Клёновые (9 класс)
1)Семейство кленовых (не)вел..ко – вс..го 2 рода и около 120 видов.
2) По всей те( р ,рр)итории Ро(с ,сс)ии, за исключением С..бири, можно найти представителей рода клён. 3) Много разно..бразных видов этого дерева р..стёт в Северной Америке и особе(н ,нн)о в Китае, Японии, Корее.
4) Практически всем знаком наиболее р..спростр..нённый вид этого рода - клён остролис..ный.
5) Это типичное для восточно(европейских) широколистве(н ,нн)ых лесов стройное дерево до 20-30м. высотой с красивой аж..рной кроной.
Живёт клён 150-200 лет.
Его листья, ярко(зелёные) летом, к осени м..няют свою окраску на ж..лтую роз..вато (оранжевую) и темно (малиновую).
8) Сок т..кущий в р..стении ра(н ,нн)ей в..сной, может содержать до 4%
сахаров, а так(же) витамины, соединения фтора и железа.
( Энциклопедия для детей. «Биология».)
Задания к тексту:
1. Определите тему текста.
2. Определите основную мысль и выпишите ключевые слова. Как связаны предложения?
3. Определите тип и стиль речи.
4. Укажите характерные черты текста.
Примерный ответ.
1. Тема этого текста заключена в названии. Она объединяет сообщения о родах и видах растения ,его распространении по территории России и на Западе в целом , о сроках жизни , химическом составе сока.
2. Основная мысль текста – особенности жизни и развития растения. Ключевые слова и словосочетания : семейство кленовых ,род , вид ,распространение ,дерево , растение. Предложения в тексте связаны с помощью параллельной связи.
3. Тип речи – описание. Текст принадлежит к научному стилю речи. Это отрывок из словарной статьи.
4. Текст обладает точностью ,обобщенностью ,неэмоциональностью. Данные особенности проявляются благодаря отбору содержания и языковых средств. В тексте употребляются глагольные формы настоящего времени со значением постоянного временного действия.
Коростель (8 класс)
На лугу кто(то) надрывно кричал буд(то) разд..рали на части туго натянутую материю.
Кто это спросил я.
Коростель его еще дергач..м зовут ответил Петр Иванович…
А какой же он с виду спросил я.
Да так рыженький бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож когда тот из пуха в перо выходит…
( Г. Скребицкий.)
Задания к тексту:
1. Какова тема текста?
2. Определите главную мысль текста.
3. Как оформлен текст? Каков его стиль?
4. Определите тип речи.
Примерный ответ.
1. Тема данного фрагмента – рассказ о коростели.
2. Главная мысль – описание внешности коростеля. Одна микротема.
3. Текст оформлен в виде диалога. Это пример художественного стиля. Можно представить себе , какой коростель ,потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький , бесхвостый , ноги длинные , на цыпленка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением , сравнение (на цыпленка похож) ,слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растет).
4. Тип речи – описание живого существа, в данном случае – описание птицы.
Непростое решение (8 класс)
Я вынул из ящика стола т..ж..лые списки романа и ч..рновые тетради и начал их жеч(?). Это страшно трудно делать, потому ( что) исписа(н ,нн)ая бумага горит (не) охотно. Ломая ногти я раздиирал тетради стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой тр..пал листы. Пепел по временам од..левал меня ,душил пламя но я боролся с ним и роман упорно сопр..тивляясь все же погибал. Знакомые слова м..лькали передо мной…они проп..дали лишь тогда когда бумага чернела и я кочергой ярос(?)но доб..вал их.
( По М. Булгакову.)
Задания к тексту:
1. Какова тема текста?
2. Определите главную мысль текста.
3. Какой это стиль речи?
4. Определите тип речи. Как он здесь проявляется?
Примерный ответ.
1. Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.
2. Главная мысль – изображение события и состояния человека , уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.
3. Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека , обилие глаголов и глагольных форм дает ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти , раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.
4. Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало , развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывая между поленьями – роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени , обозначая последовательно сменяющие события , помогают развертыванию повествования.
Листопад (9 класс)
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвесно л..жились на сырую траву. Часто осенью я пр..стально сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не)заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как осторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь…Каждый лист был ш..девром тончайш..м слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью и чернью каждый лист был соверше(н ,нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.
( К. Паустовский.)
Материал к анализу текста.
К. Паустовский – мастер новеллы ,знаток русской природы. Тема данного текста – описание листопада.
Художник пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Перед нами пример художественного стиля , поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика (листопад , дни , ночи , лист , посмотрел , отделяется и т.д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы) , изобразительно – выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).
Тип речи – описание ,так как цель автора – описать красоты осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался , падать , отделяется , посмотрел и др.) ,глагольным формам (падающими ,шелестя , колыхаясь). В этом небольшом отрывке слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм , живое восприятие картины листопада.
Маленький кусочек природы запечатлел К.Паустовский , а как мастерски он это сделал. После чтения таких текстов еще больше любишь родную природу , восхищаешься ею ,понимаешь ее , искренне любишь Родину.
Угрюмая местность (8 класс)
Мес(?)ность показалась мне теперь еще угрюм..е чем из окна. (В) верху туман ра(с, сс)еялся и в..ршины гор рисовались отч..тливо и сурово на посв..тлевшем небе. На темном фоне гор пр..носились только о..дельные гор..зонтальные клоч(?)я тумана но (в) низу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи еще (не) замер..шие но уже тяж..лые и темные сталкивалист в темном русле зав..рачивались воронками и омутами. Казалось река в немом отчаян..и кипит и рвется стараясь пр..бит(?)ся на волю из мрачной щели…
Х..лодный предутре(н,нн)ий ветер пр..гонявший остатки ночного тумана тр..пал нашу одежду и сердито мчался дальше…
( В. Короленко.)
Материал к анализу текста.
Тема данного текста – описание природы. Идея сформулирована в первом предложении. Связь предложений в тексте параллельная , т.е. все предложения дополняют , уточняют смысл первого.
Текст относится к художественному стилю , в частности к художественному описанию местности.
Конкретность изображения , эмоциональность , образность свидетельствуют о том , что это описание художественного стиля. Употребление глаголов прошедшего и настоящего времени позволяет передать динамику происходящих в природе изменений.
Возвращение с охоты ( 9 класс)
Я ех..л с охоты вечером один на б..говых дро..ках. До дому еще было верст восемь моя добрая рысистая кобыла бодро б..жала по пыльной дороге изредк.. похрап..вая и ш..веля ушами усталая моя собака словно пр..вяза(н ,нн)ая н.. на шаг (не) отставала от задних колес. Гроза надв..галась… я ударил во(ж ,жж)ой по лошади спустился в овраг перебрался через сухой ручей весь заросший л..зняком поднялся в гору и в(?)ехал в лес.
( И. Тургенев.)
Материал к анализу текста.
Данный текст является образцом художественного стиля. По типу речи – повествование , так как в нем от первого лица сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий. В тексте говорится о конкретных действиях конкретных лиц.
Действия героев обозначаются глаголами прошедшего и настоящего времени. Предложения соединены между собой параллельно.
Слова в прямом значении , конкретные ,создают живое , динамичное ,детализированное повествование.
Молитва (9 класс)
В м..нуту ж..зни трудную
Т..снится(ль) в сер(?)це грусть
Одну м..литву ч..дную
Тв..ржу я (на) изусть.
Есть сила бл..годатная
В созвуч(?)е слов ж..вых ,
И дыш..т (не) понятная
Св..тая прелесть в них.
С душ.. как бремя скатится ,
Сомненье д..леко –
И верит(?)ся , и плачет(?)ся ,
И так легко легко…
(М. Лермонтов.)
Материал к анализу текста.
Перед нами стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это рассказ о той минуте , когда человек , не находя опоры в себе , обращается в молитве к Богу. Ключевые слова в этом стихотворении – молитва чудная, сила благодатная ,святая прелесть – связаны с верой , христианской традицией. Сила благодатная – сила , несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная – центр композиции стихотворения , знаменующий переход от тьмы к свету. Эпитеты чудная , благодатная , святая несут основную смысловую нагрузку.
Начало стихотворения грустное : в минуту трудную , в сердце грусть. Ощущение печали подчеркнуто выразительным глаголом теснится. Начало и конец стихотворения противопоставлены в 1-й и 3-й строфах: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.
От первой к последней строке меняется звуковой фон. Строчки стали легче. Это позволяет ощутить вместе с поэтом чувство облегчения, покой в душе после молитвы.
Синтаксические конструкции тоже передают общий смысл. Сначала личные предложения – они описывают состояние души и силу слов. Две последние строчки – безличные предложения (и верится, и плачется; легко).
Стихотворение – образец художественного стиля речи.
Тип речи – описание состояния человека с элементами повествования.
Пример текста официально – делового стиля. ( 7 класс)
Директору
Управления информационных
технологий
Иванову А. И.
программиста
Леонтьева В. В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м, мм)ирования нуждается в приобретени.. совреме(н, нн)ого оборудования для расширения возможностей использования новейших комп..ют..рных программ позволяющих оф..рмлять д..кументацию в соответстви.. с последними н..рмативами.
Прошу разрешить пр..обр..тение л..зерного пр..нтера ск..нера мультим..дийного комп..ют..ра.
Леонтьев
Материал к анализу текста.
Данный текст представляет собой докладную записку с изложением просьбы о необходимости приобретения для отдела программирования новейшей компьютерной техники и относится к официально – деловому стилю. Текст оформлен в соответствии с общепринятым стандартным образцом. Стиль определяет выбор языковых средств. Слова использованы в прямом значении. Синтаксические конструкции – простые предложения , осложненные однородными членами предложения , причастным оборотом; сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Эти особенности позволяют обеспечить точность , краткость , ясность излагаемого. Специальные слова (профессионализмы) дают возможность точно и кратко объяснить суть дела , сформулировать просьбу. Типологически данный фрагмент представляет собой повествование.
Переводчик (7 класс)
С чего нач..нается переводчик? Что значит способность восприн..мать чужую жизнь , как свою ,обмениват(?)ся не только языками – жизнями?..Нации народы «языцы» тянутся друг к другу как двое королевских детей из неме..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных берегах глубокой реки изнывая от невозможности преод..леть разделяющ..е пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что(бы) ему был виден берег…
Может быть , переводчики лодочники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт ст..летий и он же должен себя самого – маленькое свое , частное , сформирова(н ,нн)ое временем человеческое «я» - как бы отдать вечности (не)прерывному потоку времени.
(Л. Гинзбург.)
Материал к анализу текста.
Тема текста – профессия переводчика.
Главная мысль – переводчик обязан вобрать в себя чужую культуру , опыт столетий , его роль – роль посредника между нациями , их культурой. В тексте две микротемы (что значит быть переводчиком , переводчик – «лодочник», связующее звено), выделено два абзаца.
Текст относится к публицистическому стилю речи, так как может быть примером выступления на радио или по телевидению (или статьи в газете); задача автора – сформировать у людей правильное отношение к работе переводчика; проблема волнует автора, это делает текст ярким , страстным, призывным.
Проявляются и характерные языковые средства публицистического стиля : использование слов в переносном значении (переводчики – лодочники); наличие вопросительных предложений; образность (пересказ немецкой народной баллады); сочетание стандартных и эмоциональных выражений.
По типу речи данный текст – рассуждение.
Листопад (6 класс)
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру , то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились , и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
(К. Паустовский.)
Фронтальная работа по вопросам:
- Определите лексические значения слов листопад , моросили , перелески , чаща.
- Есть ли в записанном тексте многозначные слова ,употребленные в переносном значении?
- Имеют ли слова из текста омонимы?
- Подберите синонимы к слову шел. (Идти, шагать ,вышагивать ,ступать , выступать , шествовать ,переть (простор.) ,переться (простор.)
- К какому из слов дается антоним поднимались?
Текст для лингвистического анализа (6 класс)
В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из – за муравьев. Через минуту все тело покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи – муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
( К. Паустовский.)
В данном тексте содержится такой языковой материал , который даст возможность провести повторение многих известных учащимся сведений по словообразованию. Из текста мы:
а) выписываем однокоренные слова и показываем , что знаменательные слова , имеющие один и тот же корень , образуют группу , «гнездо» однокоренных слов. Затем учащиеся образуют «гнезда» однокоренных слов с такими корнями: -да- (дать , давать, преподаватель и т.п.) , -дал- (вдаль , издали , отдалить , удалить , удаление ,отдаленность и т.д.) ,гни-ть (гнилой , гниль , нагнивать , подгнить и т.д.)
б) записываем формы слова дорога.
Серебрянка (6 класс)
- Прослушайте текст , перескажите его ,придумайте заголовок. После этого текст записывается под диктовку.
Серебрянка – мелкая речонка. Мы долго сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду.
Ленивое течение колышет мягкие растения , в них собираются подводные житьели. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли . Появляется усатый рак , и сразу исчезают мелкие рыбешки.
(По Э. Шиму.)
Задания к тексту.
1) К какому типу речи принадлежит текст? Докажите.
2) Укажите средства связи предложений первого абзаца. (По мере записи текста учащиеся составляют схемы предложений.)
3) Найдите существительные мужского , женского , среднего рода. Образуйте от них другую форму числа. Все ли из данных существительных ее образуют? Назовите по одному собственному и нарицательному существительному.
4) Найдите однокоренные слова. ( Вода , подводные; заросли , растения.) Чем отличается проверка безударных гласных в корнях этих групп слов? (В первой группе слов безударные гласные в корне проверяются ударением; во второй – чередующиеся гласные в корне , выбор а – о зависит от последующих согласных.)
5) Найдите разные формы одного и того же слова. Определите эти формы.
6) Выберите 2 существительных и докажите их принадлежность к данной части речи.
7) В 2 – 3 предложениях определите синтаксическую роль существительных.
Сегодня такая ночь! ( Авторский текст) 9 класс.
Мне( не) спит..ся. Как тихо! Окно открыт.. Сквоз.. него видно темн.. небо. Тускло поблескива… звезды сквозь с..дые облака. А вот и пок..залась луна-величавая, статная, словно невеста. Такой она была и сто, и тысячу лет назад, сколько много о ней сказано поэтами и влюбленными...Лунн.. свет оз..ряет д..рогу в прошлое. Воспоминания детства роем кружат..ся в моей голове.
Вот я маленьк.. мальчишка бегу с отцом в школу. Папа один а нас детей четверо и меня(не) с кем оставить.
-Сегодня Вы со своим секретарем говор..т нам техничка встречая у порога школы.
-Беда мне с этим помо..ником отвеча..т отец.
Первым делом иду в пионерскую комнату где я люблю бывать бол..ше всего. Здесь акварельные краски кар..ндаши большие листы ватмана на обратной ст..роне которых мне разр..шают р..совать.
Очень хочу "оформлять" наст..ящую школ..ную стенгазету и когда вожатая уходит на обед наконец(то) изрисов..ваю всю школьную периодику...И бегом в ст..ловую.
Там есть закуток где я прячусь от отца и вообще...мало ли чего. А тут как раз такой случай.
Дома мне конечно попало. Не за газету (ее вожатая как(то) ум..дрилась оттереть!),а за то что спрятался...и уснул.
Кто знает, не ходи бы я в школу с отцом, не изрисуй бы тогда стенгазету может быть и учителем не стал бы...
Луна снова прячет..ся за облака. Завтра новый день. Снов.. увижу детей. Застуч..т мое сер..це когда войду в класс...И опять начнется жизнь которую я так люблю... [1, c. 11].
Грамматические задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите свое мнение).
6. Тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Произведите фонетический разбор слова «встречая».
9. Выпишите из текста примеры эпитетов, сравнений.
10. Напишите антонимы к словам: прошлое, уходит, беда.
11. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним.
12. Определите способ связи между следующими предложениями текста:3 и 4,6 и 7,7 и 8.
13. Произведите морфологический разбор слова «открыто» (3-е предложение).
14. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление согласованных определений; запятая между однородными членами предложения.
15. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и графически обозначьте их.
Хвост крокодила (6 класс)
По – разному используют ж..вотные свои хвосты. Крокодилу хвост помога..т охотит(?)ся. Удар такого хвоста опасен даже для крупных жи..вотных. Покрытый роговыми пл..стинками, он т..желый ,как бревно. Вот к б..регу р..ки п..дошла осторожная антилопа. Ничего подозрительного (не)заметила. Правда ,течение принесло какую – то замшелую корягу но это не страшно. Но что это? Взметнулся фонтан воды грязи и страшный удар сбил антилопу с ног. Еще секунда – и крокодил с добычей исчез под водой. (Из книги «Почемучка».)
Задания к тексту.
1. Выписать глаголы , стоящие в а) неопределенной форме , б) настоящем времени , в) прошедшем времени.
2. Выделить в записанных глаголах окончания. На что они указывают?
3. Сделать синтаксический разбор предпоследнего предложения.
4. Разобрать по составу глаголы взметнулся , не заметила. Однокоренные ли это слова? Почему? (С омонимичными корнями.)
|