Сегодня: 05.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Комплект технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу "Чему учит экономика" с использованием интерактивного обор-ия

СКАЧАТЬ (4.88 Mb) 13.06.2023, 11:03
Ложкина Анна Владимировна
студент 4 курса, ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж"
Пояснительная записка
Теоретико-методологическое обоснование разработки комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования)

Долгое время система нашего образования делила детей на норму и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и как-то реализоваться в жизни – их не брали в образовательные учреждения, где учились дети с нормой. Ученики с особыми образовательными потребностями страдали от дискриминации и отчуждения. В последнее время все в большем количестве школ вводится инклюзивное образование. Инклюзия – это полное включение детей с ограниченными возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни. Для этого необходима адаптация пространства школ, чтобы обеспечить нужды и потребности всех, без исключения детей, научиться ценить и уважать отличия.

Обоснование актуальности темы выпускной квалификационной работы подчеркивается в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) прописано, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Также рассматривается организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. В рамках реализации начального общего образования создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения и условия, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Более широко освящен данный вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования и создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [40].

Был выпущен Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Внесены коррективы в структуру рабочей программы. Структура рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей:
  • содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности);
  • планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  • тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими (мультимедийные программы, электронные учебники виртуальные лаборатории, игровые программы, образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании виде.
В Приказе Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» представлена учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов/курсов/дисциплин (модулей), федеральная рабочая программа воспитания (федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единый для Российской Федерации базовый объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. 
Действующие и новые ФГОС общего образования объединяют:
  • единая образовательная парадигма – компетентностный подход;
  • общий взгляд на характер обучения и взаимодействия участников
образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
  • доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
  • характер контроля – комплексная оценка образовательных результат по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Чтобы ученики с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами нашего общества, им нужны особые условия, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598). Данный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Этот нормативно-правовой акт учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности и потребности, а также является основой для объективной оценки детей с ограниченными возможностями здоровья. В него входят требования к условиям реализации образования, результатам освоения программа, к адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования. В его основу положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания, как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования.
Были приняты санитарные правила (СанПиН 1.2.3685-21) к образовательным организациям утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
Было отмечено, что ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 3-4-х классов – 25 минут. Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут.

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них). А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).
В Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» прописаны требования к необходимым умениям, которыми должен владеть педагог в соответствии с трудовой функцией «Воспитательная деятельность». Одно из таких необходимым умений - умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Также прописаны основные трудовые действия педагога, такие как:
- выявление особенностей развития ребенка;
- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
- оказание адресной помощи обучающимся;
- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Подчеркивается создание в образовательных организациях необходимых условий для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья и в государственной программе «Развития системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП). Уделяется большое внимание предоставлению образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, притом, упор идет именно на качественное и доступное образование в условиях введения ФГОС ОВЗ [41].
Также в рассмотренном Региональном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» сделан акцент на принципы, требования и задачи реализации мероприятия. Для организации качественного доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать в организациях оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций [25]. Одним из главных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося.

Несмотря на требования нормативно-правовых документов, существует достаточно актуальная проблема – не каждый учитель готов работать с инклюзивным классом, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Возможными причинами данного явления становится то, что учителю трудно выстроить урок таким образом, чтобы в активную познавательную деятельность были включены и дети с нормой развития, и дети с ограниченными возможностями здоровья.  Стоит отметить, что у ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеются особые образовательные потребности и ему, безусловно, необходимо гораздо больше внимания учителя, чем остальному классу. Кроме того, учителю достаточно трудно подобрать содержание, методы контроля и оценки знаний детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их индивидуальные и психологические особенности.

Необходимо обратить внимание и на то, что особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития, тоже учитываются не всегда.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данной работы очевидна и подчеркивается это в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня.

Поэтому на сегодняшний день инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании [43].

Среди российских ученых, разрабатывающих концептуальные основы инклюзивного образования, известны имена С.В. Алехиной, Д.В. Зайцевой, Е.Н. Кутеповой, Н.Н. Малофеевой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. В современных исследованиях рассматриваются различные формы инклюзии. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л.С. Выготского, И.Ю. Левченко, И.В. Карпенковой, С. И. Кудинова и др.. Как отмечает Ю.В. Мельник, в России не сформировано до конца стратегическое и тактическое поле управленческих технологий, характерен суженный круг вовлеченных субъектов, делается акцент на учителе инклюзивного класса, имеется усиление отдельных аспектов педагогических управленческих технологий инклюзивного обучения при недостаточном учете роли других составляющих. Поэтому особо ценен опыт педагогов, работающих в классах инклюзивного обучения.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы происходило изучение особенностей организации работы педагога в начальной школе в общеобразовательном классе в условиях инклюзивного образования, которое заключается в создании психологически комфортной образовательной среды для детей с различными возможностями, создании возможности получения полноценного образования и социализации ребенка с задержкой психического развития.

Особенности познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития освещены в психологической литературе достаточно широко. В. И. Лубовский подчеркивает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с задержкой психического развития, недостаточность основных свойств внимания концентрации, объема, распределения. Отмечая снижение устойчивости внимания у детей с задержкой психического развития, выделяется специфика его нарушений. Например, у некоторых детей с задержкой психического развития максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается, когда у других детей сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для детей третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания [7].

Для детей с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормой развития требуется более длительный период приема и переработки сенсорной информации. Также особенность развития обучающихся с задержкой психического развития заключается в снижении объема долговременной и кратковременной памяти, а также недоразвитие произвольного и непроизвольного запоминания. В исследованиях В.Г. Лутонян подчеркивается, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Что касаемо мотивационной и эмоционально-волевой сферы у младших школьников с задержкой психического развития, у обучающихся подчеркивается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость, недостаточность воображения [13].

Таким образом, на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
- между необходимостью реализации инклюзивного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и недостаточностью методических разработок для организации данного процесса;
- между достаточной теоретической изученностью особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, работы с ними и недостаточным уровнем использования индивидуального подхода при работе с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования;
- между достаточно изученными и разработанными методами, приемами и технологиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае детей с задержкой психического развития) и недостаточностью методических разработок с отражением специфики инклюзивного образования в начальном общем образовании, использования интерактивного оборудования.

Выявление противоречий позволили определить проблему выпускной квалификационной работы: недостаточность методических разработок для уроков окружающего мира в начальных классах по модели инклюзивного образования с применением интерактивного оборудования таким образом, чтобы в активную познавательную деятельность были включены обучающие с задержкой психического развития и обучающие с нормой развития, с учетом образовательных потребностей каждого.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы: Комплект технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования).
Вариант программы ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ: ЗПР (Вариант 7.1.).
Объект проектирования: педагогический процесс в условиях инклюзивного образования в начальном общем образовании.

Форма проектирования: комплект технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования).

Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснование, разработка и пробация комплекта технологических карт урока окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования).

Задачи:
1) Теоретико-методологическое обоснование разработки комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса для детей с нормой развития и детей с задержкой психического развития по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);
2) Разработка, обоснование структуры и содержания комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);
3) Анализ ресурсов и условий реализации комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);
4) Обоснование выбора способов оценки достижения планируемых результатов комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования);
5) Оценка результативности комплекта технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования).
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованными в работе, можно отнести: наблюдение видеофрагментов уроков по заявленной теме, изучение методических рекомендаций по проведению урока УМК «Школа России» 3 класс, анализ статей об особенностях и специфике организации урока в условиях инклюзивного образования, обобщение собранного материала, беседа с классным руководителем о возрастных и психологических особенностях класса, для которого разрабатывается урок. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемого явления.

К эмпирическим методам, используемым в работе, можно отнести изучение литературы, документов и результатов деятельности, изучение и обобщение передового опыта, анализ процесса и продуктов деятельности, наблюдение за пантомимикой, мимикой и речью, поведением по отношению к другим людям, поведение в основной деятельности. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.

Новизна выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и структурированности информации по способам организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе, в обосновании теоретического плана организации учебной деятельности  обучающихся варианта ЗПР (Вариант 7.1.) в условиях инклюзивного образования в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и рекомендациями учебно-методической литературы. Также стоит отметить, что комплект технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования) направлен на формирование знаний об особенностях экономики, а также о взаимосвязи между отраслями экономики у обучающихся 3 класса.


Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанный комплект технологических карт уроков окружающего мира для 3 класса по разделу «Чему учит экономика» с использованием интерактивного оборудования (для реализации в условиях инклюзивного образования) может быть использован учителями начальных классов для организации учебного процесса в инклюзивном классе, где обучаются дети с задержкой психического развития. В данной работе описаны особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данной категории, а также прописаны необходимые условия для создания благоприятной образовательной среды.

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: lozhkinanya
Просмотров: 145 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог