Берестяная грамота
Задачи: Поддерживать исследовательский интерес при знакомстве с берестой. Познакомить детей с историей обучения грамоте в древнем Новгороде. Способствовать желанию детей создавать игрушки из бересты своими руками.
Материал: Мальчик Онфим (игрушка или ребенок, одетый в русский народный костюм), береста, фотографии Троицкого раскопа, игрушка из бересты «Шаркунок», дудочка из бересты, полоски бересты, скобы или скрепки.
1. Появляется мальчик Онфим и беседует с детьми о древней школе.
- Вы меня узнали? Как меня зовут вы узнаете, если разгадаете ребус.
ИМ Онфим
Откуда меня знают все новгородцы? (Из берестяных грамот с рисунками мальчика Онфима, найденных во время раскопок. (Показ изображения Онфима на бересте).
Рассказ о профессии археолога.
Археология – наука, которая изучает историю и быт древних народов по сохранившимся остаткам их поселений. Археологи ведут раскопки – ищут в земле пролежавшие там сотни лет предметы, созданные руками человека – оружие, посуду, монеты, украшения. Многие археологические находки ты можешь увидеть в музеях. Они помогают узнать, как жили наши предки, во что одевались, из чего ели и пили.
Ребята, я хочу вам рассказать о том, как меня грамоте учили. У вас сейчас есть и бумага, и ручки разнообразные, и карандаши цветные. На чём писали в старину в древнем Новгороде, знаете? Отгадайте загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
На коре этого дерева я научился писать. Как она называется? Разгадайте ребус и узнаете.
100 А Береста
На берёзовой коре – бересте я процарапывал буковки специальным стерженьком – писалом. Книги в Новгороде в большом почёте. Многие умеют писать и читать, и мне стыдно не знать грамоты. Меня отец учил уму-разуму, наставляя: «Учись, сыне, учись. Велика ведь бывает польза от учения книжного!» (Приложение «Как Онфим грамоте учился»)
А почему именно на бересте писали? (Хранится долго, можно разгладить, тонкая)
Переменка. Онфим, как все мальчишки любит порезвиться, поиграть. Новгородские игры по выбору детей («Малечина-калечина», «Веревочка», «Дударь» и др.) (Приложение «Игры и забавы древнего Новгорода»).
2. Работа с берестой. А еще из бересты делали посуду, мебель, обувь и даже игрушки.
Посмотрите, вот какая погремушка («шаркунок») изготовлена из бересты. В середину «шаркунка» клали горошинки, потряхивали перед детской колыбелькой и приговаривали:
«Гоняй горох горошину, злых духов отгоняй».
«Гоняй горох горошину – дай денег по-хорошему».
«Гоняй горох горошину – здоровья дай хорошего».
Далее Онфимка показывает дудочку, предлагает подудеть в неё. Такие дудочки носили с собой пастушки. Она издаёт очень громкие звуки, поэтому её можно услышать в самом густом и дремучем лесу. Хотите, я вас научу делать такую дудочку?
3. Показ выполнения работы: закручивание по спирали полосок бересты и закрепление конца скобой.
4. Подведение итогов. Игра «Чья дудочка самая звонкая?»
Приложение «Как Онфим грамоте учился».
Когда Онфиму исполнилось 5 лет, отец вырезал ему азбуку и показал буквы сыну. В Новгороде исстари ведётся: стукнуло тебе 6 лет – надо тебя грамоте учить. Кто в училище идёт, кто дома с грамотеем каким-нибудь учится. Онфимов тятя Гюрги – богатый купец, его весь город знает. Не пристало ему сына учить вместе с детьми смердов (бедняков). Учился Онфим дома, не хуже боярчонка, вместе с двоюродным братом Данилой.
До обеда приходил к нему Захар, дьячок Никольской церкви. В руке у Захара всегда вербная розга была. Забалуешься – розга тут как тут. Быстро Онфим азбуку освоил, выучил назубок. Любил он на бересте рисовать. Расправляет берестяную ленту, берёт писало (острую палочку) и рисует боевой корабль – насад, а потом конных воинов, что с врагами сражаются.
Ученье Онфиму было не в тягость, потому что давалось легко, Захар его всегда хвалил, только очень уж нудно по сто раз одно и то же переписывать. А Захар приговаривает: «Повторение – мати всякому учению!» Дописал Онфим склады до «си», полюбовался на Волхов, перевернул бересту и написал: «Поклоно от Онфима ко Даниле». Так взрослые всегда письма начинают друг другу. Стал Онфим рисовать. Вскоре появилось у него неведомое четвероногое существо – шея долгая, хвост закручен, как у лайки. Чтоб понятно было, кто это, написал он на нём: «Я звере». Потом нарисовал коня, на коне всадника – одной рукой поводья держит, другой – копьё. Копьём он пронзает ворога, что упал под ноги коню, подобно тому как Гюрги (Святой Георгий) пронзает злобного зверя.
«Вот вырасту, - думает Онфим, - тоже буду топтать конём и пронзать копьём супостатов Великого Новгорода и святой Софии!» А чтобы всяк сразу понял, кто этот всадник, он написал возле него: «Онфиме».
Приложение «Игры и забавы древнего Новгорода»
Веревочка. Играющие становятся в круг, вокруг веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать эту ладонь от веревочки или двигать ей вдоль веревки. Осаленный сменяет водящего.
Кубарь. Кубарь раскручивается между ладонями, он получает вращательное движение, которое поддерживается обычно подхлестыванием кнутика.
Малечина. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу или другую часть тела, стараются поддерживать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три ... десять".
«Моталочка». Выдаются палочки с привязанной длинной верёвочкой. Кто быстрее намотает верёвочку, тот и выиграл.
Дударь. (Дети шагают по кругу)
Дударь, дударь дударище,
Старый старый старичище.
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает, например:
- Голова. Дети держатся за голову и продолжают движение. Как только он сказал: «Ничего не болит!», все разбегаются, а дударь ловит детей.
Список литературы:
1. Амосова А. Великий Новгород: Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей. СПб.: Издательство «Фордевинд», 2016.
2. Вронский Ю. Терем Юрия Онцифоровича: рассказы о древнем Новгороде. М.: Детская литература, 1989.
3. Смирнов В. История Великого Новгорода. М.:2006.
4. Тихонова М.В. Красна изба…: Методическое пособие: знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство-пресс, 2004.
5. Традиционные Новгородские игры и забавы (этнографические материалы). Великий Новгород, 2006.
6. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.:1979.
7. Янин В.Л. Путешествие в древность. М.:1991.
|