Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях для ребенка средней группы.
(279.9 Kb)
| 17.01.2021, 23:15 |
Козьмина Анна Леонидовна |
Учитель-логопед, МА ДОУ № 25 |
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать речевое дыхание;
-развивать четкость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
-развивать внимание, память, мышление;
-упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение;
-упражнять в умении составлять предложение по опорному слову.
4. Воспитательные:
-Формировать положительную мотивацию на занятии;
-Воспитывать навыки речевого общения, умения слушать.
Оборудование: домик, змейка, ёмкость для игры с манкой,кисти, игрушки небольшого размера: лошадь, мышка, кошка, мишка,лягушка; картинки с изображением карандаша, камышей, лягушки, шарфа, машины, шаров, мыши, душа, малыша; схемы для игры наразвитие фонематического восприятие; графомоторные лабиринты для автоматизации звука в слогах.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:-Давай вспомним главное правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говори
Никогда ты не спеши!
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах:
Шепчет кошке петушок:
- Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь – и откушу!
- Какой звук в этом стихотворении ты услышал? Правильно, звук [Ш], молодец!
2.Анализ артикуляции звука [Ш].
- Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелью, язык вверху и похож на «Чашечку».)
Вот мы и вспомнили артикуляцию звука [Ш].
А кто из животных издает звук Ш-ш-ш?
Змея, правильно! Сегодня мы отправимся к ней в гости. ! А зовут её Шипелка.
Но путь предстоит не простой, чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, надо размяться.
2. Артикуляционная гимнастика.
(можно картинки показывать)
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться и удерживать это положение 5-7 секунд.
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
3.Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов, совмещенная с графомоторными навыками. Одновременно указательными пальцами обеих рук проводим по лабиринту, проговаривая при этом чистоговорку.
- Давай споём любимые песенки шипуши?
Ша-ша –ша-наша змейка хороша.
Шу-шу-шу-змейке я письмо пишу.
Шо-шо-шо-напишу я хорошо.
Ши-ши-ши- ты мне тоже напиши.
4.Физминутка
К снежной мы лужайке вышли (шагаем на месте)
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки(прыгаем на месте),
Через сугробы и пенечки(перешагиваем)
Кто ноги выше поднимал,тот ни разу не упал (хлопки в ладоши).
5.Автоматизация звука [Ш] в словах, развитие графомоторных навыков.
(приготовить поднос с картинками, присыпать манкой)
Посмотри сколько снега намело , давай попробуем очистить снег при помощи кисти, вести кисть нужно змейкой.
(Картинки: шапка, шуба, кошка, наушники и т.д.)
5.Дыхательное упражнение «Греем ладошки», что-то руки замерзли, пока снежок убирали, давай погреем?
Ой, посмотри, а вот и дом Змейки.
6.Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
- Вот мы и подошли к домику Шипелки. Нужно постучать в дверь! Чтобы Шипелка вышла из домика – постучи как я (ребенок повторяет за логопедом несколько ритмов, стуча кулачком по столу, затем используя схемы).
Вот и вышла Шипелка. Давай поздороваемся: здравствуй, Шипелка! Какое у тебя интересное имя!
7.Зрительная гимнастика.
Змейка ползала, играла,
Змейка хвостиком виляла
Вверх-вниз
Вверх-вниз (6-8 раз)
По песочку, по камням (вправо-влево 6-8 раз)
Тут и там, тут и там.
Вот она какая ,змейка озорная.(Закрываем и открываем глаза глазам 6-8 раз)
8. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
- Молодец! Шипелка предлагает поиграть её любимыми игрушками. Давай их рассмотрим.
Игра, что в мешочке. Составь предложение.
9. Итог занятия.
- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
- Что было трудным для тебя?
Какое задание понравилось больше всего?
Тебе понравилось играть с Шипелкой? Пойдем к ней в гости ещё?
10. Оценка речевой деятельности ребенка.
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [ш].
- И Шипелке тоже понравилось как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет тебя поблагодарить и подарить на память вот такую наклейку. Ты молодец!
|
Категория: Блоги | Добавил: ankakozminaаа
|
Просмотров: 702 | Загрузок: 17
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|