Тренинговое занятие в рамках реализации психолого-педагогической программы просветительской направленности для родителей воспитанников ДОО
«Решаем вместе»
Цель: оказание просветительской психолого-педагогической помощи родителям воспитанников по созданию условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
1. Способствовать осознанию желаемого образа ребенка, адаптировавшегося к детскому саду.
2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие у родителей эффективных коммуникативных форм поведения.
3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для успешного прохождения ребенком периода адаптации к условиям детского сада.
ХОД ВСТРЕЧИ
1. Вводная часть.
1.1. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители. Мы сегодня собрались на первой встрече.
1.2. Ритуал приветствия: упражнение «Повернись».
Инструкция:
- Необходимо встать в одну шеренгу, на каждый счет повернуться на 90 градусов. При этом все участники должны повернуться в одну сторону. При выполнении упражнения общаться нельзя, все договоренности – невербальные.
1.3. Обратная связь от родителей по итогам первых встреч. Введение в тему занятия.
Педагог-психолог отвечает на вопросы родителей, которые возникли в ходе встречи.
1.4. Разминка: упражнение «Расшифруем свое имя»
Мы с вами написали на бейджах свое имя, а теперь давайте попробуем его расшифровать, например:
Е — естественная,
Л — ласковая,
Е — единственная,
Н — надежная,
А — артистичная.
Участникам группы дается 2–3 минуты, затем каждый зачитывает «расшифровку» своего имени.
2. Основная часть
2.1. Упражнение «Ребенок, адаптировавшийся к детскому саду» (мозговой штурм)
1. Вы много знаете уже об адаптации к детскому саду. Предлагаю создать образ ребенка, который уже адаптировался. Каким он будет? На листочках бумаги напишите характеристики, особенности поведения, признаки такого ребенка кратко, 1-2 словами. На 1 листке – 1 признак. Время на выполнение – 3 мин.
После выполнения признаки называются, не обсуждаются.
2. Предлагаю разделиться на 2 команды – педагогов и родителей, и ответить на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться?». Каждая группа перечисляет свои действия и фиксирует их на листах бумаги. На выполнение дается 5 мин. После выполнения – каждая группа называет действия.
3. Теперь предлагаю соотнести, на какую характеристику ребенка повлияет то или иное действие. Работаем одной командой. Все варианты обсуждаются в группе и решение принимается совместное.
После соотнесения – аргументируем свой выбор.
Таким образом, мы видим, что только совместные усилия родителей и педагогов помогут ребенку адаптироваться лучше и быстрее.
2.2. Мини-лекция «Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода».
Уважаемые родители, давайте вспомним факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
Участники называют, педагог-психолог записывает на доске.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода?
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Еще раз вспомним и обобщим, как же родители могут помочь ребенку в период адаптации.
Ответы участников.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к детскому саду?
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Рекомендации «Советы родителям в период адаптации».
Период адаптации каждого ребенка индивидуален, он может занимать несколько дней, недель, а иногда и месяцев. При так называемой легкой адаптации поведение ребенка приходит в норму в течение месяца, аппетит восстанавливается к концу первой недели, а проблемы со сном пропадают за 1-2 недели.
В случае трудной адаптации (средней степени) в течении первого месяца поведение ребенка может быть неустойчивым и отмечается резкой сменой настроения, аппетит и сон приходят в норму через 20-40 дней.
При тяжелой форме адаптации происходят нарушение сна, аппетита, настроения ребенка. В этот период его могут мучить кошмары, отражающие психотравмирующие моменты.
Иногда у некоторых детей можно наблюдать крайнюю степень очень тяжелой адаптации, которая может длиться до 6 месяцев.
Для успешной адаптации необходимы следующие условия.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.
Тон, которым сообщается требование, должен быть дружественно-разъяснительный, не повелительный.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Сообщите воспитателям об особенностях вашего ребенка, его привычках, любимых занятиях, поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных («не садовских») привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.
Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Беседа «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?»
Коллективное обсуждение и фиксирование вариантов на доске.
Примерные варианты ответов:
1. Рассказывать ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Быть спокойным, не проявлять при ребенке своего беспокойства.
3. Дать ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, рукопожатие, объятия).
5. После детского сада можно погулять с ребенком в парке, на детской площадке. Дать ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
6. Демонстрировать ребенку свою любовь и заботу.
7. Быть терпеливым.
8. Обращаться за помощью к воспитателям.
2.3 Упражнение «Непослушные шарики»
Инструкция.
Игра проводится в двух (трех) подгруппах по 5 человек. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде выдается воздушный шарик. Задача участников — любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры постепенно добавляется по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Анализ работы в группах:
- Что вы испытывали, выполняя это задание?
- Легко ли было? Почему?
2.4 Упражнение «Герб группы»
Участники делятся на подгруппы (по 5-6 чел.) и создают коллективную работу – герб своей подгруппы. По окончании работы один из участников (по выбору) презентует работу.
После окончания игры проводится обсуждение:
- Что вы испытывали, выполняя задание?
- Легко ли было?
- Почему? Что изменилось по сравнению с первым разом работы в группе?
Вывод: Детям нужно время для того, чтобы привыкнуть друг к другу, воспитателям и к новым условиям.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов.
В заключении хотелось отметить, что отношение родителей к проблеме адаптации ребенка к детскому саду должно быть не чрезмерно серьезным, но в то же время взвешенным. Самое главное, научиться обращаться с волнующими Вас вопросами к педагогам и решать возникающие трудности вместе, а также научиться общаться со своим ребенком, разговаривать с ним на темы, которые его беспокоят и волнуют. Тогда все будет хорошо!
3.2. Рефлексия
- Уважаемые родители, давайте подведем итоги.
Прошу каждого по кругу, начиная с участника справа, высказаться о том:
- что он узнал сегодня;
- было ли для него это полезно;
- какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
- что он хотел бы еще узнать.
3.2. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Обратная связь. Прощание.
|