Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Коммуникативная компетенция-одно из основных условий формирования функциональной грамотности учащихся

СКАЧАТЬ (67.0 Kb) 23.05.2025, 16:17
Тиванова Алла Сергеевна
учитель английского языка, ГУО "Средняя школа №23 г. Могилева"
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности. И всему этому современный учитель должен научить своих учеников.

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(Леонтьев Алексей Алексеевич, российский лингвист, доктор филологических наук)

Функциональная грамотность определяется как «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
(Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей)

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.

Вместе с тем происходящие уже довольно продолжительное время изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средства общения. Таким образом, формирование иноязычной коммуникативной компетенции определяется сегодня как основная цель обучения иностранному языку учащихся.

Понятие «коммуникативная компетенция» предложил американский лингвист Д. Хаймс (1972), который утверждал, что для речевого общения недостаточно владеть только языковыми знаниями и правилами. Для этого необходимо также знание «культурных» и социально значимых обстоятельств. Д. Хаймс рассматривал коммуникативную компетентность как интегративное образование, которое включает в свой состав наряду с лингвистическими и социально-культурные компоненты.

В педагогической литературе особое значение понятия «коммуникативная компетенция» и её формирования приобрело в работе Ю.Н. Емельянова. Согласно Емельянову, коммуникативная компетенция – это ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими в условиях социальной среды. Отсюда необходимыми составляющими коммуникативной компетенции выступают знания, опыт и способности межличностного взаимодействия индивида

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.
Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с совершенствованием навыков чтения и формированием читательской грамотности.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В связи с этим читательскую грамотность можно разбить на следующие элементы:
То, что мы делаем с опорой на текст
1. найти и извлечь (информацию из текста)
2. интегрировать и интерпретировать (сообщение из текста)
Нам нужна опора на внетекстовое знание
3.осмыслить и оценить содержание текста, форму текста, и нам нужно соотнести их насколько они соответствуют друг другу.

Это также актуально для заданий по аудированию (аудиотекст это тоже текст), принципы работы те же самые.
Без читательской грамотности нельзя выполнить не одно задание, связанное с иностранным языком.

В процессе обучения учителя часто сталкиваемся с проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую. В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать – это прочитать задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, которые включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Последовательность работы с информацией, содержащейся в нескольких текстах, задается предтекстовыми, текстовыми и послетекстовыми коммуникативными и проблемными заданиями и упражнениями:
на выбор (выберите ... из предложенных вариантов; определите, соответствуют ли фразы описанию / фотографии);
классификацию (сгруппируйте факты по (признаку) …; соотнесите пункты плана (названия разделов, слова, цифры, имена собственные) с частями текста);
нахождение и анализ сходств и отличий (найдите сходства / отличия в иллюстрации (рисунке, фотографии, схеме, графике, таблице)
исключение лишнего (найдите ложную / неверную информацию);
установление последовательности действий, событий, фактов (составьте карту последовательности; составьте план текста (картинки);
формулирование рассуждений (соотнесите причины, действия и последствия);
догадку (дополните высказывание; заполните пропуски в тексте; восстановите пропущенные части рассказа);
ранжирование (выделите 5 наиболее важных фактов о ...);
поиск новой (дополнительной) информации ( найдите в тексте информацию (данные, слова, фразы), подтверждающую факты из таблицы, дополнительного текста);
формулирование предположений, гипотез (предположите на основе начала / конца текста (ключевых слов, иллюстрации), о чём… / почему…; сформулируйте простые (уточняющие, проблемные, интерпретационные, оценочные) вопросы по содержанию текста);
формулирование умозаключений и высказывание суждения (сделайте вывод на основе анализа таблицы (схемы, рисунка, текста);
интерпретацию (проанализируйте данные таблицы и аргументируйте необходимость (неизбежность) какого-либо действия).

Дифференциация учебных заданий достигается посредством использования содержательных и смысловых опор, правил-инструкций, памяток и алгоритмов действий.

Для формирования читательской грамотности очень полезна работа с прагматическими текстами. К ним относятся: графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов, рекламные тексты. Но подобные задания вызывает сложности у многих учащихся.

Для формирования у учащихся читательской грамотности на уроках иностранного языка следует использовать специально отобранные тематические тексты для чтения из национальных учебно-методических комплексов по иностранным языкам, а также дополнительные несплошные и составные тексты. Эффективной будет работа с двумя и более текстами. Это позволит интегрировать различные типы информации и продемонстрировать разнообразный характер взаимоотношений источников информации.

Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Прежде всего, это ученик, который может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д. Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Использование на уроках различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащихся основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Кроме этого это способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, формирует мировозрение – все это необходимо для гармонического развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Обучая детей вдумчивому и регулярному чтению, можно избавиться от функциональной неграмотности, от которой страдает человек и общество в целом. Хорошие читатели, как минимум, должны уметь определять основные идеи и детали, различать факты и мнения, делать выводы, определять намерение автора, позицию и предвзятость, подводить итоги, синтезировать два или более отрывка и распространять текстовую информацию для новых задач, таких как учебные проекты, устные презентации и письменные задания.

В ноябре 2023 года планируется проведение нового для страны мониторингового исследования – Национального исследования качества образования (далее – НИКО), в котором примут участие учащиеся Х класса.

НИКО направлено на проверку функциональной грамотности учащихся – способности, обеспечивающей эффективное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности.

Актуальную информацию о подготовке к исследованию можно найти на
национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Национальное исследование качества образования (НИКО).
Тренировочные варианты диагностической работы будут размещены в начале 2023/2024 учебного года.

Формирование функциональной грамотности необходимо для достижения обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, которая позволяет учащимся самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации, а также способствует дальнейшему самообразованию и использованию иностранного языка в других областях знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: автореф. ... дис. канд. пед. наук. — Л., 1991.
2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности .М., «Дрофа», 2001
3. Обучение детей учебному сотрудничеству. Рудакова И.А. [Электронный ресурс] 
4. Панфилова, Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс] 
5. Рождественская, Л., Логвина, И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]


Категория: Блоги | Добавил: allatsivanava
Просмотров: 71 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог