просмотров: 205 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 10.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог