Игровая ситуация: Ярмарка выходного дня.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- обогащать словарный запас;
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
- вызвать у детей желание подражать действиям взрослых
- воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Предварительная работа: беседа о работе продавца, о правилах поведения в магазине, рассматривание иллюстраций «Мы играем в магазин», знакомство детей с таким вариантом осуществления продажи, как ярмарка выходного дня, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации, оформление витрины магазина (художественное творчество), продуктивная деятельность: создание кошельков, игровой валюты, привлечение родителей к созданию атрибутов для игры в «Магазин» (сумочки, корзинки, фартуки и др.), рекомендации родителям: посещение с детьми магазинов, супермаркетов, ярмарок выходного дня, индивидуальная работа с детьми.
Игровые роли: продавец овощей, продавец фруктов, продавец кондитерских изделий, покупатели.
Игровые атрибуты: столы, муляжи фруктов и овощей, кондитерских изделий кассы, весы, калькуляторы, фартуки для продавцов, корзинки, сумочки, кошельки для покупателей, нарезанные из бумаги заготовки денег, фломастеры, восковые мелки, погремушка с колокольчиками.
Содержание игровых ролей:
Продавцы: самостоятельно создают и оборудуют свое рабочее место, одевают фартуки, приветливо и доброжелательно общаются с покупателями, рекламируют свой товар.
Покупатели: самостоятельно берут на себя социальную роль и действуют в соответствие с ней в условиях игры, вежливо общаются с продавцами и другими покупателями, строят диалог.
Примерный ход игры:
Беседа с детьми:
- Ребята, сегодня пятница, к нам в город опять приехала Ярмарка выходного дня. Там наверняка привезли очень много вкусного. А что обычно привозят на ярмарку? (ответы детей).
- Так жалко, что мы не можем прямо сейчас сходить на ярмарку, но мы можем в нее поиграть! Хотите? (ответы детей)
- Тогда давайте решим, что будем продавать (овощи, фрукты, кондитерские изделия и выпечка).
- А кто будет продавцом фруктов/ овощей/ выпечки?
- Хорошо, вы – продавцы. А где вы хотите расположить свое рабочее место? (ребенок сам выбирает себе место и с помощью взрослого там устанавливается стол).
- А теперь свое рабочее место надо обустроить, выбирайте, что может понадобиться вам для работы (муляжи продуктов питания, кассы, лотки для денег, деньги, весы, пакеты, коробочки и др.). На данном этапе потребуется помощь помощника воспитателя.
- Ну а мы, ребята, будем покупателями (обращение к оставшимся детям). Что нам нужно, чтобы купить продукты? (деньги).
- Посмотрите, ребята, в нашей копилке закончились все деньги, нам придется идти в банк и немножко поработать, чтобы получить деньги.
Воспитатель предлагает детям, которые будут покупателями, подойти к «Банку» - столу, на котором разложены нарезанные кусочки бумаги и лежат фломастеры и восковые мелки. Каждый ребенок сам рисует себе деньги, необходимое количество.
- Ребята, деньги у нас есть, а что еще нужно для похода в магазин или на ярмарку? Куда мы будем складывать деньги? А продукты? (кошельки, сумочки, корзинки). Пусть каждый выберет себе все это.
В процессе подготовки к походу на ярмарку воспитатель показывает детям пример вхождения в социальную роль:
- А мне хочется сходить на ярмарку сегодня со своей дочкой, там привезли много сладостей, мы обязательно что-нибудь купим.
Берет коляску с куклой/ игрушку/ предлагает ребенку быть ее дочкой. Побуждает заинтересовавшихся детей к подобным действиям.
Когда продавцы приготовят свои места, они звонят в колокольчик – Ярмарка открылась.
На данном этапе воспитатель вместе с детьми участвует в игре и своим примером показывает варианты диалога с продавцами и другими покупателями, в условиях выбранной им роли мамы.
Концом игры можно считать момент, когда на прилавках практически не осталось продуктов, и дети уже готовы к перемене игрового пространства. Звонит колокольчик – Ярмарка закрывается. Продавцы убирают свои рабочие места, покупатели относят покупки домой, убирают в холодильник, готовят обед и др.
Материал подготовила: Корнеева Екатерина Олеговна
ГБОУ Школа № 777, тьютор.
|