Целью данного урока является:
1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;
2) расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения; 3) использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.
4) развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Материально - техническое обеспечение.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Обстоятельство. Виды обстоятельств»
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Практическое задание на известный материал. Синтаксический разбор предложения.
Рано утром, взяв ружьё и прихватив двух собак, я отправился в лес на охоту.
- Выполните синтаксический разбор предложения. ( сл.1)
2. Подводящий к теме диалог.
- Разбирая данное предложение, вы определили, что по наличию второстепенных членов оно распространенное. Какими второстепенными членами оно распространено?. (Обстоятельствами)
- Как вы думаете, случайно ли я подобрала такое предложение? О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об обстоятельствах)
- Какова же тема сегодняшнего урока? (Обстоятельство) ( сл.2)
- Запишите тему урока в справочник.
- Каких целей вы должны будете достичь на сегодняшнем уроке? Что вы должны будете знать об обстоятельстве? (Что обозначает; на какие вопросы отвечает; к чему относится, чем может быть выражено, какие виды обстоятельств существуют, каким способом подчинительной связи может быть связано)
- А что вы должны будете уметь? (Находить обстоятельства в предложениях, определять их виды.
3. Работа над новым материалом. Практическая работа.
- Об обстоятельстве как второстепенном члене вы многое уже знаете из предыдущих классов? Поэтому я предлагаю вам практическую работу. Вы должны изучить эту тему, опираясь на ваши знания и умения, полученные в 5-7 классах, а также на материал, изученный в этом учебном году.
- Перед вами лежат листы. Выполнив задания, вы должны будете сделать выводы об обстоятельстве и его видах. Свои выводы записывайте на втором листе.
Задание: ( сл. 3)
- Работая с предложениями, определите, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан.
- Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие, примыкание)
- В лесу раздавался топор дровосека (признак действия, где? место, сущ. с предлогом, управление)
- Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм, примыкание)
- От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом, управление)
- Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив, примыкание)
- В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (признак действия, каким образом? образ действия, д/о, примыкание)
- Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (признак действия, как? сравнение, управление)
- При старании вы сможете добиться больших успехов (признак действия, при каком условии? условие, управление)
- Несмотря на усталость, спать не хотелось. (признак действия, несмотря на что? уступка, управление)
4 Формулирование выводов.( сл.4)
- Подведем итог вашему исследованию.
- Что обозначают обстоятельства? (признак действия или признак признака)
- К группе какого главного члена относятся обстоятельства? (к группе сказуемого)
- На какие вопросы могут отвечать обстоятельства? (в какой мере? где? когда? почему? зачем? как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?)
- В зависимости от того, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения, выделяется несколько видов обстоятельств по значению. Сколько всего видов обстоятельств получилось? (9)
( сл. 5) - Назовите эти виды? (меры, места, времени, причины, цели, образа действия, сравнения, условия, уступки)
- ( сл. 6) Чем могут быть выражены обстоятельства чаще всего? (наречиями, существительными в косвенных падежах)
- Чем ещё могут быть выражены обстоятельства? (деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами)
- Что вы можете сказать о знаках препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами? (они обособляются)
- А чем ещё иногда могут быть выражены обстоятельства? (инфинитивом, фразеологизмом)
- Каким способом подчинительной связи связываются обстоятельства? (примыкание или управление)
- Сделайте общий вывод об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.
5. Закрепление изученного материала.
- А теперь давайте проверим на практике, как вы усвоили новый материал.
Тест
( сл. 7) 1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
а) Мы очень устали.
б) Кругом кричали коростели.
в) Вчера я приехал в Тамбов.
г) Он изменился до неузнаваемости.
( сл.8) 2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться.
б) Сгоряча он не почувствовал боли.
в) Сенокос запоздал из-за дождей.
г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
( сл.9) 3. В этом предложении есть обстоятельство места.
а) Я всегда много читал.
б) Всю дорогу мы шли пешком.
в) В один из таких дней мы отправились гулять.
г) В лесу раздавалось пение птиц.
( сл.10)4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства образа действия.
а) Рассказы эти были данью моему детству.
б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
в) Семен работал спустя рукава.
г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
( сл. 11) 5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
- Подведем итог вашей работе. Оцените ее.
- Достигли ли вы цели находить обстоятельства в предложениях, определять их виды и способы выражения?
6. Роль обстоятельств в языке.
( сл. 12) - Для чего нужны обстоятельства? Какую роль они играют в нашем языке? Ответить на этот вопрос вам поможет творческое задание «Конструирование текста» (Лист 3)
- Перед вами отрывок из текста.
- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
( сл.13)
1) Утром в степи появились орлы.
2) Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг.
7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место.
- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой)
7. Подведение итогов урока.
– Сумели ли вы достичь поставленных в начале урока целей?
- Что такое обстоятельство?
- Сколько видов обстоятельств вы узнали? Какие?
– Чем оно может быть выражено?
– Какова роль обстоятельств в тексте?
8. Рефлексия.
9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
( сл. 14) § 19, записи; упражнение 191.
- С помощью домашнего упражнения вы потренируетесь определять виды обстоятельств до сегодняшнего дня не так часто встречающихся вам в предложениях. Кроме того, у вас появится возможность повторить трудную орфограмму «Правописание производных предлогов».
|