Сегодня: 05.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект и презентация урока по теме: " Обстоятельство и его виды"

СКАЧАТЬ (99.0 Kb) 07.06.2020, 14:02
Чачкова Анна Валентиновна
учитель русского языка и литературы, МОУ Будинская ООШ Бельский район Тверская область
Целью данного урока является:
1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;
2) расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения; 3) использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.
4) развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.





Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение навыками смыслового чтения текста;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
умение работать в группе.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;
использование приёмов работы с учебной книгой;
создание устных монологических высказываний;
умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Материально - техническое обеспечение.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Обстоятельство. Виды обстоятельств»
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока
1. Практическое задание на известный материал. Синтаксический разбор предложения.       
Рано утром, взяв ружьё и прихватив двух собак, я отправился в лес на охоту.   
- Выполните синтаксический разбор предложения. ( сл.1)
       2. Подводящий к теме диалог.
- Разбирая данное предложение, вы определили, что по наличию второстепенных членов оно распространенное. Какими второстепенными членами оно распространено?. (Обстоятельствами)
- Как вы думаете, случайно ли я подобрала такое предложение? О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об обстоятельствах)
- Какова же тема сегодняшнего урока?   (Обстоятельство) ( сл.2)
- Запишите тему урока  в справочник. 
- Каких целей вы должны будете достичь на сегодняшнем уроке? Что вы должны будете знать об обстоятельстве? (Что обозначает; на какие вопросы отвечает; к чему относится, чем может быть выражено, какие виды обстоятельств существуют, каким способом    подчинительной связи может быть связано)
- А что вы должны будете уметь? (Находить обстоятельства в предложениях, определять их виды.
3. Работа над новым материалом. Практическая работа.
- Об обстоятельстве как второстепенном члене вы многое уже знаете из предыдущих классов? Поэтому  я предлагаю вам  практическую работу.  Вы должны изучить эту тему, опираясь на ваши знания и умения, полученные в 5-7 классах, а также на материал, изученный в этом учебном году.
- Перед вами лежат листы. Выполнив задания, вы должны будете сделать выводы об обстоятельстве и его видах. Свои выводы записывайте  на втором листе.
Задание: ( сл. 3)
- Работая с предложениями, определите, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан.
  1. Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие, примыкание)
  2. В лесу раздавался топор дровосека  (признак действия, где? место, сущ. с предлогом, управление)
  3. Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм, примыкание)
  4. От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом, управление)
  5. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив, примыкание)
  6.  В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (признак действия, каким образом? образ действия, д/о, примыкание)
  7.  Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (признак действия, как? сравнение, управление)
  8. При старании вы сможете добиться больших успехов (признак действия, при каком условии? условие, управление)
  9. Несмотря на усталость, спать не хотелось. (признак действия, несмотря на что? уступка, управление)
4 Формулирование выводов.( сл.4)
- Подведем итог вашему исследованию.
- Что обозначают обстоятельства? (признак действия или признак признака)
- К группе какого главного члена относятся обстоятельства? (к группе сказуемого)
- На какие вопросы могут отвечать обстоятельства? (в какой мере? где? когда? почему? зачем?  как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?)
- В зависимости от того, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения, выделяется несколько видов обстоятельств по значению. Сколько всего видов обстоятельств получилось? (9)
( сл. 5) - Назовите эти виды? (меры, места, времени, причины, цели, образа действия, сравнения,  условия, уступки)
- ( сл. 6) Чем могут быть выражены обстоятельства чаще всего? (наречиями, существительными в косвенных падежах)
- Чем ещё могут быть выражены обстоятельства? (деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами)
- Что вы можете сказать о знаках препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами? (они обособляются)
- А чем ещё иногда могут быть выражены обстоятельства? (инфинитивом, фразеологизмом)
- Каким способом подчинительной связи связываются обстоятельства? (примыкание или управление)
- Сделайте общий вывод об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.

5. Закрепление изученного материала.  
- А теперь давайте проверим на практике, как вы усвоили новый материал.
          Тест
( сл. 7) 1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
а)  Мы очень устали.
б)  Кругом кричали коростели.
в)  Вчера я приехал в Тамбов.
г)  Он изменился до неузнаваемости.
( сл.8) 2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться.
б) Сгоряча он не почувствовал боли.
в) Сенокос запоздал из-за дождей.
г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
( сл.9) 3. В этом предложении есть обстоятельство места.
а) Я всегда много читал.
б) Всю дорогу мы шли пешком.
в) В один из таких дней мы отправились гулять.
г) В лесу раздавалось пение птиц.
( сл.10)4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства образа действия.
а) Рассказы эти были данью моему детству.
б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
в) Семен работал спустя рукава.
г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
( сл. 11) 5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

- Подведем итог вашей работе. Оцените ее.
- Достигли ли вы цели находить обстоятельства в предложениях, определять их виды и способы выражения?


6. Роль обстоятельств в языке.
( сл. 12) - Для чего нужны обстоятельства? Какую роль они играют в нашем языке? Ответить на этот вопрос вам поможет творческое задание «Конструирование текста» (Лист 3)
- Перед вами отрывок из текста.
- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
( сл.13)
1) Утром в степи появились орлы.
2) Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные, осматривались вокруг.
7) Успокоясь, орлы вышли на открытое место.

- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой)

7. Подведение итогов урока.
– Сумели ли вы достичь поставленных в начале урока целей?
- Что такое обстоятельство?
- Сколько видов обстоятельств вы узнали? Какие?
– Чем оно может быть выражено?
– Какова роль обстоятельств в тексте?
8. Рефлексия.
9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
( сл. 14) § 19, записи; упражнение 191.
- С помощью домашнего упражнения вы потренируетесь определять виды обстоятельств до сегодняшнего дня не так часто встречающихся вам в предложениях. Кроме того, у вас появится возможность повторить трудную орфограмму «Правописание производных предлогов».


Категория: Блоги | Добавил: Annuchka1968
Просмотров: 99 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог