Сегодня: 28.09.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Слово, предложение, текст-языковые единицы речи (Конспект разновозрастного урока во 2, 3, 4 классе)

СКАЧАТЬ (95.5 Kb) 22.10.2021, 11:40
Чекмарева Наталья Алексеевнав
учитель, МОУ ЧепоровскаяООШ
МОУ Чепоровская ООШ

Конспект разновозрастного урока во 2, 3, 4 классе
Тема: Слово, предложение, текст - языковые единицы речи.
Тип урока: повторение и актуализация полученных знаний

Учителя: Чекмарева Н.А.
Юдаева Е.К.
 
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках.
 
2 класс 3 класс 4 класс
Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка - слове и предложении, их основных признаках и различиях. Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка -  предложении и тексте, их основных признаках и различиях. Создание условий для работы  в ситуации взаимодействия с младшими школьниками;
Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их основных признаках.

 
Закрепление умений выделять языковые единицы речи на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, различать по основным признакам.

Формирование:
- коммуникативных УУД через работу в группах, аргументацию собственного мнения, построение монологических высказываний, постановку вопросов;
- регулятивных УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и товарищей по группе и младших школьников;
- познавательных УУД через анализ, сравнение, преобразование и обобщение информации, ИКТ;

Задачи:

 
Выяснить основные признаки и различия слова и предложения;
Учить находить и различать слово и предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их;
Учить устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
Выявить знание детей о знаках препинания в конце предложения, главных членах предложения- подлежащем и сказуемом и умений выбирать нужный знак и находить подлежащее и сказуемое.


 
Установить  основные признаки слова,  предложения и текста;
Закрепить умение находить и различать слово  предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их; работать с деформированным текстом;
Закрепить умение устанавливать связь слов в предложении по смыслу и грамматическим признакам.
Закрепить  знание детей о знаках препинания в конце предложения и умения обосновывать выбор знака, Закрепить  знание детей о главных членах предложения и умений выделять их.
Обобщить  основные признаки слова,  предложения и текста;
Обобщить  умение находить и различать слово  предложение на слух и в печатном тексте, называть и придумывать данные языковые единицы, самому называть и составлять их; работать с деформированным текстом;
Обобщить   знание детей о видах предложения по цели высказы-вания, знаках препинания в конце предложения и умения обосно-вывать выбор знака,
Закрепить  знание детей о главных и второстепенных членах предложения и умений выделять их.

 
Развивать каллиграфический навык письма; орфографическую зоркость; умение работать над лексическим значением слова по словарю; умение работать в разновозрастных группах и самостоятельно; формировать речевую активность обучающихся, обогащать словарный запас ребёнка;
Воспитывать интерес к предмету, любовь к окружающей природе и родному языку; уважение и понимание партнёра по группе.



этап время Деятельность учителя и « младшего учителя» Деятельность учащихся 2 класс Деятельность учащихся 3 класс Деятельность учащихся 4 класс
Вводно - мотивационный 10 1. Фронтальная беседа о времени года.(осень)
- Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года? По каким признакам вы определили? Правда ли, что осень - художница? Докажите! Какие краски использует осень? ( вывешивается картина И.Левитана «Золотая осень».)

2. Работа с транскрипцией и написанием слова «осень». Выделение безударной гласной и объяснение её написания.
- Произнесите слово. Сколько звуков в слове? Запишем слово звуками. Запишем слово буквами? Что заметили? ( букв больше чем звуков; звук [и], а буква е, и т.д.)
- второклассники, объясните, почему букв больше, чем звуков? Приведите примеры таких же слов.
- третьеклассники, почему есть несовпадение звука и буквы? Назовите ошибкоопасное место. Как называется данная орфограмма? Объясните написание безударной гласной в корне слова.
- четвероклассники, приведите 2-3 слова на данную орфограмму.
(над картиной вывешивается карточка

3. Работа над лексическим значением слова «ВЕСНА».
- Кто может объяснить лексическое значение слова «весна»? слушайте друг друга внимательно. У кого есть дополнения? Кто думает по-другому? Проверим ваши предположения. Четвероклассники, прочитайте толкование слова в словаре. Все ли правильно объяснили лексическое значение данного слова?

4. Игра «Слово - магнит». (под картиной вывешивается «магнит» - рисунок)
-Какие слова притягивает слово - магнит «весна»? ( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты, учитель записывает на доске).Молодцы! как много слов мы смогли подобрать все вместе. Они пригодятся нам для дальнейшей работы.
- ребята, посмотрите, как хорошо работать всем вместе, помогать товарищам, дополнять друг друга, выслушивать мнение другого. А сейчас вы разделитесь на группы - второклассник, третьеклассник, четвероклассник. (ребята делятся на группы).У каждой группы будет «младший-учитель» ( ученик 4 класса)-он будет контролировать,помогать, проверять и оценивать работу своей группы.( представление « младшего-учителя(приложение 4)
» каждой группе) Остальные участники группы 4 класса будут контролировать себя самостоятельно( по оценочному листу на столе учителя)
Прежде, чем вы приступите к работе, вспомним правила работы в группах. ( Приложение 1)

5. Постановка темы и целей урока.
- На портах лежат конверты с интересным заданием 1. Ваша задача - всей группой выполнить задание на карточке. (приложение 2 )1. Дети работают в группах.
2. Обсуждение результатов работы. ( результаты выходят на слайде)
- посмотрите внимательно на результаты вашей работы. Прочитайте, что у вас получилось.
Это будет темой нашего урока.
3. Беседа о том, что дети уже знают.
Как вы различили данные группы, по каким признакам? Назовите признаки слова, предложения, текста. Как вы можете находить данные единицы, а ещё что можете делать сами с данными речевыми единицами? Определите цель нашего урока: ( на доске записана цель с пропуском ключевых слов).
Цель урока: повторить и актуализировать знания о__________________________________.
Закреплять умения ___________ языковые единицы речи на слух и в печатном тексте, называть и ____________ данные языковые единицы, различать по __________признакам, составлять ________________________.(цель высвечивается на слайде)
Возьмите оценочные листы и заполните их. «Младшие учителя» объяснят вам, как это нужно сделать.
( Приложение 3)

4. Минутка чистописания:
Какое слово можно составить из этих букв?
На какие группы можно разделить буквы? (обозначающие гласные и
согласные звуки )
чем отличаются гласные? Согласные?
Задание для чистописания: еа, сн, ве, на
весна
Наступила ранняя весна.

(проверка и оценка работы « младшими-учителями» в группе)
Основной этап 25

1. Самостоятельная работа по теме урока. (предварительная самооценка )приложение 3.
Учитель организует работу в группах. Сообщает задание 4 класса.
«Младший учитель» Сообщает задание для 2и 3 классов.
Наблюдает за работой учащихся и оказывает помощь в сложных ситуациях. Учащиеся самостоятельно выполняют задание (приложение 4)
Разделите слова, данные на карточке, на группы.

Самооценка и оценка
« младших-учителей»
Учащиеся самостоятельно выполняют задание:(приложение 4)
Составьте из данных на карточке слов предложения, чтобы получился текст.

Самооценка и оценка
« младших-учителей»
Учащиеся самостоятельно выполняют задание:(приложение 4)
Выбери из данных предложений предложение о весне, дополни так, чтоб получился текст из 4-5 предложений.

Самооценка и оценка учителя

2. Обсуждение результатов самостоятельной работы, первичное закрепление
Учитель организует фронтальную проверку, подключает к обсуждению и дополнению учащихся других классов.
Учитель на слайде выводит определения слова, предложения, текста.
Учитель организует обсуждение детьми работы товарищей.
« Младшие-учителя» сообщают результаты самостоятельной работы, учащиеся дают комментарии, обсуждают варианты других обучающихся, задают вопросы, отвечают на вопросы других ребят, дополняют.

Обобщение по результатам самостоятельной работы, основные моменты выносятся на слайд.
Сообщают, что слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета Уточняют, что многие слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, дают им определение (имя существительное, имя прилагательное, глагол) Сообщают существен-ные признаки данных частей речи)
Сообщают, что в предложении:
- в конце предложения ставится точка
- первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- предложения состоят из слов
уточняют, что в предложении:
- слова связаны между собой по смыслу
- в конце предложения ставится точка, вопроси-тельный или восклица-тельный знак
- первое слово в предложении пишется с большой буквы. Уточняют, что по цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные,
- вопросительные,
- побудительные
По интонации:
- невосклицательные,
- восклицательные
Доказывают, что слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
Сообщают, что текст состоит из предложений. Уточняют, что текст состоит из предложений, связанных по смыслу и общей темой. Уточняют, что
- в тексте предложения связаны темой и главной мыслью
- в тексте выражается законченный смысл
- текст можно озаглавить

3. Совместная коллективная работа с текстом (приложение 5)
Называют слова - предметы, признаки,
действия, определяют часть речи. Дают определение имени сущ-ного, имени
прил-ого, глагола Определяют грамматические признаки сущ., прил., гл., уточняют определения
Основной этап
Считают количество предложений в тексте, устанавливают последовательность расположения предложений в тексте Характеризуют предложения по цели высказывания и интонации.
Работают с текстом.
Выделяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Выделяют предложения разные по цели высказывания и интонации.

4. Работа с учебником.
Учитель организует работу в группах. Сообщает задание 4 класса.
«Младший учитель» Сообщает задание для 2и 3 классов.
Наблюдает за работой учащихся.
Корректирует. Тренажер с.92, упр 3.
Дополнительное задание:
- докажите, что это текст. Определите тему. Озаглавьте текст.
Упражнение 245.
Дополнительное задание:
Докажите, что это текст.
Как найти в предложении главные члены?
Упражнение 258
Дополнительное задание:
Докажите, что это текст.
В 1 предложении найди главные и второстепенные члены.
Учащиеся задают вопросы по заданию друг другу в одновозрастных группах.

5. анализ результатов работы. Каждая группа делает обобщение и оценку работы самостоятельно с помощью «учителя-помощника». Учитель организует детей, направляет с помощью вопросов.
Учитель организует работу в группах, оценку детьми работы своих товарищей, постановку вопросов по материалам урока в соответствии с целью и задачами урока.
« Младший учитель» помогает составить текст, озаглавить его.

Учитель объясняет правила игры, распределяет роли. 6.Работа со словами, записанными на доске в начале урока. (работа в группах).
Каждая группа составляет из данных слов небольшой текст. Озаглавливает его.
Доказывает другой группе, что это текст. Называет разные по цели высказывания и интонации предложения.

7. Игра «Шапка вопросов».
- у каждого из вас на столе полоски красного, синего, зелёного цвета.
На них вы напишете вопросы по теме урока: на красных - для второго класса, на синих - для третьего класса, на зелёных - для 4 класса. Ребята, не стесняйтесь писать вопросы для ребят другого класса. Они тоже должны знать то, что вы проходите сейчас. Положите их в шапку вопросов.
(Каждая группа вытаскивает по одной карточке каждого цвета и отвечает.)
- что сделаем с оставшимися вопросами? (ответим в начале следующего урока, проведём проверку знаний на следующем уроке)
- у вас на столах ещё остались полоски. Дома придумайте и составьте ещё по 3 вопроса.

Рефлексивный этап 5
Организует рефлексию на основе метода неоконченных предложений.

1. Коллективная рефлексия целей урока.
Прочитайте цель урока, поставленную в начале урока. Какие задачи были перед вами поставлены? Все ли они достигнуты? По каким критериям вы оцените свою работу?
Выполните самооценку в оценочном листе. Сравните прогностическую самооценку с оценкой в конце урока.
-Всё ли получилось?

2. Неоконченные предложения.
- «Младшие учителя», расскажите, как работали ваши ученики, с чем справились, с чем не справились?( Мои ученики работали…; Справились с заданиями…; Испытывали затруднения…)
«Ученики», расскажите понравилось ли вам работать под руководством «младшего учителя»? ( мне понравилось…)
- Вы в основном справились с работой в группах, хотя были отдельные недочеты…

Организация домашнего задания.
Упражнение 5. дать определения слова, предложения, текста с помощью карточки (приложение 4) Упражнение 12. найти и выучить определения слова, предложения, текста. Упражнение 11. составить определения слова, предложения, текста, указав их существенные признаки.


Категория: Блоги | Добавил: ch
Просмотров: 120 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
II Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VI Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
XI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
X Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.09.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог