Сегодня: 13.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока "Изложение" (скалистый поползень)

СКАЧАТЬ (14.7 Kb) 08.12.2025, 10:58
Харченко Виктория Анатольевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ№8
Изложения по тексту «Скалистый поползень».
1) Общие цели урока
- Освоить понятие изложения как вида связного текста, передающего содержание источника без думок автора.
- Научиться выделять тему, главную мысль и опорные факты в тексте.
- Уметь составлять план-изложения и писать короткое изложение по плану.
- Развивать речь: логическую связность, умение пользоваться вводными словами, грамматику и пунктуацию для изложения.

2) Результаты (когда урок завершён)
- Ученики определяют тему текста и главную мысль.
- Определяют смысловые блоки текста и выделяют основные факты.
- Составляют план-изложения и пишут краткое изложение (5–7 предложений).
- Используют связочные слова («сначала», «затем», «в конце», «например» и т. п.).
- Гипотетически оценивают своё выступление и при необходимости исправляют ошибки.

3) Оборудование и материалы
- Текст «Скалистый поползень» (раздаточный лист или электронный файл).
- Таблица для выделения темы и главной мысли.
- Карточки с заданиями на план и связь частей.
- Доска/меловая/флип-чарт и маркеры.
- Рабочие тетради учеников, ручки.
- Раздаточные материалы: образец плана изложения, образец мини-изложения (без содержания по тексту).

4) Тип урока и дидактические техники
- Тип: урок-урок изложения (пересказ по тексту).
- Технологии: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа, коллективная коррекция.

5) Этапы урока (примерный ход на 45–50 минут)

1) Организационный момент (2–3 мин)
- Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к занятию.
- Коротко повторить определение изложения и его отличие от пересказа.

2) Актуализация знаний и мотивация (5–6 мин)
- Объяснить, зачем нужны навыки изложения: передача информации, обучение самостоятельной работе.
- Кратко обсудить, какие элементы обязательно включают изложение: тема, главная мысль, опорные факты, логическая последовательность.

3) Работа над текстом «Скалистый поползень» (8–10 мин)
- Прочитайте вслух или вслух-поочерёдно фрагмент текста.
- Вопросы для класса:
- Какая тема текста?
- Какая главная мысль автора?
- Какие факты или характеристики выделяются в тексте?

4) Выделение структуры и планирование (10–12 мин)
- Учитель объясняет план изложения: Введение → основная часть (блоки) → заключение.
- Учащиеся заполняют план-скелет по тексту на листах:
- Тема исследования: …
- Главная мысль: …
- Блок 1 (факт/характеристика): …
- Блок 2 (факт/характеристика): …
- Блок 3 (факт/характеристика): …
- Заключение: …

Совет по плану (вариант для доски):
- Сначала (первый блок): что это за явление/существо, где встречается.
- Затем (второй блок): признаки, особенности.
- В конце (третьий блок): роль/значение, почему интересно.
- Заключение: выводы о предмете.

5) Практика письма. мини-изложение по плану (12–15 мин)
- Задача учеников: написать мини-изложение на 4–6 предложений по плану.
- В случае необходимости предоставить образец:
- Вводная часть: «Который раз я читаю о [Скалистом поползне], и сейчас расскажу, что это за животное/явление и чем оно примечательно.»
- Основная часть: 2–3 предложения, поясняющие признаки/характеристики и местообитание (с привязкой к тексту).
- Заключение: короткий вывод или итог по теме.

6) Коррекция и групповая рефлексия (5–7 мин)
- Обмен работами в парах: друг другу читают варианты, подчёркивают переходы, проверяют последовательность фактов.
- Учитель делает обобщение, подчёркивает удачные фрагменты и корректирует ошибки.
- Класс обсуждает, какие вводные слова и связки использованы верно.

7) Итоги, домашнее задание (3–5 мин)
- Подвести итоги: что получилось хорошо, над чем ещё работать.
- Домашнее задание: дополнить план своими примерами (или написать ещё одно краткое изложение по другому тексту), приложить план-скелет и готовый текст.

6) Разнообразие заданий и дифференциация
- Для слабых учащихся:
- Дать готовый план-скелет с ключевыми словами, меньше требований к объёму.
- Помощь в выборе вводных слов.


Категория: Блоги | Добавил: viktosha30
Просмотров: 13 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 13.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог