ГБУ «Мой особый семейный центр
«Формула роста»
Конспект открытого занятия педагога - психолога
Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Составила: педагог-психолог Рыбинцева А. Л.
Цель: знакомство с чувством радости.
Задачи: развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие коммуникативных навыков; создание положительного эмоционального состояния.
Оборудование и материалы: пиктограммы с эмоциями; деревянные пазлы-половинки; массажные мячики; кинетический песок; липучки-эмоции из фетра с игровым полем; тканевый мешок; воздушный шарик; музыка для релаксации «Звук дождя»; детские песни; карточки с эмоцией «радость»; плоды каштана; иллюстрации радостных событий.
Участники: воспитанники группы 13
Ход занятия:
Вводная часть (3- 5 минут):
- Организационный момент
- Приветствие. Цель: создать доверительную атмосферу на занятии
Скажем «Здравствуйте!» руками (предложить ребятам придумать свой жест для приветствия на занятии и поприветствовать всех).
Скажем «Здравствуйте!» глазами (можно встретиться взглядом друг с другом, поморгать глазами, подмигнуть друг другу и т.д.).
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом! (ребята хором произносят «здравствуйте»).
- Разминка. Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей
Солнышко, солнышко в небе свети!
(тянемся руками вверх)
Яркие лучики нам протяни
(протягиваем руки ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладони твои
(ребенок кладет руки в ладони психолога)
Нас покружи, оторвав от земли
(кружим ладони над головой)
Основная часть (15-20 минут):
Беседа «Что такое эмоции?» Цель: знакомство с эмоциями.
Показ пиктограммы с эмоциями. «Ребята, что же такое эмоции?»
Упражнение «Я радуюсь, когда…» Цель: знакомство с эмоцией радости; развитие умения узнавать эмоцию радости.
Собираем пазлы-эмоции из двух половинок. Колобки с каким настроением получились? Как вы догадались, что это радость? Глаза - чуть прищурены, на лице улыбка. А теперь давайте покажем радость руками. Воспоминание этого чувства из прошлого опыта. Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..."
Игра «Волшебный мешочек» Цель: активизация тактильного восприятия; развитие произвольности.
Педагог показывает детям «волшебный мешочек». «Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках. Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, это воздушный шарик. «Какая эмоция нарисована на шарике?» Правильно, радость, шарик нам улыбается.
Упражнение с кинетическим песком. Цель: развитие внимания и воображения.
Ребятам вначале необходимо выровнять поверхность песка. Затем на песке из плодов каштана выложить улыбку. Задание выполняется под песню «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот».
Упражнение «Дождь» Цель: снятие тревожности, расслабление.
По ходу игры меняется интонация голоса. Музыка дождя, закрыть глаза. Затем педагог начинает изображать шум легкого дождя, потирая ладони друг о друга. Все дети присоединяются. Теперь дождь усиливается, и ведущий начинает пальцами рук постукивать по полу - как капли дождя стучат по крыше дома. Непогода усиливается, гремит гром, и ведущий начинает стучать по полу кулаками. Затем все действия выполняются в обратном порядке.
Упражнение «Азбука эмоций» Цель: учить передавать эмоциональное состояние, используя мимику.
Необходимый материал: смайлы с изображением эмоций.
Педагог показывает ребятам картинки-эмоции. Дети должны показать мимикой ту эмоцию, которая указана на картинке. После того как все выполнили задание, идет обсуждение: у кого это лучше получилось и почему.
Игра «Зеркало» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, снятие напряжения.
Давайте поиграем в интересную игру. Представьте, что мы танцуем перед зеркалом. Каждый по очереди показывает движения, а остальные смотрят как будто бы в зеркало и повторяют движения за ведущим.
Ведущий становится перед детьми и начинает выполнять движения под музыку. Остальные дети повторяют.
Можно ли увидеть в зеркале наши внутренние качества? Например, что мы добрые, смелые или ленивые, обидчивые? Нет, а что можно увидеть в зеркале? Наши эмоции.
Упражнение «Оживи лицо»
Цель: формирование умения изображать эмоцию «Радость».
Материал: липучки-эмоции из фетра с игровым полем.
Инструкция: о каком настроении мы говорили сегодня? Давайте, попробуем сделать человека с радостным настроением. (Демонстрируется пиктограмма «радость»). Рассмотрите внимательно картинку. А теперь оживите лицо девочки/мальчика, сделав глаза, улыбку и брови. Выбирайте понравившиеся вам детали, так чтобы ваш человечек получился самым радостным и веселым». Задание выполняют под музыку (детские песни о дружбе).
Анализ: Радость легче изобразить мимикой или сделать рисунок?
Упражнение с массажными мячиками. Цель: снижение напряжения, развитие мелкой моторики.
Дети берут массажные мячики, повторяют движения за психологом, движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
Упражнение «Веселая ромашка» Цель: понимать какие события влияют на настроение. Знакомить со способами снятия негативного настроения.
На пиктограмме изображена эмоция «Радость». На лепестках картинки с радостными для детей ситуациями и событиями. Дети выбирают подходящий лепесток и создают ромашку. Выбрав лепесток рассказывают, что это за событие, делятся воспоминаниями.
Игра «Дружба начинается с улыбки» Цель: стимуляция потребности в общении.
Каждый по очереди ребенок передает соседу мяч и говорит ему доброе, красивое слово или пожелание, смотрит соседу в глаза и дарит ему самую добрую, какая есть, улыбку. Затем также делает следующий ребенок, к которому попал мяч.
Заключительная часть (2-3 минуты):
Рефлексия: что мы делали сегодня? С какой эмоцией познакомились? Ребенок повторяет, что делал на занятии, обсуждаем, что запомнилось, что понравилось, а что нет.
Ритуал прощания Цель: создание положительного эмоционального фона.
стихи А. Барто «Игра», сопровождаемые движениями рук.
Мы ссорились, (сжать кулачки)
Мирились (взяться за руки)
И спорили порой (толкаем друг на друга руки, сцепленные вместе)
Но очень подружились
(психолог берет ладони ребенка в свои)
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра,
А дружба не кончается
Ура! Ура! Ура! (можно обнять ребенка или поднять руки вверх)
|