Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях обособленных членов предложения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Формирование прочных знаний об обособленных членах предложения, об условиях пунктуации при обособленных членах предложения.
2.Совершенствование умения различать обособленные члены предложения и необособленные.
3.Сформирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения.
4.Составлять схемы предложений с обособленными и уточняющими членами предложения.
Метапредметные:
1.Умение находить обособленные члены предложения в тексте и употреблять их в своей речи.
2.Умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
1.Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
2.Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, ноутбук.
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная самостоятельная работа.
Тип урока: практическое закрепление изученного.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.
Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.
Конструкционный план урока
I. Организационный момент
Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.
II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности
-На сегодняшнем занятии мы проведём лингвистическое исследование изученных теоретико-практических аспектов изученного простого осложнённого предложения. На опорных листах, которые находятся у вас на партах, имеется 1-ое задание «Тема урока по подсказкам- афоризмам».
Задание 1. При помощи подсказок, которые мы выявим из афоризмов, соберите тему урока.
Подсказки из афоризмов.
1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет.
Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду.
2.Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.
Возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение.
3.Жить - это бороться, бороться - это жить.
В слове с лексическим значением «состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия» возьмите первую букву.
4. Лень делает всякое дело трудным.
Добавьте к записям корень подлежащего в данном предложении.
5. Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя.
В данном предложении найдите причастие, выделите окончание, добавьте его к получившейся записи. (Тема: Обособление членов предложения).
- Сформулируйте тему нашего урока (на доске появляется тема урока).
-Запишите в рабочую тетрадь тему урока. Поскольку тема урока определена, помогите мне сформулировать цели, которые преследуются в ходе урока.
III.Обобщение и систематизация учебной деятельности
1.Фронтальный теоретический опрос (с наглядными подсказками на доске)
-Проверим вашу осведомлённость в области «Простое предложение, осложнённое обособлением», для этого по подсказкам вспомним основные виды обособленных членов предложения.
1.Наглядная подсказка №1 (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).Буря мглою небо кроет,/Вихри снежные крутя. («Зимний вечер»
А.С. Пушкин)
2.Наглядная подсказка №2 (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).
На почве, зноем раскалённой,/Стоял тот гордый часовой. («Анчар»А.С. Пушкин).
3.Наглядная подсказка №3 (обособленное приложение).
Питомцы ветре¬ной судьбы, /тираны мира/, трепещите! («Деревня» А.С. Пушкин).
2. Парная работа по листу- практикуму.
Задание 2.1 (вариант 1). Поставьте знаки препинания. Объясните условие их постановки, ориентируясь на памятку «Обособленные определения»
Обособленные определения (памятка).
1. Относятся к личному местоимению.
2. Стоят после определяемого слова.
3. Стоят перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение.
1)Море освещённое лучами восходящего солнца лежало неподвижно.
2)Зачарованное звёздным небом человечество стало изучать космос.
3)Она маленькая и худенькая несла в руке огромную птицу.
Задание 2.2 (вариант 2).
Обособленное определение сделайте необособленным и наоборот.
Мост, снесённый бурным потоком, быстро восстановили.
Ребята промокли до нитки и шумной гурьбой вбежали на веранду.
Вывод: Обособляются определения, стоящие после определяемого слова, при наличии личного местоимения и добавочного значения.
Задание 3. Поставьте знаки препинания. Объясните условие их постановки, ориентируясь на памятку «Обособленные обстоятельства»
Обособленные обстоятельства (памятка).
1. Выражены деепричастным оборотом.
2. Выражены одиночным деепричастием.
3. Выражены существительными с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно.
1)Обогнув высокий мыс пароход зашел в залив.
2)Он полз медленно задыхаясь.
3)Мы закончили работу в срок благодаря совместному усердию.
Вывод: Обособляются обстоятельства, если выражены деепричастным оборотом, деепричастием и при специальных словах.
Задание 4. Конструирование предложений.
Собрать «рассыпавшиеся» предложения (по вариантам).
1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
3. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
(Ответ: 1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья. 2. Над лугом, в низине, поднялся туман. 3. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении).
- С каким видом обособления мы встретились, когда конструировали предложение?
Вывод: Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени.
Утренняя гимнастика (физкультурная минутка).
3. Дифференцированная работа по интерактивному диктанту.
Задание 6. Интерактивный диктант (для сильного обучающегося).
Поставьте знаки препинания вместо «окошечек».
В тот же день_ но уже вечером_ часу в седьмом_ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).
Там_ в самом углу_ внизу_ в одном месте были разодраны отставшие от стены обои…(Достоевский).
В город Анна Сергеевна являлась очень редко_ большею частью по делам_ и то ненадолго. (Тургенев).
Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад_ в свою любимую беседку (Тургенев).
Налево_ во флигеле_ виднелись кой-где отворенные окна… (Достоевский).
Посреди леса_ на расчищенной и разработанной поляне_ возвышалась усадьба Хоря (Тургенев).
Он сидел возле кузни_ на косогоре над речкой_ над плесом_ против водяной мельницы (Бунин).
Вдали_ ближе к роще_ глухо стучали топоры (Тургенев)
Задание 5. Творческое речеведение.
Объясните, почему в предложении, которое было взято из сказки, нет знака препинания перед оборотом «несолоно хлебавши»? Поясните смысл выражения.
«И пошёл домой журавль несолоно хлебавши».
(Перед нами фразеологический оборот, который не обособляется. Смысл высказывания: обманувшись в ожиданиях, ничего не добившись).
- Знаете ли вы о происхождении данного фразеологизма? (Это выражение связано с тем, что соль на Руси была дорогим и продуктом. "Хлебать с солью" считалось примерно таким же признаком состоятельности, как в наши дни "сладко есть". Угощая, солили пищу тем гостям, которых уважали или старались задобрить. Тем людям, которыми пренебрегали, подавали пресную пищу).
Вывод: В фразеологических оборотах не выделяется запятой деепричастный оборот.
Дополнительно: Задание. В газете «Спортивный обозреватель» корректура пропустила ошибки (пунктуационную и орфографическую), исправьте их. Готовясь к спортакиаде олимпийцы затратили огромные физические резервы. (Ответ: Готовясь к спартакиаде, олимпийцы затратили огромные физические резервы).
IV. Домашнее задание (с дифференциацией)
1.Из произведений выпишите 10 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
2.Написать сочинение «Теплое дыхание весны…» с обособлением.
V. Подведение итогов. Мотивирование отметок. Рефлексия.
-Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Сегодня на уроке:
-мне больше всего понравилось...
-мне было интересно...
-я понял, что...
Своей работой на уроке:
-я доволен, потому что...
-не совсем доволен, потому что..
ОПОРНЫЙ ЛИСТ «Обособленные члены предложения»
На опорных листах, которые находятся у вас на партах, имеется 1-ое задание «Тема урока по подсказкам- афоризмам».
Задание 1. При помощи подсказок, которые мы выявим из афоризмов, соберите тему урока.
Подсказки из афоризмов.
1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет.
Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду. Ответ:
2.Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.
Возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение. Ответ:
3.Жить - это бороться, бороться - это жить. В слове с лексическим значением «состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия» возьмите первую букву. Ответ:
4.Лень делает всякое дело трудным. Добавьте к записям корень подлежащего в данном предложении. Ответ:
5. Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя. Ответ:
Тема урока:
Задание 2.1 (вариант 1). Поставьте знаки препинания. Объясните условие их постановки, ориентируясь на памятку «Обособленные определения»
Обособленные определения (памятка).
1.Относятся к личному местоимению.
2.Стоят после определяемого слова.
3.Стоят перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение.
1)Море освещённое лучами восходящего солнца лежало неподвижно.
2)Зачарованное звёздным небом человечество стало изучать космос.
3)Она маленькая и худенькая несла в руке огромную птицу.
Задание 2.2 (вариант 2).
Обособленное определение сделайте необособленным и наоборот.
Мост, снесённый бурным потоком, быстро восстановили.
Ребята промокли до нитки и шумной гурьбой вбежали на веранду.
Вывод: Обособляются определения, стоящие после определяемого слова, при наличии личного местоимения и добавочного значения.
Задание 3. Поставьте знаки препинания. Объясните условие их постановки, ориентируясь на памятку «Обособленные обстоятельства»
Обособленные обстоятельства (памятка).
4. Выражены деепричастным оборотом.
5. Выражены одиночным деепричастием.
6. Выражены существительными с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно.
1)Обогнув высокий мыс пароход зашел в залив.
2)Он полз медленно задыхаясь.
3)Мы закончили работу в срок благодаря совместному усердию.
Вывод: Обособляются обстоятельства, если выражены деепричастным оборотом, деепричастием и при специальных словах.
Задание 4. Конструирование предложений.
Собрать «рассыпавшиеся» предложения (по вариантам).
1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
3. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
Задание 5. Творческое речеведение.
Объясните, почему в предложении, которое было взято из сказки, нет знака препинания перед оборотом «несолоно хлебавши»? Поясните смысл выражения. «И пошёл домой журавль несолоно хлебавши».
Дополнительно: Задание. В газете «Спортивный обозреватель» корректура пропустила ошибки (пунктуационную и орфографическую), исправьте их.
|