Сегодня: 24.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе

СКАЧАТЬ (71.5 Kb) 11.04.2021, 18:39
Скобелева Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Белая СОШ"
Тема урока: От слова к проблеме.
Тип урока: урок-практикум с использованием презентации.
Цель: Научить определить и формулировать проблему к исходному  тексту; разобрать задания ЕГЭ, связанные с анализом текста.

Задачи: образовательные – привить умение сформулировать  одну из      основных проблем текста; совершенствовать умение передавать своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
            развивающие – закрепить умения анализировать текст; показать, как автор раскрывает данную проблему, увидеть ход авторской мысли;
           воспитательные – вызвать эмоциональный отклик при анализе      текста; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Технология смыслового чтения:
- первичное чтение текста.
- чтение с остановками.
- анализ каждой части.
- работа с логической схемой.

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.
 
       
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Постановка цели. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Мотивация на положительный успех.    (1 слайд)
Настрой на активную работу.
2. Актуализация знаний Любая работа с текстом требует четкого понимания с чего начать и над чем работать.  Прежде чем мы начнем работу с текстом, предлагаю повторить некоторые понятия.   (слайд 2….3) Работа в парах. Кроссворд.




Проверяем.
Итак, проблема…. Давайте вспомним, что вы уже знаете об этом. Ведь мы уже знакомились с тем, что такое проблема.
(слайд 4)
Строят связный текст по схеме.
3. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.
 
1 прочтение текста.
Первое восприятие после прочтения.
Какое ключевое слово вы бы поставили в центр? (5 слайд)

На какие части можно условно поделить текст? (6 слайд)

Запишите ключевые слова с указанием предложений. (7, 8 слайд)
*********
2 прочтение «с остановками»

1 – 19 п. Как автор сообщает нам?

Что этим автор хочет сказать?

20- 27 п. Какую информацию автор доносит до читателя?

Почему? Чем это вызвано?

28 – 32п.  Какое ключевое слово можно выделить в этом отрывке?

Что это слово означает в данном контексте?
Отметьте предложение, в котором речь об этом.
При прослушивании выделяют ключевые слова.

Ответы.











Вспоминает случай из жизни.

Люди равнодушны к чужой беде.

Люди не желают оказывать помощь.

Желанием не ввязываться, тратить свое время (27)
Укоренилось


Вошло в обычай.

32п.
    Подведем итог по первой части.

Сформулируйте и запишите вопрос к данному высказыванию. (9 слайд)
***
Свободное размышление по схеме.
Почему люди проявляют равнодушие к чужой беде?

 
33 – 38 п.
Как автор представляет нам это время?
Мы уже выписывали ключевые слова.  Вот они (слайд 10)

ВОСПОМИНАНИЕ…. (п.36)

 
Какой прием использует автор, чтобы показать разное отношение людей к чужой беде? Прием антитезы (слайд 11)
Запишите вопрос по второй части.

Военное время. А разве тем, кто помогали, им самим не было трудно?
Как люди относились к чужой беде в военное время?

Было….но они все равно оказывали помощь.
Самостоятельная работа.
Дочитайте текст до конца, когда автор вновь возвращается к действительности.
Выпишите антонимы.
А это что такое?   (12 слайд)





Слова с противоположным значением. Отзывчивость – равнодушие.
Какой ключевой вопрос будет уместен? Почему человеческая отзывчивость перерастает порой в равнодушие?
  Этап обобщения. На основе логической схемы, ключевых слов  мы видим, что… (слайд 13, 14…15)

Итак, выделив в тексте ключевые слова, составив логическую схему текса при внимательном прочтении, можно прийти к проблеме.
А вот все, что в середине схемы с указанием предложений – это материал (для чего?)
Автор ставит проблему утраты милосердия / отзывчивости.








Для комментария.
  Д.з. Дома на основе составленной схемы прокомментировать поставленную проблему. Не забываем. Что комментарий дает вам 5 баллов. Записывают домашнюю работу.


Почему именно схема?
Во-первых, схема является элементом наглядности на уроке (абстрактной наглядности), что увеличивает результативность обучения; во-вторых, схема с помощью условных знаков раскрывает существенное, делая наглядными связь, зависимость, внутреннюю логику предметов и явлений, изучаемых на уроке.

Технология составления схемы предполагает выделение главной мысли, вокруг которой основываются смысловые элементы, так или иначе связанные с ней. Логическая схема-конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала, поскольку в этот процесс вовлекаются зрительные рецепторы, дающие возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом. Ассоциативная связь между символическими опорами и учебной информацией дает возможность использовать схему как дидактический инструмент резкого повышения готовности памяти в каждом отдельном случае воспроизвести усвоенную ранее информацию.


Категория: Блоги | Добавил: SkobelevaNadezda37
Просмотров: 647 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог