Тип: комбинированный
Форма: урок-путешествие
Цель урока:
Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.
Задачи урока:
- Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи.
- Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.
- Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде театрализованных инсценировок, написания рассказа, создания рисунка.
- Формирование культуры общения при работе в парах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, пирамида, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.
Оборудование:
Компьютер, экран, карта «Египет и Передняя Азия в древности»
Компьютерная презентация «Искусство Древнего Египта»
Рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
1. Предметные: описывают предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства; применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности культуры египтян.
2. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
3. Метапредметные:
а) Познавательные УУД: формировать умения находить нужную информацию в тексте, анализировать прослушанное и применять и предыдущий материал для получения знания о новом;
б) Коммуникативные УУД: научиться задавать вопросы, формировать свой монолог в виде аргументированного ответа; развивать аналитические навыки, сравнивать и обобщать на основе имеющейся информации; тренировать умение извлекать главное из основного, систематизировать учебный материал на основе имеющихся знаний.
в) Регулятивные УУД: научиться из самостоятельной практической деятельности извлекать новые знания, ставить новые цели (например, если что-то не получается, подумать, что можно изменить, что прочесть)
Литература:
1) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
2) Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Волгоград: Учитель, 2009. 159 с.
3) Иллюстрации
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку
II.Мотивация к учебной деятельности учащихся
Урок сегодня хочется начать со стихотворения:
На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы и птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (ответ обучающихся -Древний Египет)
Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжаем говорить об истории Древнего Египта.
III.Актуализация знаний, формулировка темы урока
Посмотрите на экран. На слайде вы видите три понятия: архитектура, скульптура, живопись (Слайд 1).
Давайте вспомним, что означают эти термины.
Ответы учащихся:…
Учитель: Подумайте, а что объединяет эти слова?
Звучит обобщающее слово «искусство».
Итак, значит тема нашего урока сегодня: «Искусство Древнего Египта» (слайд 2).
Запишем тему урока в тетрадь. (учащиеся записывают)
Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи.
II. Постановка целей урока (слайд 3).
Все мы любим путешествовать.
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Египет известен не только фараонами, военными походами, но его еще называют страной пирамид (слайд 5).
А вы знаете, что такое пирамида? (ответы детей) Пирамида – это огромная гробница фараона. Давайте запишем новое слово в тетрадь. (учащиеся записывают)
1.Ребята, пирамиды называют одним из чудес света.
2.Сколько чудес света существует?
3. Какие чудеса света сохранились на сегодняшний день?
Итак, пирамиды – первое из семи чудес света. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще даже не было железных орудий труда.
Ребята смотрят видеоролик с 56 сек до 2.17
Учитель задаёт вопросы к ролику, учащиеся отвечают
1.В каком городе были построены пирамиды?- Гиза
2.Как называется самая высокая пирамида? - Хеопса
3.Самая древняя?- Джосера
4.Кто построил?- Имхотеп
5.Когда начинали строить?- при жизни
6.Сколько людей было задействовано?- 100000
7.Сколько лет шло строительство?-30
8. Кто описал строительство?- Геродот
Учитель показывает на слайде как выглядела пирамида Джосера, рассказывает о ее строительстве (слайд 6). Основателем каменного строительства считают великого архитектора Древнего царства Имхотепа, Он был одним из высших сановников фараона Джосера. Это был выдающийся мастер, крупный ученый Древ¬него Египта: строитель, врач, астроном и даже маг и волшебник.
Именно при нем для строительства впервые стали использовать камень: гранит, известняк, песчаник, порфир и диорит.
Имхотеп построил первую гробницу для фараона Джосера в виде пирамиды. Пирамида Джосера была шестиступенчатой формы высотой 62 метра (это примерно два девятиэтажных дома). Ее основание -118 х 140 м.
Символика пирамиды связана с почитанием главного бога Амона-Ра, сыном которого считался фараон. Форма пирамиды олицетворяла луч солнца, брошенный на землю. Грани пирамиды четко располагались по частям света. Ступенчатость пирамиды служила как бы огромной лестни-цей, по которой усопший фараон восходил на небеса.
Показывает три самых больших пирамиды в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (слайд 7).
Сообщает, что одной из самых величественных пирамид - одним из чудес света - была пирамида Хеопса (Хуфу) (слайд 8). Она сооружалась 30 лет. Ее высота - 146 м, а длина каждой из сторон 233 м. Строилась пирамида из каменных бло¬ков весом до 2300 кг. Всего же потребовалось 2300000 каменных блоков.
Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э.
Учитель: Посчитайте, сколько лет прошло с момента строительства пирамиды до наших дней.
Предлагает поработать с линией времени
Тайна пирамид. Давайте заглянем внутрь пирамиды Хеопса (слайд 9).
Слайд 10.
Задание: учебник, с. 31(карта)
Работа в парах
1.Каким условным знаком показан район пирамид?
2.Где находится долина пирамид?
3.Определите словами её местоположение и покажите своему соседу по парте. Зафиксируйте ответ в тетради.
Внимательно рассмотрите рисунок на странице 54.
1.Что вы можете сказать о строительстве пирамид?
2.Давайте сравним ваше описание с рассказом древнегреческого ученого Геродота (стр. 54, 2 абзац). Сделаем вывод: сложно было строить пирамиды?
Учитель предлагает с помощью сделанных учениками выводов сформулировать проблемный вопрос: Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона? (слайды 11, 12).
Ученики выдвигают версии: 1) боялись наказания; 2) очень любили фараона; 3) обожествляли фараона.
Выводится на экран общий вывод (слайд 13).
Величественные пирамиды в г. Гизе охраняло скульптурное со¬оружение - Большой Сфинкс (слайд 14) - каменный лев с головой человека, высе¬ченный из целой скалы, (Длина - 57 м, высота – 20 м) Лицо сфинкса напо¬минало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли «отцом ужаса». Сфинкс как бы должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей.
А какое впечатление сфинкс производит на вас? (слайд 15) Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.
IV.В рамках здоровьесберегающейтехнологиии проводится физкультминутка в египетском стиле в течение 50 секунд (слайд 16).
Говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (но только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь (слайд 17).
Описание храма
Показывает картину «Дренеегипетский храм» (слайд 17)и рассказывает с помощью ответов учащихся, из каких частей состоял храм: показывает аллею сфинксов (слайд 18), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 19), рассказывает, что такое обелиски (слайд 20), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 21), называются остальные части храма (статуи фараона, пилоны, внутренний двор, главный зал с колоннами, помещение со статуей бога). Были и необычные храмы, высеченные в скале (слайд 22).
Учитель дает задание рассмотреть иллюстрацию на стр. 57 и задает вопрос: Что должен чувствовать человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека). Для чего приходили в храм? Предлагает вспомнить, к какому виду искусства относятся храмы, пирамиды? Ответы учащихся.
3 вопрос
Работа в группах (раздаются карточки с заданиями)
Вопросы для 1 группы: Тема: «Гробница фараона Тутанхамона» страница 58-59, 3 пункт.
1.Какая гробница, найденная археологами, оказалась нетронутой грабителями?
2.Опиши, что увидели археологи.
3.С какой целью в гробницу египтяне помещали сотни предметов?
Вопросы для 2 группы: о правилах страница 60
1.Расскажи, какие правила соблюдал скульптор, создавая статуи
2.Какие правила надо было соблюдать художнику при изображении на стенах гробниц храмах?
3.Правила изображения человека на рельефах
4.Почему существовали такие правила?
Ответы учеников, опираясь на учебник (зачитать, если затрудняются)
Учитель добавляет: Во втором тыс. до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Рассказ о гробнице фараона Тутанхамона
А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Новые понятия записывает на доске и раскрывает их. Сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи, в них стояли статуи.
IV. Закрепление нового материала. (5 мин.)
1.Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки (слайд 31).
2 Учитель предлагает вспомнить основные виды искусства, памятники Древнего Египта, изученные на этом уроке.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)
Что вы узнали сегодня на уроке?
Вывод об искусстве Древнего Египта?
Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?
Предлагает поделиться впечатлениями от урока.
Рефлексия
Прочитай Подчеркни нужное
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.
Закончим наш урок-путешествие стихами. Слайд 33
Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.
VI. Домашнее задание: дифференцированное(слайд 34)
1) Обязательный минимум: параграф 11, вопросы стр. 57.
2) Творческое домашнее задание: Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.
3) Творческое задание: Нарисовать рисунок по теме «Искусство Древнего Египта»
|