Конспект урока чтения Русская народная сказка "Лиса и журавль"
(1.32 Mb)
| 29.05.2023, 21:42 |
Артюхова Ольга Петровна |
учитель начальных классов, МКОУ "Школа-интернат №4" |
ЧТЕНИЕ
Класс: 3
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цели:
1. Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль», развивать навыки осознанного чтения и умения работать с текстом.
2. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, творческое воображение.
3. Корригировать память, внимание, мышление, связную речь, обогащать и активизировать словарь.
4. Воспитывать положительную мотивацию к урокам чтения, любовь к природе, усидчивость, умение слушать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка
Дыхательная гимнастика
Вдох – выдох
Надуваем шарик – спускаем воздух.
А сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку, проговорим чистоговорки.
Чистоговорки
АША– АША – АША На тарелке лежит каша.
СА– СА – СА Только ест её лиса.
ОШКА– ОШКА– ОШКА В кувшине сладкая окрошка.
Чтение слогов. (Чтение хором, по одному, индивидуальное чтение).
Проверка домашнего задания:
- Какое было задание вам задано?
- Какой раздел закончили изучать? («Ребятам о зверятах»).
- О ком читали в разделе?
- Какой вам больше всего запомнился рассказ?
Итог. Выставление оценок.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, любите ли вы слушать сказки? Читать?
- Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- Назовите самые любимые вами сказки (ответы детей)
4. Сообщение темы и цели урока.
- Да, сейчас мы вспомнили замечательные сказки. Их очень много. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели – авторы, называются авторскими. Но есть сказки, которые сочинил народ. Конечно, автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Он сочинил свою сказку и пересказал другим. Кто-то из них не только хорошенько ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил и рассказал еще кому-то. И так получилось, что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Поэтому такие сказки называются народными. У каждого народа есть свои народные сказки.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Чудесный мир сказок» и познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в русской народной сказке.
II. Основная часть.
1. Работа над текстом.
Чтение учителем
- Я сейчас прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на мой вопрос.
- Как вы поняли, что это сказка, а не рассказ? (В сказке животные разговаривают)
- Что вы можете сказать о лисе? Какая она?
- Что вы можете сказать о журавле? Какой он?
Журавль - простой, наивный, добрый.
Лиса - красивая, хитрая, умная , плутовка.
Все верно . Но не всегда хитрой лисичке – сестричке сходят с рук ее проделки.
Беседа по содержанию.
- Чем угощала лиса журавля? Каким старинным словом можно заменить слово «угощать»?
- Удалось ли журавлю попробовать угощение лисы? Почему?
- Прочитай, что приготовил журавль на обед.
- Понравилось ли лисе угощение журавля? Почему? Как ты понимаешь слова «несолоно хлебавши»?
- Как должна была поступить лиса, чтобы журавль не обиделся?
- Что должен был сделать журавль, чтобы лисе понравилось угощение?
Словарная работа
Званный пир – большой званый обед, приглашение на обед.
Потчевать – предлагать съесть, выпить что-либо, угощать.
Не обессудь – не вини, не суди строго.
Стряпать – готовить пищу.
Досада – раздражение, неудовольствие.
Не солоно хлебавши – оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях (ни с чем, ничего не добившись, нечего не получив).
Не солоно хлебавши – это фразеологизм, означающий уйти ни с чем ,с пустыми руками .
Читай правильно
под-ру-жи-лась
пот-че-вать
от-клик-нет-ся
Физминутка.
Чтение учениками жужжащее (самостоятельное).
Чтение произведения учащимися по ролям.
Беседа по содержанию.
- Почему лиса пригласила журавля?
- Чем она его угощала?
- Почему она размазала кашу по тарелке?
- Доволен ли был журавль приемом лисы?
- Почему журавль положил окрошку в кувшин с узким горлом?
- Удался ли план лисы наесться до отвала?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Можно ли это назвать дружбой?
- Какие правила гостеприимства вы знаете?
- Расскажите, ребята, к вам приходят домой гости?
- Как вы встречаете гостей?
- Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином? (Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его).
- Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином? (Это значит уделить побольше внимания).
- Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином? (Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения).
- Я думаю, в будущем вы учтете эти правила и будете их придерживаться.
Выберите пословицы, подходящие по смыслу к сказке «Лиса и журавль».
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Работа над поговоркой
Как аукнется, так и откликнется.
- Как вы понимаете поговорку?
- Правильно, нужно относиться к другим так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
III. Итог урока. Рефлексия
- С каким произведением познакомились?
- О ком эта сказка?
- Могла ли эта история приключиться с людьми?
- Определите главную мысль сказки. Чему нас учит эта сказка?
Учит нас по доброму относится к другим людям, быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.
- Правильно ли поступил журавль, отплатив лисе «той же монетой»?
- Как вы думаете, будет ли лиса и впредь так встречать гостей?
Домашнее задание:
Читать и пересказывать сказку стр. 80-81.
Приложение 1
ВИКТОРИНА
Сейчас мы проведем викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 жетончик. Победит тот, кто наберет больше всех жетончиков. Отвечаем строго по поднятой руке. |
1. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить
|
5. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи
|
2. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +
|
6. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +
|
3. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале
|
7. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +
|
4. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная |
8. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
«Как аукнется, так и откликнется» + |
Подсчитываем жетончики, поздравляем победителей. |
Приложение 2
|
Категория: Блоги | Добавил: OlgaArtyuhova
|
Просмотров: 638 | Загрузок: 18
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|