Тема занятия: «Поможем царице Грамматике»
Цель: Закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закреплять навык звукослогового анализа слов.
- Закрепить графический образ букв.
- Закреплять навык чтения слогов и слов.
Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
- Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: запись голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; «звуковые домики».
Ход занятия
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу, становятся в круг, здороваются с гостями.
Л.: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д.: Хорошее, радостное, веселое…
Л.: Давайте, возьмёмся за руки и передадим своё хорошее настроение друг другу и нашим милым гостям.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».
II. Сообщение темы занятия.
В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики?
А чтобы справится с колдовством Буквоеда, нам нужно подготовить свои мысли и пальчики, и поможет нам игра с волшебными шариками…, поиграем?
Прежде чем отправиться на помощь, мы должны подготовиться. Для этого проведем упражнения-массаж наших пальчиков «Этот шарик не простой».
Движения по тексту:
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрём!
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Дети с логопедом выполняют упражнение.
Л.: Вот мы и готовы. А как же мы попадём в Звуковое царство? (Ответы детей) А вот и серединка цветка, про который нам говорила царица Грамматики и на ней что-то написано:
– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Л.: Ребята, а что вы знаете о звуках?
Д.: Звуки мы слышим и произносим.
Л.: На какие 2 группы делятся все звуки?
Д.: На гласные и согласные
Л.:Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Д.: Гласные мы можем пропеть
Л.: На какие подгруппы делятся согласные звуки?
Д.: На согл. твердые и согл. мягкие
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Д.: красным
Л.: твердые согласные?
Д.: синим
Л.: мягкие согласные
Д. зелёным
Л.: Молодцы! Слушаем следующую загадку.
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Л.: Ребята, а вы знаете, что такое буква?
Д.: буквы мы пишем и видим
Звучит волшебная музыка. Закрыли глаза, посчитаем: «Раз – два – три в Звуковое царство нас приведи!»
Л.: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. А дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буквы, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).
Игра «Угадай букву». Дети собирают выбранную букву, называют её.
Л.: А сейчас давайте подойдем к столам и нашими умелыми пальчиками напишем каждый свою букву на манке так, как мы это умеем делать…
Дети выполняют задание.
Л.: Молодцы, все постарались. А вот и первый лепесток с заданием.
Первый лепесток.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.
Л.: Ребята, перед вами лежат картинки со словами МАК, КИТ, ОСА и звуковые схемы, вам нужно подобрать к каждой картинке правильную звуковую схему и объяснить ваш выбор.
Дети подбирают к звуковой схеме «на замке» соответствующую картинку, если она подходит, то «замок открывается».
Л: Молодцы ребята, справились с заданием. Какая буква написана на лепестке?
Д.: буква Д
Логопед: Правильно. Какая же следующая буква укажет нам дорогу?
Второй лепесток.
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.
На доске развешаны картинки АКУЛА, РОЗА, ВЕЛОСИПЕД, САНКИ и т.д.
Л.: Ребята, нам нужно определить первый звук, с которого начинается слово.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием справились на отлично. Какая буква написана на лепестке?
Д.: Р
Л.: Правильно. Вот и третий лепесток.
Третий лепесток.
Л.: Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги».
Л.: Каждый называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.
Дети выполняют задание.
Л.: Молодцы, какая буква написана на лепестке?
Д.: буква У
Л.: Отлично! Надо нам набраться сил и немного отдохнуть. Давайте выполним физминутку.
Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать (рывки руками).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево раз два
Думай, думай голова (вращение головой).
Хоть зарядка коротка- отдохнули мы слегка.
Дети вместе с логопедом выполняют физминутку.
Л.: Хорошо. Ребята, какая следующая буква укажет нам дорогу?
Четвёртый лепесток.
Л.: Слово вслух произнеси, звук в окошко помести.
Работа со звуковыми домиками.
Ребята, сейчас мы будем определять место звука в слове. Каждый выберет себе карточку и выполнит задание.
Дети выполняют задание.
Л.: Молодцы, какая буква написана на лепестке?
Д.: буква Ж
Л: Правильно. Узнаем, какая же следующая буква укажет нам дорогу?
Пятый лепесток.
Л.: Какая же следующая буква укажет нам дорогу?
Л.: Здесь ветер сильный погулял
И буквы все разбросал.
Вы их вместе соберите и слоги прочтите.
Дети работают со слоговыми карточками.
Л.: Молодцы, какая буква написана на лепестке?
Д.: буква Б
Л: Правильно. Какая же следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
«Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
Л.: У каждого карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Вы должны расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Дети выполняют задание.
Л.: Отлично, ребята! Вот мы и последнюю букву разгадали. Что это за буква?
Д.: буква А
Л.: Молодцы! Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Давайте прочитаем его: «Дружба».
Звучит волшебная музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
IV. Итог занятия.
Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
- Ребята, вам понравился наш спасательный поход в Звуковое царство? Какое задание было самым интересным? Какое задание показалось трудным для вас?
Давайте закончим занятие нашим чудесным кругом
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
Голос царицы Грамматики: Молодцы, ребята, спасибо большое! И за то, что вы мне помогли победить злого волшебника Буквоеда я - царица Грамматики высылаю вам раскраски с любимыми буквами, вы можете выбрать сами себе понравившуюся букву и раскрасить её дома или в группе.
Л.: И нам пора возвращаться в группу...
«Раз – два – три в группу нашу нас верни!»
Вот мы и вернулись в нашу группу!
Вы очень хорошо сегодня работали. Спасибо. До свидания!
|