Сегодня: 22.02.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока

СКАЧАТЬ (342.4 Kb) 03.09.2023, 18:48
Губский Евгений Николаевич
преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ СОШ №32
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ТЕМА: ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ

ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:
1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы.
2. Порядок движения по азимутам.
3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния.
4. Целеуказания от направления движения.
5. Обход препятствий.

I. Методика подготовки руководителя к занятию:
1. Уяснение темы, занятия и их целей.
2. Изучение содержания данного занятия.
3. Изучение наставлений, инструкций, руководств, учебников и методических разработок.
4. Определение последовательности проведения занятия и использования материального
обеспечения.
5. Определение методических приемов проведения занятия.
6. Составление плана-конспекта (плана, опорного конспекта).
7. Подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия.
8. Определение требований безопасности при проведении занятия.
9. Утверждение плана-конспекта (плана) у непосредственного начальника.
10. Проведение ИМЗ (инструктажа) с помощниками руководителя занятия.
11. Организация самостоятельной подготовки помощников руководителя занятия.

II. Методические указания по проведению занятия.
Занятие проводится в поле (на маршруте движения) в сложной, быстро меняющейся тактической
обстановке. На занятие подразделение выводится в полном составе. Личный состав на занятие вы-
ходит с оружием, средствами индивидуальной защиты и шанцевым инструментом. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.
Для отработки учебных вопросов создается тактическая обстановка, которая в целях усложнения выполнения задачи должна постоянно наращиваться путем объявления различных вводных.
Отделениям (расчетам) ставятся конкретные задачи в соответствии с их боевым предназначением.
Командир подразделения на занятии должен совершенствовать практические навыки в организации работы и в управлении подразделением.
Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.
Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.
При проведении рекогносцировки района занятия руководитель уточняет порядок отработки
учебных вопросов, намечает исходный район и маршруты движения.

ВО ВВОДНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический - 100% личного состава. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки. Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих меры безопасности при обращении с оружием и шанцевым инструментом, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ руководитель начинает с построения личного состава на тактическом поле (в начале маршрута движения) в развернутом, двухшереножном строю.

ВСЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСА отрабатываются практически в поле на незнакомой местности с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров. Отрабатывая каждый элемент приема, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ
ЗАНЯТИЯ. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.

УТВЕРЖДАЮ
Командир войсковой части
(воинское звание)
(фамилия)
« » 200 г.
ПЛАН
проведения занятия с
по Военной топографии на « « 200 г.
Тема: ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ.
Занятие: ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО АЗИМУТАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЗИМУТОВ НА МЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ. ВЫДЕРЖИВАНИЕ УКАЗАННОГО (НАМЕЧЕННОГО) НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И РАССТОЯНИЯ. ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ. ОБХОД ПРЕПЯТСТВИЙ. 

Цель занятия:
1. Изучить порядок ориентирование на местности по азимутам.
2. Отработать порядок определения азимутов на местные предметы.
3. Отработать порядок движения по азимутам.
4. Отработать способы выдерживания указанного (намеченного) направления движения и
расстояния.
5. Изучить порядок выполнения целеуказания от направления движения.
6. Отработать порядок обхода препятствий.
Время: В соответствии с программой подготовки подразделения.
Место занятия: Тактическое поле (учебный полигон, незнакомая местность, маршрут движения).
Метод проведения занятия: Практическое. 

Материальное обеспечение занятия:
1. Стрелковое оружие, индивидуальные средства защиты, пехотная лопата, стальной шлем на
каждого обучаемого;
2. Компас – 1 на двух обучаемых;
3. Оборудование тактическое поле (учебный полигон, незнакомая местность, маршрут движения).

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ « ___ » мин.
1. Определение готовности учебного подразделения к занятию Организую получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки, шанцевого инструмента.
Вывожу подразделение к месту проведения занятия. Проверяю правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, а оружие и средства зашиты – на наличие и комплектность. «___» мин.
2. Напоминание материала предыдущего занятия Отмечаю, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. «___» мин.
3. Опрос обучаемых:
«___» мин.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ
1.
2.
3.
5
4 Доведение мер безопасности Довожу порядок безопасного обращения с оружием и шанцевым инструментом. Указываю порядок безопасного выполнения элементов занятия.
Объявляю сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время проведения занятия в
поле. «___» мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ « ___ » мин.

п.п.
Учебные вопросы,
задачи, нормативы
Время
Действия руководителя и его
помощника
Действия
обучаемых
1. Ориентирование на
местности по азиму-
там. Определение
азимутов на местные
предметы
____
мин.
Данный вопрос отрабатываю практически в поле на незнакомой местности
с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров.
Отработку каждого нового приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю до нормативного.
Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Отрабатывают способы определения азимутов на местные предметы сначала по
элементам в медленном темпе, а затем слитно с учетом нормативного времени.
Докладывают о полученных результатах.

3. Порядок движения по азимутам
____
мин.
Данный вопрос отрабатывается практически в поле на незнакомой местности с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров.
Отработку приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю до нормативного.
Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Отрабатывают движение по азимутам в составе отделения. Замеры по компасу производят поочередно.
4. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния
____
мин.
Данный вопрос отрабатываю практически в поле на незнакомой местности с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров.
Отработку каждого нового приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю до нормативного.
Обнаружив ошибки в действиях личнО отрабатывают изучаемый вопрос в составе отделения. Замеры направления движения и расстояния производят поочередно.
6

п.п.
Учебные вопросы, задачи, нормативы
Время
Действия руководителя и его помощника
Действия обучаемых
ного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно
выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
5. Целеуказания от направления движения
____
мин.
Данный вопрос отрабатываю практически в поле на незнакомой местности с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров.
Отработку каждого нового приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю до нормативного.
Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Отрабатывают ориентиры и дают целеуказания от направления движения.
6. Обход препятствий ____
мин.
Данный вопрос отрабатываю практически в поле на незнакомой местности с использованием местных предметов и заранее выбранных (подготовленных) ориентиров.
Отработку каждого нового приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю до нормативного.
Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Отрабатывают изучаемый вопрос в составе отделения. Замеры направления движения и
расстояния производят поочередно.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ» ___ » мин.
1. Опрос по изложенному материалу 1.
2. «___» мин.
2. Задание на самостоятельную подготовку
«___» мин.
Руководитель занятия
(воинское звание, подпись)

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы
1.1. Определение азимутов на местные предметы Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до
360°.
Определение магнитного азимута по компасу.
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.
На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам
Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 
180°. На рис. обратный азимут равен 150°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута.
Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

2. Порядок движения по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:
• изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
• наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
• начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
• определить на карте длину каждого звена маршрута;
• все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема для движения по азимутам
На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку №2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему.
Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

ТАБЛИЦА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ

точки
Участок пути
Магнитный азимут,
градусов
Расстояние,
м
Время,
мин
Расстояние,
пары шагов
1 Сарай - курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток
дорог
25 350 5 235
4 Перекресток дорог - мост 335 850 10 565
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу.
Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

4. Целеуказания от направления движения
В ряде случаев, особенно в разведке, результаты, полученные при подготовке маршрута движения и замеры, проводимые во время движения, могут быть использованы и для целеуказания.
Целеуказания от направления движения
Например, двигаясь по маршруту, разведка достигла района в квадрате 3098. Слева по ходу движения на удалении 2,9 км обнаружена цель, угол визирования на цель равен 11-08. Для целеуказания сначала определяют свое местоположение на местности по результатам пройденного маршрута, а затем по углу визирования и дальности - местоположение цели.
Имея такие данные, местоположение обнаруженной цели при необходимости можно передать по средствам связи вышестоящему начальнику. Получив такие данные, принимающий целеуказание легко может нанести цель на свою карту, а затем принять меры к ее блокированию или уничтожению.

5. Обход препятствий
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий.
а - противоположная сторона препятствия видна; б - противоположная сторона препятствия не видна.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:
При наличии видимости через препятствие (рис. а):
• заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
• обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия
определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.
При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например,
Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту


Категория: Блоги | Добавил: ЕвгенийГу
Просмотров: 89 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VI Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
VII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
XX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XV Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.02.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог