Тема: «Воздух-невидимка»
Цель: Формирование у детей представлений о воздухе.
Задачи: - Познакомить детей со свойствами воздуха;
- Побуждать детей к экспериментальной деятельности;
- Развивать навыки проведения опытов;
- Заинтересовывать детей в получении знаний опытным путем
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
Ход занятия
Круг приветствия
Мы все вместе встали в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Дети: да
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, а называется она «Горячо – холодно». Знаете такую игру?
Дети: да
Воспитатель: Вам нужно найти один предмет, который я спрятала. Он где-то близко. Если вы будете отдаляться от предмета, я буду говорить «Холодно», если будете приближаться, я буду говорить «Горячо»
Воспитатель: Рыба, карась – игра началась!
(дети ищут предмет, находят яркую коробку)
Воспитатель: Какая красивая коробка? Интересно, что в ней? Как вы думаете? Вы хотите посмотреть?
Дети: да
Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим
Дети: ничего, она пустая
Воспитатель: Интересно, что же это значит? Как вы думаете?
Дети:
Воспитатель: Мне кажется, я догадалась! Я вам загадаю загадку, а вы сами попробуйте догадаться, что находится в этой коробке.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, теперь вы знаете, что в коробке воздух.
Воспитатель: Ребята, а вы когда нибудь видели воздух?
Дети: нет
Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Воспитатель: А хотите научиться находить воздух и познакомиться с его свойствами?
Дети: да
Воспитатель: Я приглашаю вас в научную лабораторию для опытов. А вы знаете, что такое лаборатория? Лаборатория – это помещение где проводят опыты. А как называют людей, которые проводят опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети: да.
Воспитатель: Для того, чтобы стать исследователями и попасть в лабораторию, необходима специальная одежда, которую я вам принесла
(надеваем фартуки и колпаки)
Воспитатель: Все готовы?
Дети: да
Воспитатель: Куда мы отправляемся? Что мы будем исследовать?
Дети: мы отправляемся в лабораторию исследовать воздух
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Мы отправляемся в лабораторию №1
(на столах полиэтиленовые пакеты 9шт; фонарик, стаканы с водой-8шт; коктейльные трубочки-8шт)+карточки воздух существует, воздух бесцветный
Опыт 1. Поймаем воздух
Воспитатель: Ребята, все исследователи ведут дневник , в который записывают результаты опытов и экспериментов. Такой дневник в нашей лаборатории тоже существует.
Давайте в нашем дневнике обозначим тему исследования (крепим табличку Свойства воздуха)
Воспитатель: Скажите, юные исследователи, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?
Дети:
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте, поймайте воздух руками. (вместе с детьми ловлю воздух, а его нет)
Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: А если мы развяжем пакет? Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Воздух весь вышел.
Воспитатель: Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 1: воздух существует
(Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по первому эксперименту) (карточка)
.Воспитатель: Какого цвета воздух?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: А почему мы видим свет?
Дети:
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух, прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный (карточка).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, внутри людей есть воздух?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А как проверить, есть ли воздух внутри нас?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Хотите проверить?
Дети:
ОПЫТ 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Посмотрите ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Как с помощью этих предметов, можно проверить, есть ли воздух внутри нас?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Опустите трубочки в стаканы и попробуйте подуть в них. (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух.
Воспитатель: Пузырьки – это и есть воздух.
Вывод 3: вот мы и доказали, что воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы вдыхаете и выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Мы бы не смогли жить без воздуха. Не верите? А как можно проверить сможем мы без воздуха жить или нет?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Закройте носики и ротики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод 4: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет воздух?
Дети:
Воспитатель: У самого воздуха запаха нет, но он может переносить разные запахи – приятные и неприятные, полезные и вредные.
И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Я приглашаю вас отдохнуть на лесную полянку. Хотите?
Дети: да
Воспитатель: Отправляемся в путь
ФИЗМИНУТКА
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
(проходим за ширму, там лесная полянка)
Воспитатель:
Вот мы с вами и пришли.
Давайте сядем на лужок, закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной поляне. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. ( в это время в-ль освежает воздух еловым или цветочным освежителем)., правда же ребята? А чем пахнет воздух на лесной полянке?
Дети: (елкой, цветами )
Вывод 7: воздух не имеет запаха, воздух переносит разные запахи (карточка)
Воспитатель: А сейчас исследователи, я вас приглашаю в лабораторию № 2 (на столах: 4 таза с водой; 8 корабликов; 9 вееров; 9 воздушных шаров или капсул от киндер яиц)
В этой лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает корабликам плыть.
Вывод 5: воздух движется.(карточка)
Воспитатель: А как вы думаете, воздух лёгкий или тяжёлый?
Дети:
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Перед вами лежат капсулы от киндер яиц. Посмотрите, что находится внутри.
Дети: ничего, воздух
Воспитатель: Правильно, воздух. (или, давайте поймаем воздух в капсулу, точно также , как мы ловили воздух в пакетик и закроем его).
Опустите капсулу в воду. Что происходит?
Дети: не тонет
Воспитатель: Если капсула наполненная воздухом не тонет, значит воздух легче воды.
Воспитатель: Давайте для сравнения опустим в воду кусочек пластилина. Что произошло?
Вывод: Воздух легче воды (карточка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздухом можно рисовать
Воспитатель: а хотите, я вас научу?
Дети:
Воспитатель: Чтобы научиться рисовать воздухом, я приглашаю вас в лабораторию № 3
(на столах: гуашь – 8шт: кисти-8шт: непролевайки – 8шт: листы бумаги: салфетки: трубочки-8шт)
Воспитатель:
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем,
Капельки раздуем!
На лист бумаги нанесите несколько капель жидкой краски (гуашь) и возьмите трубочки. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель: Ребята, кем вы были сегодня на занятии?
Что мы с вами исследовали?
Все опыты получились?
Дети: Мы исследовали воздух.
Воспитатель: Какими свойствами обладает воздух?
Дети: Воздух: прозрачный, безвкусный, без запаха.
Воспитатель: Для чего он нужен нам?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Вам понравились наши эксперименты?
Дети: Да!
Воспитатель: Вам было интересно?
Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, узнали много нового о воздухе
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».
За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
|