Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока чтения Русская народная сказка "Лиса и журавль"

СКАЧАТЬ (1.32 Mb) 29.05.2023, 21:42
Артюхова Ольга Петровна
учитель начальных классов, МКОУ "Школа-интернат №4"
ЧТЕНИЕ
Класс: 3
Тема: Русская  народная  сказка «Лиса и журавль»
Цели:
1. Познакомить  с русской народной сказкой «Лиса и журавль», развивать навыки  осознанного чтения  и  умения  работать  с  текстом.                                          
2. Развивать  фонематический слух, мелкую моторику, творческое воображение.
3. Корригировать память, внимание, мышление, связную речь, обогащать и активизировать словарь.
4. Воспитывать положительную мотивацию к урокам чтения, любовь к природе, усидчивость, умение слушать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход  урока
I. Вводная часть.
1.  Организационный момент. 
2.  Речевая  разминка
Дыхательная  гимнастика
Вдох – выдох
Надуваем шарик – спускаем воздух.
А сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку, проговорим чистоговорки.
Чистоговорки
АША– АША – АША         На тарелке лежит каша.
СА– СА – СА                     Только ест её лиса.
ОШКА– ОШКА– ОШКА   В кувшине сладкая окрошка.
Чтение  слогов. (Чтение хором, по одному, индивидуальное чтение).

Проверка домашнего задания:
- Какое было задание вам задано?
- Какой раздел закончили изучать? («Ребятам о зверятах»).
- О ком читали в разделе?
- Какой вам больше всего запомнился рассказ?
  Итог. Выставление оценок.

3. Актуализация знаний.
- Ребята,  любите  ли  вы  слушать  сказки? Читать?
- Какие  сказки  вы  знаете? (ответы детей)
- Назовите  самые  любимые  вами  сказки (ответы детей)

4. Сообщение  темы  и  цели  урока.

- Да, сейчас мы вспомнили замечательные сказки. Их очень много. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели – авторы, называются авторскими. Но есть сказки, которые сочинил народ. Конечно, автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Он сочинил свою сказку и пересказал другим. Кто-то из них не только хорошенько ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил и рассказал еще кому-то. И так получилось, что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Поэтому такие сказки называются народными. У каждого народа есть свои народные сказки.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Чудесный мир сказок» и познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в русской народной сказке.

II. Основная часть.
1. Работа над текстом.
Чтение  учителем
- Я  сейчас  прочитаю  вам  сказку, а  вы внимательно слушайте, чтобы ответить на мой вопрос.
- Как вы поняли, что это сказка, а не рассказ? (В сказке животные разговаривают)
- Что вы  можете  сказать  о  лисе?   Какая  она?
- Что вы  можете  сказать  о  журавле?  Какой  он?
Журавль  -  простой,  наивный,  добрый.
Лиса -  красивая,  хитрая,  умная , плутовка.
Все  верно . Но не  всегда  хитрой  лисичке – сестричке  сходят  с  рук  ее проделки.

Беседа по содержанию.
- Чем  угощала лиса  журавля? Каким  старинным  словом  можно  заменить слово «угощать»?
- Удалось  ли  журавлю  попробовать угощение лисы? Почему?
- Прочитай, что  приготовил  журавль  на  обед.
- Понравилось  ли  лисе   угощение журавля? Почему? Как  ты  понимаешь  слова «несолоно  хлебавши»?
- Как  должна  была  поступить  лиса, чтобы  журавль  не обиделся?
- Что  должен  был  сделать  журавль, чтобы  лисе  понравилось  угощение?

Словарная  работа
Званный  пир – большой  званый  обед, приглашение на обед.
Потчевать – предлагать съесть, выпить что-либо,  угощать.
Не обессудь – не вини, не суди строго.
Стряпать – готовить пищу.
Досада – раздражение, неудовольствие.

Не  солоно  хлебавшиоказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях (ни с чем,  ничего не добившись, нечего не получив).
Не  солоно  хлебавши – это  фразеологизм,  означающий  уйти  ни  с  чем ,с пустыми  руками .
Читай  правильно
под-ру-жи-лась
пот-че-вать
от-клик-нет-ся
Физминутка.

Чтение  учениками  жужжащее  (самостоятельное).
Чтение  произведения  учащимися  по  ролям.
Беседа по содержанию.
- Почему  лиса  пригласила  журавля?
- Чем  она  его угощала?
- Почему  она  размазала  кашу  по  тарелке?
- Доволен  ли  был  журавль  приемом  лисы?
- Почему  журавль  положил  окрошку  в  кувшин  с  узким  горлом?
- Удался  ли  план  лисы  наесться  до  отвала?
- Какой  урок  преподал  журавль  лисе?
- Можно  ли  это  назвать  дружбой?
- Какие  правила  гостеприимства  вы  знаете?
- Расскажите, ребята, к вам приходят домой гости?
- Как вы встречаете гостей?
- Что  значит  быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином? (Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его).
- Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином? (Это значит уделить побольше внимания).
- Что  значит  быть ЩЕДРЫМ хозяином? (Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения).
- Я  думаю, в  будущем  вы  учтете  эти  правила  и  будете  их  придерживаться.
Выберите  пословицы,  подходящие  по  смыслу  к  сказке  «Лиса и журавль».
Чего  себе  не  хочется, того  и  другому  не  делай.
Не  рой  другому  яму, сам  в  нее  попадешь.
Язык  мягок – что  хочет, то  и  лопочет.

Работа  над  поговоркой
Как аукнется, так и откликнется.
- Как вы понимаете поговорку?
- Правильно, нужно относиться к другим так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
                                                                                                                
III. Итог урока.  Рефлексия
- С  каким  произведением  познакомились?
-  О ком эта сказка?
- Могла  ли  эта  история  приключиться  с  людьми?
- Определите  главную  мысль  сказки.  Чему  нас  учит  эта  сказка?
Учит  нас  по доброму  относится  к  другим  людям,  быть  гостеприимными  и  угощать другого  только  тем, что  он  любит.
- Правильно  ли  поступил  журавль, отплатив  лисе «той  же монетой»?
- Как вы думаете, будет  ли  лиса  и  впредь  так  встречать гостей?

Домашнее задание:
Читать  и  пересказывать  сказку стр. 80-81.

Приложение  1

 
ВИКТОРИНА
Сейчас  мы  проведем  викторину.  За   каждый  правильный  ответ  вы  будете получать  1  жетончик.  Победит  тот,  кто  наберет  больше  всех жетончиков.  Отвечаем  строго  по  поднятой   руке.
1. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить

 
5. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи

 
2. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +

 
6. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +

 
3. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале

 
7. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +

 
4. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная
8. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
«Как аукнется, так и откликнется» +
Подсчитываем  жетончики,  поздравляем  победителей.

Приложение 2


Категория: Блоги | Добавил: OlgaArtyuhova
Просмотров: 638 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог