Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект тренингового занятия по адаптации к ДОУ

СКАЧАТЬ (26.6 Kb) 15.09.2022, 13:16
Гриценко Анастасия Николаевна
педагог-психолог, МАОУ ДПО ЦИТ
Тренинговое занятие в рамках реализации психолого-педагогической программы просветительской направленности для родителей воспитанников ДОО
«Решаем вместе»

Цель: оказание просветительской психолого-педагогической помощи родителям воспитанников по созданию условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
1. Способствовать осознанию желаемого образа ребенка, адаптировавшегося к детскому саду.
2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие у родителей эффективных коммуникативных форм поведения.
3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для успешного прохождения ребенком периода адаптации к условиям детского сада.

ХОД ВСТРЕЧИ

1. Вводная часть.


1.1. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители. Мы сегодня собрались на первой встрече.

1.2. Ритуал приветствия: упражнение «Повернись».

Инструкция:
- Необходимо встать в одну шеренгу, на каждый счет повернуться на 90 градусов. При этом все участники должны повернуться в одну сторону. При выполнении упражнения общаться нельзя, все договоренности – невербальные.

1.3. Обратная связь от родителей по итогам первых встреч. Введение в тему занятия.
Педагог-психолог отвечает на вопросы родителей, которые возникли в ходе встречи.

1.4. Разминка: упражнение «Расшифруем свое имя»
Мы с вами написали на бейджах свое имя, а теперь давайте попробуем его расшифровать, например:
Е — естественная,
Л — ласковая,
Е — единственная,
Н — надежная,
А — артистичная.
Участникам группы дается 2–3 минуты, затем каждый зачитывает «расшифровку» своего имени.

2. Основная часть
2.1. Упражнение «Ребенок, адаптировавшийся к детскому саду» (мозговой штурм)

1. Вы много знаете уже об адаптации к детскому саду. Предлагаю создать образ ребенка, который уже адаптировался. Каким он будет? На листочках бумаги напишите характеристики, особенности поведения, признаки такого ребенка кратко, 1-2 словами. На 1 листке – 1 признак. Время на выполнение – 3 мин.
После выполнения признаки называются, не обсуждаются.

2. Предлагаю разделиться на 2 команды – педагогов и родителей, и ответить на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться?». Каждая группа перечисляет свои действия и фиксирует их на листах бумаги. На выполнение дается 5 мин. После выполнения – каждая группа называет действия.

3. Теперь предлагаю соотнести, на какую характеристику ребенка повлияет то или иное действие. Работаем одной командой. Все варианты обсуждаются в группе и решение принимается совместное.
После соотнесения – аргументируем свой выбор.
Таким образом, мы видим, что только совместные усилия родителей и педагогов помогут ребенку адаптироваться лучше и быстрее.

2.2. Мини-лекция «Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода».
Уважаемые родители, давайте вспомним факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
Участники называют, педагог-психолог записывает на доске.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода?
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Еще раз вспомним и обобщим, как же родители могут помочь ребенку в период адаптации.
Ответы участников.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к детскому саду?
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Рекомендации «Советы родителям в период адаптации».

Период адаптации каждого ребенка индивидуален, он может занимать несколько дней, недель, а иногда и месяцев. При так называемой легкой адаптации поведение ребенка приходит в норму в течение месяца, аппетит восстанавливается к концу первой недели, а проблемы со сном пропадают за 1-2 недели.

В случае трудной адаптации (средней степени) в течении первого месяца поведение ребенка может быть неустойчивым и отмечается резкой сменой настроения, аппетит и сон приходят в норму через 20-40 дней.

При тяжелой форме адаптации происходят нарушение сна, аппетита, настроения ребенка. В этот период его могут мучить кошмары, отражающие психотравмирующие моменты.

Иногда у некоторых детей можно наблюдать крайнюю степень очень тяжелой адаптации, которая может длиться до 6 месяцев.

Для успешной адаптации необходимы следующие условия.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.
Тон, которым сообщается требование, должен быть дружественно-разъяснительный, не повелительный.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Сообщите воспитателям об особенностях вашего ребенка, его привычках, любимых занятиях, поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных («не садовских») привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Беседа «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?»
Коллективное обсуждение и фиксирование вариантов на доске.

Примерные варианты ответов:
1. Рассказывать ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Быть спокойным, не проявлять при ребенке своего беспокойства.
3. Дать ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, рукопожатие, объятия).
5. После детского сада можно погулять с ребенком в парке, на детской площадке. Дать ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
6. Демонстрировать ребенку свою любовь и заботу.
7. Быть терпеливым.
8. Обращаться за помощью к воспитателям.

2.3 Упражнение «Непослушные шарики»
Инструкция.
Игра проводится в двух (трех) подгруппах по 5 человек. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде выдается воздушный шарик. Задача участников — любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры постепенно добавляется по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Анализ работы в группах:
- Что вы испытывали, выполняя это задание?
- Легко ли было? Почему?

2.4 Упражнение «Герб группы»
Участники делятся на подгруппы (по 5-6 чел.) и создают коллективную работу – герб своей подгруппы. По окончании работы один из участников (по выбору) презентует работу.
После окончания игры проводится обсуждение:
- Что вы испытывали, выполняя задание?
- Легко ли было?
- Почему? Что изменилось по сравнению с первым разом работы в группе?
Вывод: Детям нужно время для того, чтобы привыкнуть друг к другу, воспитателям и к новым условиям.

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов.
В заключении хотелось отметить, что отношение родителей к проблеме адаптации ребенка к детскому саду должно быть не чрезмерно серьезным, но в то же время взвешенным. Самое главное, научиться обращаться с волнующими Вас вопросами к педагогам и решать возникающие трудности вместе, а также научиться общаться со своим ребенком, разговаривать с ним на темы, которые его беспокоят и волнуют. Тогда все будет хорошо!

3.2. Рефлексия
- Уважаемые родители, давайте подведем итоги.
Прошу каждого по кругу, начиная с участника справа, высказаться о том:
- что он узнал сегодня;
- было ли для него это полезно;
- какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
- что он хотел бы еще узнать.

3.2. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Обратная связь. Прощание.


Категория: Блоги | Добавил: anastasiya21
Просмотров: 242 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог