Конспект логопедического занятия по теме: Насекомые (старшая группа)
Смирнова Александра Дмитриевна
Учитель-логопед
МАДОУ №81 «Солнышко»
Великий Новгород
Форма занятия: Индивидуальное. Старший возраст.
Задачи:
1.Расширять знания ребёнка о насекомых.
2.Активизация, расширение, уточнение словарного запаса по теме.
3.Закреплять навык согласования имён существительных с числительным
4.Развивать понимание употребления слов-антонимов
5.Автоматизация шипящих звуков (Ш, Ж) в словах
6.Формировать навык звукового анализа и синтеза (закреплять умение определять звук в начале слова)
6.Развитие памяти, внимания, логического мышления, связной речи, координации движений.
Материал: 1) Сюжетная картина с изображением насекомых,
2)Отдельные изображения насекомых не большого размера ̴ 5х5 см (пчела, паук, майский жук, мотылёк, муравей, муха, бабочка, божья коровка, гусеница, кузнечик, таракан, комар) птиц (воробей, колибри, синица, снегирь,) рыб (щука, карась, сом), иллюстрация лужайка с цветами,
3) Балансир
4)Картинка поезд с тремя вагонами (каждый вагон- на листе а4)
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед: Послушай загадки, отгадай. Про кого были загадки?
На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята — Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Он сети, как рыбак, готовит, А рыбы никогда не ловит. (Паук)
Он пищит, когда летит! А укус его зудит. С хоботком, хотя не слон. Кто, скажи, дружочек, он?(Комар)
На большой цветной ковёр Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки)
Как, одним словом, можно назвать муравья, паука, комара и бабочку? кто они?
(насекомые)
На столе расположены изображения птиц, насекомых и рыб и рядом картинка- лужайка.
Логопед: просит ребёнка расположить на лужайке только насекомых, назвать их.
2. Основная часть.
1)Беседа: вспомним, какие ещё есть насекомые, кого не хватает на лужайке. Какие бывают насекомые? Какие насекомые полезные, и в чём их польза. Какие насекомые вредные, чем они вредны?
2) Дидактическая игра «сосчитай»
На сюжетной картинке изображены разные насекомые, нужно сосчитать кого, сколько? (5 бабочек, 4 жука, 3 муравья, 2 божии коровки, 1 гусеница)
3) Пальчиковая гимнастика :
Наблюдал я, как по мне (шагать пальчиками)
Шёл жучок, как по стене.
Шёл по рубчику-дорожке, (сжимать-разжимать кулачки)
А потом упал в карман
И сказал: -Посплю немножко. ( соединять поочерёдно пальчики
-Не раздавишь, великан? на правой руке с большим пальцем)
Я сказал: -Не раздавлю. (соединяем поочерёдно пальчики
С детства маленьких люблю. на левой руке с большим пальцем)
4) Дидактическая -речевая игра «скажи наоборот» и подбери картинки:
Быстрый- медленный ( кузнечик и гусеница)
Полезный-вредный ( пчела и таракан)
Толстый- тонкий ( жук и комар)
Страшный -красивый ( паук и бабочка)
Длинный- короткий ( гусеница и муравей)
Большой и маленький ( майский жук и божья коровка)
5) Речевая игра для автоматизации звуков Ш и Ж: «стой и говори».
Ребёнок стоя на балансире, слегка раскачивается, в такт слоговой структуре проговаривает чистоговорки, чётко проговаривая звуки Ш и Ж ( по теме насекомые):
ША-ША-ША - две осы летают неспеша
ШО-ШО-ШО - гусенице здесь хорошо
ШЕ-ШЕ-ШЕ- поползут жуки подальше
ШИ-ШИ-ШИ- стрекоза сюда спеши
АШ-АШ-АШ- муравьи стащили карандаш
ОШ-ОШ-ОШ- ну жук, ты хорош
ЕШ-ЕШ-ЕШ- таракан, крошки даешь
ЫШ-ЫШ-ЫШ – шмель, ну ты крепыш
ШИЕ – ШИЕ - ШИЕ – у бабочек крылья большие
ЖА-ЖА-ЖА- у жука два ножа
ЖО-ЖО-ЖО- у кузнечиков сольфеджио
ЖУ-ЖУ-ЖУ -громко пожужжу
ЖУ-ЖУ-ЖУ – я на веточке сижу
ЖИ-ЖИ-ЖИ- бабочек тут покажи
6) Дидактическая игра «поезд для насекомых»
Логопед: про кого говорили на занятии? Поможем насекомым отправиться в путешествие. На столе иллюстрация поезд с вагонами и картинки насекомых.
-Насекомые, названия которые начинаются на звук Б- поедут в первом вагоне,( ребёнок определяет какие картинки подойдут и перемещает их в первый вагон) ( бабочка, божья коровка)
-Насекомые, названия, которые начинаются на звук М, поедут во втором вагоне (муха, майский жук, муравей, мотылёк)
-Насекомые, названия, которые начинаются на звук П, поедут в третьем вагоне(паук, пчела)
3. Вывод.
Логопед: про кого говорили на занятии, в какие игры играли? Поощрение ребёнка наклейкой( на выбор)
|