Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
Цель: расширять знания детей о писателях и поэтах родного края и села.
Задачи:
-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитывать уважение к своим корням;
- развивать познавательный интерес, интерес к истории и литературе родного края;
- прививать любовь к чтению;
- развивать речь, творческие способности детей.
Оборудование:
- проектор, компьютер;
- сборники стихотворений и рассказов;
- заготовки фотографий и стихотворений;
- лист А3, клей, ручки, карандаши.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Учитель начинает классный час с предисловия к сборнику рассказов писателя Виталия Шенталинского (о котором также пойдет речь на данном занятии):
- Здравствуйте! Этим словом мы встречаем родных, друзей, знакомых, всех тех, кому желаем здоровья, кого хотим видеть радостными, улыбающимися и не унывающими. Этого же я желаю и вам, собравшимся здесь.
- А что для нас значит Родина? (Родина, место, где живем.)
- Верно.
- Ребята, сегодня 3 марта – всемирный день писателя, поэтому наш классный час будет посвящён поэтам и писателям нашего края, нашей Родины, а если быть точнее то творчеству нашего земляка Виталия Шенталинского..
2. Актуализация.
- На уроках литературы вы, конечно же, изучаете классических и современных писателей и поэтов. А писателей и поэтов нашего края вы знаете? (ответы детей).
- Молодцы. Каждый человек должен знать своих великих земляков, поэтому давайте мы с вами сейчас поговорим подробнее об этих людях и в конце урока выпустим собственную стенгазету о творчестве наших земляков.
3. Сообщение о творчестве Вита́лия Алекса́ндровича Шентали́нского
. На экране портрет
В. Шенталинский окончил Арктическое морское училище в Ленинграде и факультет журналистики МГУ. Зимовал на полярной станции острова Врангеля, участвовал в пяти высокоширотных экспедициях. Много лет работал в журналистике: был редактором радио и телевидения, специальным корреспондентом журнала «Вокруг света», вёл популярную рубрику «Хранить вечно» в журнале «Огонёк». В. Шенталинский — автор двенадцати книг стихов и прозы, лауреат премий журналов «Звезда», «Огонек», «Сельская новь» и др.
Он принимал участие в создании нескольких документальных фильмов в качестве ведущего и консультанта, в том числе — «Секретная жизнь Советского Союза» (Четвёртый канал Британского ТВ, 1990), «КГБ и гласность» (ТВ ФРГ, 1992), «Рукописи не горят» (Голландское ТВ, 1997), «На фоне Пушкина. 1937», 8 серий (Телеканал «Культура», 2007) и др. Выступал с лекциями во многих университетах и общественно-культурных центрах Европы и США. Подготовил к публикации серию книг «Трагедия культуры» — шесть томов классиков русской литературы XX века — в свете новых оценок и открытий (изданы в Испании — Барселона, Circulo de Lectores — Galaxia Gutenberg, 1999—2000).
В годы «перестройки» В. Шенталинский организовал и возглавил Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей России. Он первым открыл литературные архивы КГБ и опубликовал хранившиеся там рукописи и материалы о жизни и творчестве И. Бабеля, М. Булгакова, М. Горького, О. Мандельштама, Н. Бердяева, А. Платонова, М. Цветаевой, М. Шолохова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Клюева и других русских писателей. Книги В. Шенталинского, посвящённые этой теме, переведены на девять языков, включая французский, английский и испанский; и изданы в десяти странах мира.
С 2013 г. в Чистопольском районе республики Татарстан, где прошло детство писателя, проводится ежегодный зональный фестиваль творчества «Шенталинские чтения».
Какие произведения В. Шенталинского вам наиболее запомнились.
(ответы детей)
Выразительное чтение стихотворений.
Пурга
В гостинице заснеженной,
Где сквозняки и тараканы,
Опять бродячий люд затвержено
Пьет, и поет, и бьет стаканы.
И стреляный гвардеец Арктики,
Обвязывая шалью грудь, Хрипит:
— Глотни-ка, друг, романтики
И расскажи чего-нибудь...
Здесь коротают непогоду.
Здесь не живут, а только ждут,
И бьют посуду год от году,
А иногда друг друга бьют.
Очнувшись ночью в муке бренной,
Смекнешь, уставясь в потолок:
Земля — провинция Вселенной,
Забытый богом уголок.
Там, в небесах, о нас не знают,
Не шлют вестей, не ждут гостей.
Здесь — ветры душу надрывают
И голосят, как сто чертей...
Но завтра улыбнется солнце
И здесь не будет ни ноги.
И льдом покроется оконце
До следующей большой пурги.
***
...Забыть и грохот, и угар,
И будний круг, и теплый угол,
Уехать к черту на рога,
Где только родина и вьюга.
Одно спасение — в бегах,
Когда настигнет ностальгия
По осажденному в снегах
Осколку древней Берингии.
И вот последняя черта
Подведена под пережитым,
И Остров, как спина кита,
Всплывает в море Ледовитом.
В разрывах туч, в тоске утрат
Он вырастает предо мною.
Здесь ровно двадцать лет назад
Я связь держал с Большой землею.
Не изменился позывной.
Но «стариков» осталось мало, —
Как будто бомбой разрывной
Друзей моих пораскидало.
Крутой петляющей тропой
Мои друзья прошли, не прячась,
По Безымянному плато,
Где ветер мечется и плачет.
И снова не видать ни зги,
И спит медведица в сугробе,
Под колыбельную пурги
Храня детёныша в утробе…
Чукотка
На морщинах Чукотки
Озера, как слезы, стоят.
Лес страдает чахоткой,
Под нартами мамонты спят.
Ветер режет лицо
У дерзнувших отправиться в путь,
Словно скульптор резцом,
Оставляя лишь голую суть.
Кружит зверь у капканов,
Земля продолжает полет.
Ночь на плечи своих капитанов
Тяжелые руки кладет.
ЗАПОВЕДНИК СВЕТА
Что на заре приснилось – сбудется.
Чем сердце, словно кровью, полнится –
Такое ввек не позабудется
И перед смертным часом вспомнится.
Материнским теплым хлебом,
Жаворонком в чистом поле,
Вольным ветром, ясным небом –
В стрелах солнца, в звездной соли.
Пылью ласковой проселка,
Где в неведомое щелка...
***
Детство мое. Деревня.
Очнувшись от сна едва,
Вижу, как полыхают
в русской печи дрова.
Мать встает раньше солнца.
Тьму раздвигает рукой.
Раскатывает лепешку,
помешивая огонь.
Еще ничего не имея, только тень,
Босиком по тропинке я убегаю в день,
Грудью лечу на ветер,
пью простор полевой,
И запасаюсь солнцем
на век немереный мой.
***
Ребята, возьмите в игру!
Сманите меня от взрослых.
Я к ним попал, как в беду.
Бежать – на коньках иль на веслах...
Санька Рыжман, «засвистала»,
Галоши снимай на лету,
Завязанные мочалом, –
Подсолнух, веснушка, петух!
В окно, на забор – и по крышам
Такого дадим стрекача...
По духу я тоже рыжий –
Будто костер на плечах.
Среди лопухов и полыни
Соседнего с нашим двора
Мелькнула твоя голова.
В том мире, в том мире, в том мире...
Где-то сосны падают с разбега,
Кони умирают на скаку,
И вороны громко делят небо
На дремучем вязовом суку.
Там, кренясь от запахов и ветра,
Летний день повис, как парашют.
Это детство – заповедник света,
Где меня не ищут и не ждут.
Лишь в чулане, в самодельной раме,
В акварельных прыгая волнах,
Проплывает маленький кораблик
С грозовым пространством в парусах.
5. Обобщение.
- Давайте еще раз обсудим, что мы узнали сегодня на уроке?
6. Практическая часть. Выпуск стенгазеты.
- Хорошо, давайте теперь выпустим свою стенгазету об этом писателе нашего края. Для этого поработаем в группе, все вместе. Какие правила работы в группе вы знаете? (- Помогать друг другу, советоваться, так как мы работаем в группе не каждый день, то должна быть дисциплина).
- И помните, работа каждого, результат каждого ученика приведет к успеху всю нашу деятельность.
Ребятам раздаются заготовки для стенгазеты. Учащиеся распределяют роли и выполняют задание.
6. Рефлексия. Итог занятия.
- Садитесь на свои места. Я вам раздам сейчас карточки, вы минутку подумаете и продолжите любую строку на экране:
Мне понравилось…
Мне запомнилось…
Меня удивило…
Мне хочется…
Я задумался…
- На этом наш классный час заканчивается, но изучение родного края продолжится. Спасибо за активную работу.
|