Конспект открытого подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности ( для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием), (5-6лет) на тему:
«Духовно- нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ в условиях воспитательной программы через игровую деятельность».
Тема занятия: «Сундучок со сказками».
Тип занятия: коррекционно - развивающее занятие по развитию социально- бытовой ориентировки (раздел - предметные представления).
Цель: приобщать детей к социокультурным и духовно- нравственным ценностям. Формировать представление у детей о традициях русского народа, быте русской избы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-формировать представления о русском быте в старину, о русских традициях;
-расширять и активизировать словарный запас;
-формировать навык совместной деятельности, мыслительной активности;
-закреплять определение пространственного расположения предметов (ориентироваться относительно себя;
- активизировать, стимулировать и упражнять работу функций зрительного анализатора, (развивать прослеживающую и глазодвигательную функцию глаз); -формировать умение читать карту.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного восприятия предметов окружающего мира (цвет, форма, величина);
- развитие мелкой моторики;
-развитие слухового восприятия (упражнять в узнавании и назывании звуков музыкальных инструментов);
-развитие зрительного внимания, памяти, воображения, наблюдательности;
-развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать: доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, стремление детей к достижению результата, дружеские взаимоотношения между детьми через игровую деятельность.
Продолжительность: 25 минут.
Технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика с использованием ИКТ, физкультурная минутка).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие»: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа (изба - жилище крестьян, предметы русского быта и т.д.)
«Речевое развитие»: Расширение и активизация словарного запаса детей, развитие связной диалогической речи.
«Художественно- эстетическое развитие»: приобщение детей к русской народной культуре.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать желание участвовать в общей деятельности.
«Физическое развитие»: развитие у детей ритмических двигательных навыков, точности движений при подражании позам; развитие мелкой и общей моторики- совершенствование координации движений.
Предварительная работа: беседы: «Как жили люди на Руси», рассматривание иллюстрации предметов быта, дробный просмотр мультипликационного фильма «Домовенок Кузя».
Материалы и оборудование: - предметно - пространственная развивающая среда детского сада «Русская изба» с предметами быта: стол, лавки, сундук, чугунок, самовар, ухват, ложки деревянные, посуда, прялка, народные музыкальные инструменты, утюг, береста, перо, тканые дорожки, клубки, карта, пеньки, деревья, кочки, карточки с заданиями, книга сказок;
-проектор, ноутбук, подставка, светодиодный светильник.
Все материалы и пособия – подлинные объекты, доступны для зрительного восприятия: яркие, красочные, насыщенные по цвету, имеют матовую не отражающую поверхность.
На задании № 1 используется скатерть и салфетки определенного цвета, учитывается цвет фона, согласно зрительным диагнозам детей.
На задании № 4 – для демонстрации используется подставка, так как один ребенок имеет диагноз сходящееся косоглазие.
На предварительном этапе дробный просмотр мультипликационного фильма «Домовенок Кузя» - по 7 минут во второй половине дня, согласно изменения и дополнениям к АООП для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием от 31.09.2021 года.
Ход занятия:
Учитель - дефектолог: «Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел домовенок Кузя, он плачет, наверное у него что-то случилось».
Кузя: «Вот беда, беда, огорчение. Как мне не плакать оставил мне Нафаня сундучок со сказками, только найти я его не могу. Нафаня хитрый оказался, спрятал его в своей избушке на краю леса. Спрятал надежно, чтоб сундук найти, нужно много секретов разгадать, да задания Нафанины выполнить. А я то, привык жить в квартире, в избушках ничего не понимаю, его задания выполнить не могу».
Учитель - дефектолог: «Ребята, давайте поможем Кузе».
Кузя: «Помогите мне пожалуйста, ребята. Если мы с вами найдем сундук со сказками, вы познакомитесь с множеством интересных сказок».
Ребята: «Давайте поможем Кузе».
Кузя: «Для этого придется нам отправиться в старую избушку на краю леса. Путь не близкий, но в дружной компании мы вмиг доберемся».
Учитель - дефектолог:
« Мы шагаем по лесочку,
мимо пней, деревьев, кочек.
Раз шажок, два шажок,
Раз пенек, два пенек - вот и кончился лесок».
Учитель - дефектолог: «Посмотрите ребята, какая необычная избушка, а возле двери какое-то послание. Сейчас посмотрим на карту, похоже на карте следы, они указывают нам направление. Посмотрите, куда нам нужно идти?»
Дети: «Два шага прямо и 4 шага налево (считают, проходят путь). Тут стол».
Учитель - дефектолог: «Посмотрите, мы действительно пришли к столу. Стол необычный сейчас такого не увидишь. В старые времена за таким столом собиралась вся семья, пили чай из самовара с баранками. Посмотрите, какой красивый самовар, посуда и целая корзина баранок. Нафаня и тут оставил нам послание. Карточки - задания и записка: «Помогите собрать баранки на шнурки»
(используются карточки с условными обозначениями: цвета шнурка, формы баранок и их размера, карточки по количеству детей, каждый ребенок самостоятельно выбирает карточку - задание).
Кузя: «Ой, какие вы молодцы все правильно сделали и выполнили просьбу Нафани. Баранки, конечно хорошо, только я люблю блины со сметанкой или ватрушки».
Учитель - дефектолог:«А нам пора двигаться дальше. Посмотрите, какой путь нам указывает карта? И куда мы попадем?»
Дети: «Нам нужно пройти 3 шага прямо, повернуть направо и сделать 2 шага прямо. Мы пришли к печке».
Учитель - дефектолог: «Какая красивая печь у Нафани. А знаете ребята, с печью у крестьян на Руси была связана вся жизнь. Печь согреет, спать уложит и излечит, а самое главное накормит. Для деревенских женщин печь – это очаг, где пекли хлеб и пироги, готовили щи и много другое. Вокруг печи всегда стояло много кухонной утвари (посуды) и предметов необходимых в быту. Они придуманы и сделаны людьми. Посмотрите, Нафаня приготовил для вас загадки. Давайте попробуем их отгадать.
-Бычок рогат, в руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает.
(Ухват).
-Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.(Самовар)
-В черной саже, весь копчёный,
Не украшен, но ядрёный!
А какие щи с капустой,
Натомятся в печке русской(Чугунок)
-Утром, вечером и днем
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка
А поможет есть их (Ложка)
- Гладит все, чего касается
А дотронешься- кусается.( Утюг)
Кузя: «Ребята, какие вы молодцы все Нафанины загадки смогли отгадать. А печь у Нафани действительно красива и натоплена, горшки помыты, сковородка начищена, все как я люблю».
Учитель - дефектолог: «Нам снова пора в путь, на поиски сундука со сказками. Куда нам карта указывает путь?»
Дети: «Нам нужно повернуть направо и пройти три шага прямо».
Учитель - дефектолог: « Посмотрите ребята, стол стоит. На столе лежат инструменты, не простые, а музыкальные. В те далекие времена, русский народ любил не только трудиться, но и веселиться. У них было много музыкальных инструментов, которые изготавливали в основном из дерева. Послушайте, это свистулька. А это трещотка – шумовой инструмент, дощечки в нем бьются друг об друга. А это что за инструмент?»
Дети: «Ложки».
Учитель - дефектолог: «Да, это ложки, они деревянные. Их использовали для еды ими же и отбивали ритм различных мелодий. Послушайте, как они звучат».
«Ну, а этот инструмент балалайка. Балалайка считается самым национальным русским инструментом. У нее всего 3 струны, но звук балалайки достаточно звонкий, громкий и высокий. Послушайте ребята. Вот с какими музыкальными инструментами мы с вами смогли познакомиться, все благодаря Нафаниной избушке. Ой, что это за звук? Инструменты лежат, а звук идет. Наверное они волшебные…Ребята, а вы узнали какой инструмент издал звук?»
Дети: «Да, это ложки».
Учитель - дефектолог: «Молодцы. А это что за звук? и т.д. Ребята, а балалайка никак не успокоится, хочет чтобы вы сплясали для нее. Выходите в кружок».
Кузя: «Взяли в руки балалайку
Ноги сами в пляс пошли.
Выходите же ребята,
Потанцуйте от души». (звучит музыка, дети пляшут- динамическая пауза).
Учитель - дефектолог: «Ох, и балалайка совсем нас утомила..Что же у нас по карте дальше?»
Дети: «Дальше нужно повернуть направо и пройти 3 шага прямо».
Учитель - дефектолог: «Посмотрите, стол стоит, береста на нем лежит и длинное перо. Ребята, как вы думаете, для чего это раньше использовали?»
Дети: «Для письма».
Учитель - дефектолог: «Действительно в те далекие времена, у людей не было бумаги, ручек и карандашей. Они писали на бересте - березовой коре или пергаменте и использовали для написания гусиные перья. А чернила изготавливали из смолы вишни и сажи. Посмотрите, какое большое послание для Кузи оставил Нафаня».
Кузя: «Что-то я здесь ничего не пойму, все запутано, все рисунки перемешались. Я сам с этим посланием не справлюсь, маленький еще, 7 веков тока».
Учитель - дефектолог: «Как вы думаете, ребята, какие рисунки спрятаны?»
Дети: «Я вижу, стол. А я, чашку и т.д.» (перечеркнутые фигуры).
Кузя: «Не удалось Нафане вас запутать. Видно, не думал он, что такие внимательные дети будут мне помогать».
Учитель - дефектолог: «Ребята посмотрите, что стоит рядом. Как вы думаете что это?»
Дети: «Это прялка».
Учитель - дефектолог: В те далекие времена,в деревне в каждом доме была прялка. Предмет этот помогал людям из шерсти получать пряжу – нити. А уже из напряденных нитей ткали холст или вязали варежки и носки. А кто же у нас любит вязать больше всех?» (картина «Нафаня вяжет»)
Дети и Кузя: «Нафаня».
Учитель - дефектолог: «Да, конечно Нафаня. Он видно вам хотел рассказать откуда у него столько клубков (Проектор- проведение зрительной гимнастики для снятия напряжения глаз).. Давайте понаблюдаем за клубком. Как узоры рисует клубочек, так и разноцветные нити рисуют на тканях узор».
Учитель - дефектолог: «Ребята, теперь давайте продолжим свой путь».
Дети: «По карте нам нужно повернуть направо и пройти 4 шага прямо».
Учитель - дефектолог: «Посмотрите ребята, какой сундучок, большой плетеный, старинный. Как вы думаете, чей это сундук?»
Дети: «Это сундук Нафани , там сказки для Кузеньки».
Учитель - дефектолог: «Предлагаю открыть его и посмотреть.(открывается сундук, из него радужный свет и волшебная музыка, достается книга со сказками). Действительно это тот сундук со сказками, который Нафаня оставил Кузе».
Кузя: «Счастье, счастье - то какое! Мы справились со всеми заданиями Нафани и нашли сундук».
Учитель- дефектолог: «Ребята, какое вы сегодня доброе и хорошее дело сделали?»
Дети: «Мы помогли Кузе».
Учитель - дефектолог: «Правильно, нужно всегда помогать, делать добро людям и добро к вам всегда вернется. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо избушка за гостеприимство твое (поклон, выход из избушки).
Мы шагаем по лесочку, мимо пней, деревьев, кочек.
Раз шажок, два шажок,
Раз пенек, два пенек- вот и кончился лесок».
И вот мы снова в детском саду.
Учитель - дефектолог: «Вот Кузя, мы долго шли и сундук со сказками нашли. Все загадки и задания Нафанины выполнили. Правда, ребята?»
Дети: «Да».
Кузя: « Спасибо большое вам ребята, я сам бы никогда с этим не справился. А сказки я хочу вам оставить на память об избушке Нафани, чтобы сказки вы читали и много нового, доброго узнавали. И запомните, вы меня не видели, я вас не видел. Нам показываться не положено».
Учитель- дефектолог: «Ребята, что вы можете сказать о сегодняшнем путешествии в избушку Нафани? Что нового вы узнали или увидели в ней? Что запомнилось вам больше всего». (ответы детей, подведение итога занятия)
|