ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО
Цели деятельности педагога Ознакомить учащихся с историей появления нефти, понятиями «возобновляемое сырье» и «исчерпаемое сырье»; расширить представление о полезных ископаемых; развивать мышление, умения рассуждать, анализировать; воспитывать интерес к предметно-практической деятельности
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Нефть, возобновляемое сырье, исчерпаемое сырье, полезные ископаемые
Образовательные ресурсы Учебник, образец готового изделия, мультимедийная презентация по теме урока, нефть, вода, пробирка
Планируемые образовательные результаты Предметные: расширят представление о полезных ископаемых; узнают о способах добычи нефти, ее использовании.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, сравнивать, проводить простейшие опыты, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Организационная структура урока
Этапы
урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы
организации
взаимодействия Универсальные
учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Сообщение темы урока – Мы с вами уже говорили про многие полезные ископаемые и знаем, для чего их добывают. Какие полезные ископаемые вам известны? (Уголь, золото, железная руда, глина, торф, песок.) Сегодня я хочу рассказать еще про одно полезное ископаемое. Его называют жидким черным золотом, каменным маслом. Находят это полезное ископаемое глубоко в земле, и добывать его совсем непросто. Может, кто-нибудь догадался, о чем идет речь? (Нефть.) Слушают учителя, отвечают на вопрос Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Устные ответы
II. Изучение нового материала Сообщение теоретических сведений «Сырье: исчерпаемое и возобновляемое» – Давайте теперь вспомним, что такое сырье. Сырье
(сырой материал) – это материал, предназначенный для дальнейшей обработки. К природным относятся материалы растительного, животного или минерального происхождения. Последние принято называть полезными ископаемыми.
– Из какого сырья в давние времена делали посуду? Ткани? Обувь? А из чего получают металлы?
– Всё сырье можно разделить на два вида: исчерпаемое
и возобновляемое. Как вы понимаете эти термины? Как вы думаете, какое сырье можно отнести к исчерпаемому виду, а какое – к возобновляемому? Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Познавательные: умеют сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать, делать выводы.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество Устные ответы
Словесно-ил-люстративный рассказ «История появления нефти». – Как же появилась нефть? Ученые считают, что она образовалась из остатков растений и тел животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Останки умерших животных и растений скапливались на дне. Постепенно их укрывали миллионы тонн песка и ила. Под давлением Слушают учителя, смотрят слайды, отвечают на вопросы, делают выводы Фронтальная Познавательные: умеют наблюдать, сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, слушать учителя.
Личностные: проявляют интерес к новым знаниям Устные ответы
Просмотр мультимедийной презентации воды ил и песок превратились в твердые породы, а остатки растений и тел животных превратились в темную жидкость, собранную в порах этой породы. Перемещение земной коры привело к тому, что часть морского дна стала сушей. Тогда человек и обнаружил нефть.
Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю. Первым предпринимателем, вложившим свои деньги в организацию промышленной добычи нефти на Кубани, стал отставной полковник Ардальон Николаевич Новосильцев. Его по праву можно назвать первым нефтяником. Попытки добывать нефть предпринимались в России и ранее: первые скважины были пробурены на Таманском полуострове. Новосильцев нашел черное золото в другом месте – в бассейне реки Кудако (сегодня Абинский район Краснодарского края). Именно здесь он впервые осуществил переход от ручного бурения скважин примитивными орудиями труда – щупами и бурами – к механическому бурению. Так было положено начало техническому перевороту в нефтяной промышленности России. Это был первый в нашей стране нефтяной фонтан и первая в России нефть, полученная с глубины более ста саженей (200 метров). Кудакинская нефть имела необычный зеленоватый цвет и резкий серный запах
Лабораторная работа Показывает опыты, организует обсуждение.
Вывод: нефть – это маслянистая вязкая жидкость черного или коричневого цвета с характерным запахом. Нефть не растворяется в воде и плавает на ее поверх-ности Слушают учителя, проводят простейшие опыты, наблюдают, участвуют в коллективном обсуждении, анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:
инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации Устные ответы
III. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Организует беседу по вопросам (учебник, с. 74) Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать инфор-мацию, имеющую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные:
формулируют ответы на вопросы.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников Оценивание учащихся за работу на уроке.
Устные ответы
Домашнее задание Задает домашнее задание.
Учебник, с. 72–74 Слушают учителя Индивидуальная Запись домашнего задания
|