ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1905»
(ГБОУ Школа № 1905)
109156, Москва, улица Маршала Полубоярова, дом 22
тел./ факс 8(495)705-79-50, e-mail: 1905@edu.mos.ru
ОГРН 1027700454506 ОКПО 46410192 sch1905uv.mskobr.ru
ИНН/КПП 7721146930/772101001
Конспект комплексного
музыкального занятия
«Русское народное музыкальное творчество»
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель ГБОУ
Школа №1905
Морозова Юлия Александровна
Москва
2022
Комплексное музыкальное занятие в подготовительной группе
«Русское народное музыкальное творчество»[/b]
Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными музыкальными жанрами русской народной музыкальной культуры: танцами, песней и музыкальными инструментами.
2. Формировать патриотические чувства к своей Родине, своему народу: любовь, уважение, гордость.
3. Развитие навыков хорового исполнения русских народных песен и навыков игры на музыкальных инструментах
Ход занятия:
Звучит мелодия песни «Что может быть лучше России». Дети входят в зал и садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много замечательных, красивых стран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас – единственная, необыкновенная земля, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.
Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от врагов.
В старину жизнь наших предков тесно была связана с природой, со сменой времён года. После долгой суровой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны, с радостью встречали красное лето, осенью много трудились, собирая богатый урожай. Приход каждого времени года на Руси сопровождался определёнными песнями, танцами, играми, обрядами.
Собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птиц, закликали дождь, чтобы он напоил землю влагой.
Видео-слайды хоровода
Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг. Давайте и мы исполним хоровод «Во поле береза стояла».
Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»
М.Р.: Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей)
Слайд с инструментами народного оркестра.
Давайте посмотрим на экран. Основными инструментами в народном оркестре являются гармонь или баян и балалайки и домры. Есть также и духовые инструменты, это жалейки , свирели и рожки. Есть шумовые инструменты: ложки, трещотки. Сейчас мы послушаем с вами музыкальное произведение, которое называется «Наигрыш». Скажите, какое оно по характеру и что под него можно делать? Какие инструменты вы услышите?
Звучит запись оркестра нар. инструментов им. Осипова «Наигрыш»
(Ответы детей)
М.Р.: Ребята, а теперь давайте сами исполним оркестровую композицию под названием «Субботея». Кто скажет, какие инструменты мы будем использовать? Правильно, ударные шумовые.
Исполняется оркестровая композиция «Субботея».
М. р.: И, конечно, невозможно представить русское народное творчество без песни. Русская песня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в радостях и страданиях. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
Много песен сложено русским народом, за один раз не перепоёшь и не сыграешь. Колыбельные, трудовые, лирические, исторические, шуточные, солдатские, обрядовые.
Сегодня мы начнем разучивать рус. нар. песню «Ой, вставала я ранешенько». Я сейчас спою вам 2 куплета, а вы подумайте, какая эта песня, шуточная, лирическая или плясовая?
Педагог исполняет 2 куплета р.н.п. «Ой, вставала я ранешенько» (Обсуждение прослушанного произведения)
М. р.: Теперь настроим наши голосочки на пение. Намного распоемся. (транспонируем упражнение «ли-да-ли»).
Разучивание песни "Ой,вставала я ранешенько".
М. р.: А еще русский народ очень любил веселье и различные игры. Предлагаю поиграть в игру «Плетень». Для этого нужно построиться в 4 шеренги, друг напротив друга. Посмотрите, как правильно надо заплести плетень. ( Объясняет правила игры)
Проводится игра «Плетень». Рус.нар.песня «Сеяли девушки яровой хмель»
Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию.
Что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)
Под музыку дети выходят из зала.
|