Изложения по тексту «Скалистый поползень».
1) Общие цели урока
- Освоить понятие изложения как вида связного текста, передающего содержание источника без думок автора.
- Научиться выделять тему, главную мысль и опорные факты в тексте.
- Уметь составлять план-изложения и писать короткое изложение по плану.
- Развивать речь: логическую связность, умение пользоваться вводными словами, грамматику и пунктуацию для изложения.
2) Результаты (когда урок завершён)
- Ученики определяют тему текста и главную мысль.
- Определяют смысловые блоки текста и выделяют основные факты.
- Составляют план-изложения и пишут краткое изложение (5–7 предложений).
- Используют связочные слова («сначала», «затем», «в конце», «например» и т. п.).
- Гипотетически оценивают своё выступление и при необходимости исправляют ошибки.
3) Оборудование и материалы
- Текст «Скалистый поползень» (раздаточный лист или электронный файл).
- Таблица для выделения темы и главной мысли.
- Карточки с заданиями на план и связь частей.
- Доска/меловая/флип-чарт и маркеры.
- Рабочие тетради учеников, ручки.
- Раздаточные материалы: образец плана изложения, образец мини-изложения (без содержания по тексту).
4) Тип урока и дидактические техники
- Тип: урок-урок изложения (пересказ по тексту).
- Технологии: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа, коллективная коррекция.
5) Этапы урока (примерный ход на 45–50 минут)
1) Организационный момент (2–3 мин)
- Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к занятию.
- Коротко повторить определение изложения и его отличие от пересказа.
2) Актуализация знаний и мотивация (5–6 мин)
- Объяснить, зачем нужны навыки изложения: передача информации, обучение самостоятельной работе.
- Кратко обсудить, какие элементы обязательно включают изложение: тема, главная мысль, опорные факты, логическая последовательность.
3) Работа над текстом «Скалистый поползень» (8–10 мин)
- Прочитайте вслух или вслух-поочерёдно фрагмент текста.
- Вопросы для класса:
- Какая тема текста?
- Какая главная мысль автора?
- Какие факты или характеристики выделяются в тексте?
4) Выделение структуры и планирование (10–12 мин)
- Учитель объясняет план изложения: Введение → основная часть (блоки) → заключение.
- Учащиеся заполняют план-скелет по тексту на листах:
- Тема исследования: …
- Главная мысль: …
- Блок 1 (факт/характеристика): …
- Блок 2 (факт/характеристика): …
- Блок 3 (факт/характеристика): …
- Заключение: …
Совет по плану (вариант для доски):
- Сначала (первый блок): что это за явление/существо, где встречается.
- Затем (второй блок): признаки, особенности.
- В конце (третьий блок): роль/значение, почему интересно.
- Заключение: выводы о предмете.
5) Практика письма. мини-изложение по плану (12–15 мин)
- Задача учеников: написать мини-изложение на 4–6 предложений по плану.
- В случае необходимости предоставить образец:
- Вводная часть: «Который раз я читаю о [Скалистом поползне], и сейчас расскажу, что это за животное/явление и чем оно примечательно.»
- Основная часть: 2–3 предложения, поясняющие признаки/характеристики и местообитание (с привязкой к тексту).
- Заключение: короткий вывод или итог по теме.
6) Коррекция и групповая рефлексия (5–7 мин)
- Обмен работами в парах: друг другу читают варианты, подчёркивают переходы, проверяют последовательность фактов.
- Учитель делает обобщение, подчёркивает удачные фрагменты и корректирует ошибки.
- Класс обсуждает, какие вводные слова и связки использованы верно.
7) Итоги, домашнее задание (3–5 мин)
- Подвести итоги: что получилось хорошо, над чем ещё работать.
- Домашнее задание: дополнить план своими примерами (или написать ещё одно краткое изложение по другому тексту), приложить план-скелет и готовый текст.
6) Разнообразие заданий и дифференциация
- Для слабых учащихся:
- Дать готовый план-скелет с ключевыми словами, меньше требований к объёму.
- Помощь в выборе вводных слов.
|