Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе

СКАЧАТЬ (71.5 Kb) 11.04.2021, 18:39
Скобелева Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Белая СОШ"
Тема урока: От слова к проблеме.
Тип урока: урок-практикум с использованием презентации.
Цель: Научить определить и формулировать проблему к исходному  тексту; разобрать задания ЕГЭ, связанные с анализом текста.

Задачи: образовательные – привить умение сформулировать  одну из      основных проблем текста; совершенствовать умение передавать своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
            развивающие – закрепить умения анализировать текст; показать, как автор раскрывает данную проблему, увидеть ход авторской мысли;
           воспитательные – вызвать эмоциональный отклик при анализе      текста; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Технология смыслового чтения:
- первичное чтение текста.
- чтение с остановками.
- анализ каждой части.
- работа с логической схемой.

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.
 
       
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Постановка цели. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Мотивация на положительный успех.    (1 слайд)
Настрой на активную работу.
2. Актуализация знаний Любая работа с текстом требует четкого понимания с чего начать и над чем работать.  Прежде чем мы начнем работу с текстом, предлагаю повторить некоторые понятия.   (слайд 2….3) Работа в парах. Кроссворд.




Проверяем.
Итак, проблема…. Давайте вспомним, что вы уже знаете об этом. Ведь мы уже знакомились с тем, что такое проблема.
(слайд 4)
Строят связный текст по схеме.
3. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.
 
1 прочтение текста.
Первое восприятие после прочтения.
Какое ключевое слово вы бы поставили в центр? (5 слайд)

На какие части можно условно поделить текст? (6 слайд)

Запишите ключевые слова с указанием предложений. (7, 8 слайд)
*********
2 прочтение «с остановками»

1 – 19 п. Как автор сообщает нам?

Что этим автор хочет сказать?

20- 27 п. Какую информацию автор доносит до читателя?

Почему? Чем это вызвано?

28 – 32п.  Какое ключевое слово можно выделить в этом отрывке?

Что это слово означает в данном контексте?
Отметьте предложение, в котором речь об этом.
При прослушивании выделяют ключевые слова.

Ответы.











Вспоминает случай из жизни.

Люди равнодушны к чужой беде.

Люди не желают оказывать помощь.

Желанием не ввязываться, тратить свое время (27)
Укоренилось


Вошло в обычай.

32п.
    Подведем итог по первой части.

Сформулируйте и запишите вопрос к данному высказыванию. (9 слайд)
***
Свободное размышление по схеме.
Почему люди проявляют равнодушие к чужой беде?

 
33 – 38 п.
Как автор представляет нам это время?
Мы уже выписывали ключевые слова.  Вот они (слайд 10)

ВОСПОМИНАНИЕ…. (п.36)

 
Какой прием использует автор, чтобы показать разное отношение людей к чужой беде? Прием антитезы (слайд 11)
Запишите вопрос по второй части.

Военное время. А разве тем, кто помогали, им самим не было трудно?
Как люди относились к чужой беде в военное время?

Было….но они все равно оказывали помощь.
Самостоятельная работа.
Дочитайте текст до конца, когда автор вновь возвращается к действительности.
Выпишите антонимы.
А это что такое?   (12 слайд)





Слова с противоположным значением. Отзывчивость – равнодушие.
Какой ключевой вопрос будет уместен? Почему человеческая отзывчивость перерастает порой в равнодушие?
  Этап обобщения. На основе логической схемы, ключевых слов  мы видим, что… (слайд 13, 14…15)

Итак, выделив в тексте ключевые слова, составив логическую схему текса при внимательном прочтении, можно прийти к проблеме.
А вот все, что в середине схемы с указанием предложений – это материал (для чего?)
Автор ставит проблему утраты милосердия / отзывчивости.








Для комментария.
  Д.з. Дома на основе составленной схемы прокомментировать поставленную проблему. Не забываем. Что комментарий дает вам 5 баллов. Записывают домашнюю работу.


Почему именно схема?
Во-первых, схема является элементом наглядности на уроке (абстрактной наглядности), что увеличивает результативность обучения; во-вторых, схема с помощью условных знаков раскрывает существенное, делая наглядными связь, зависимость, внутреннюю логику предметов и явлений, изучаемых на уроке.

Технология составления схемы предполагает выделение главной мысли, вокруг которой основываются смысловые элементы, так или иначе связанные с ней. Логическая схема-конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала, поскольку в этот процесс вовлекаются зрительные рецепторы, дающие возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом. Ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией дает возможность использовать схему как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти в каждом отдельном случае воспроизвести усвоенную ранее информацию.


Категория: Блоги | Добавил: SkobelevaNadezda37
Просмотров: 582 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог