План - конспект урока по рисованию.
Тема: День космонавтики
Цели:
1. Уточнить знания детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.
2. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию (рисовать на всем листе, передавая глубину пространства), выделять главное размером и цветом.
3. Вырабатывать навыки рисования в различных техниках (розбрызг), совершенствовать умения детей организовывать рабочее место и выбирать необходимые материалы, соответствующие технике рисования.
4. Развивать творческое воображение, творческие способности детей. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: образец, шаблон, простой карандаш, ластик, картон, краски, зубная щётка, расческа, поэтапный план работы, музыка, видеоролик с показом космоса.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
2. Сообщение темы и целей урока:
По ходу отгадывания загадок, открывается одна буква (в итоге получается слово КОСМОС. Итак, первая загадка:
1. Чудо-птица – алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (ракета)
2. В синей чашке алый мяч,
он и светел и горяч.(солнце).
3. Синий потолок, очень он высок,
сколько не желаем до него мы не достанем (небо).
4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)
5. У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут
(Месяц)
6.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)
- Какое слово получилось?
–О чём будет разговор на уроке?
Тема урока звучит так: «Полёт в космос».
3.Вводная беседа
Может быть кто-то скажет, какой праздник отмечается 12 апреля? (Ответ детей: День космонавтики)
Правильно, День космонавтики.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали первые космические корабли, и полетели в Космос(слайд № 1). 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка(слайд №2)
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (слайд №3). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте. Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос (слайд №4) … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур.
Его корабль совершил один виток вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Наши конструкторы, инженеры, служащие и рабочие, занятые в космической индустрии, сделали то, что на тот момент было не под силу ни одной стране в мире!
Давайте мысленно перенесемся в тот славный день. Вот по радио передают важное сообщение... У радиоприемников собрались люди, затаив дыхание, они слушают голос диктора: (прослушивание записи) «Говорит МОСКВА! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль — спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин нашей страны, летчик Гагарин Юрий Алексеевич».
Земля узнала простого, обаятельного парня, проложившего дорогу к звездам...
Ах, этот день 12 апреля.
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее.
Своей победой потрясенный сам.
Сначала космонавтами были только военные летчики, потом в их число попали инженеры и врачи, наконец, в космос полетела женщина...
Наши дни победами увенчаны.
Но дивиться многому нельзя.
Но когда штурмует космос женщина —
Это здорово, друзья!
После полета Юрия Гагарина прошло пятьдесят лет. К стартам космических ракет мы стали относиться, как к чему-то обыкновенному, и уже не за горами полет пилотируемого корабля на Марс.
Когда у одного космонавта спросили: «С чего начинается дорога в космос?», он ответил: «С мечты». Но былью мечта становится только у трудолюбивых и настойчивых людей.
Мы спешим скорее в школу,
В наш четвертый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Придет день: дорогой света
Полетим и мы
К тайным, сказочным планетам,
В дальние миры.
Ребята, я вижу, что вы все очень хотите побывать в космосе.
Яркие звезды в небе горят.
Как они манят в дорогу ребят.
Послышится голос: «Внимание— взлет!»
И вот уж ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые милой Земли.
Спешили с тобой подружиться. Луна,
Чтоб ты не скучала все время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть:
Надеюсь, успеем к тебе заглянуть...
Стоп, стоп. Прежде до старта надо назвать три главных правила, которые чтут все космические путешественники. Надо вспомнить о дисциплине, трудолюбии, дружбе и взаимовыручке. Итак, я буду начинать правило, а вы поможете мне его закончить...
Член команды, не забудь,
Коли выбрал звездный путь:
Перво-наперво, у нас...
Дети. Выполняй любой приказ.
Чтобы космонавтом стать.
Надо очень много знать.
Любой космический маршрут открыт...
Дети. Для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых...
Дети. Не возьмем мы на орбиту.
-Давайте и мы представим, что мы тоже летим в космос. Усаживайтесь поудобнее, во время путешествия, будьте внимательны, запоминайте самые яркие и красивые моменты. Для этого закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь»
медленно начинайте отчет: 5,4,3,2,1 пуск.
Видеоролик 3 мин.
А сейчас мы с вами будем выполнять работу.
4. Анализ образца:
- Посмотрите внимательно, что вы видите на рисунке?
- Каким цветом нарисована ракета?
- Что ещё нарисовано на рисунке?
- Каким цветом? Почему этим цветом?
- В какой части расположена земля? Как ещё можно расположить землю? Покажите.
- В какой части листа расположена ракета? Как ещё можно расположить ракету? Покажите. Составьте каждый свою картинку, расскажите , что вы будете рисовать.
- В какой технике выполнено космическое пространство? Ребята мы с вами выполняли работы методом «набрызга», кто вспомнит как необходимо это выполнять. (В руку берём зубную щётку и набираем на неё краску определённого цвета, в левую руку берём стеку (расчёску) и начинаем выполнять плавные движения. Мелкие капельки, похожи на планеты, которые находятся от нас далеко, а крупные капельки мы будем превращать в «звёзды». Из поставленной точки, растянем лучики вверх, влево, вправо, вниз. Получилась звезда.
5. Формирование практических навыков.
- давайте повторим последовательность выполнения работы.
-Расположите лист, согласно выбранному сюжету.
- Затем выберете и расположите шаблон понравившейся вам ракеты на лист.
Обведём и разукрасим ракету?
- Затем расположим шаблон Земли? Как его можно расположить? Покажите варианты.
Обведём и разукрасим землю.
-Накроем землю и ракету шаблонами. Для чего мы это сделаем?
-Как нарисуем звёздное пространство? Повторите.
(показ каждого этапа – поэтапным планом работы)
Разотрём каждый пальчик, они сегодня у вас самые главные помощники.
6. Указания к началу работы.
- Ребята, помните о расположении рисунка.
- На карандаш сильно не давите, чтобы он не крошился.
- Раскрашивайте аккуратно, не выходя за края. Закройте глаза и еще раз вспомните, самые красивые моменты из нашего путешествия.
- Подумайте, что вы нарисуете на переднем плане, а что будет вдалеке…
-Алёна, что у тебя будет на переднем плане, а что будет вдалеке? (спросить 2-детей)
7. Физминутка.
Мы немного полетали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Дружно пальчики сожмем;
Сядем, рисовать начнем.
Ну, вот вы и готовы к работе! Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание.
8. Практическая работа.
Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка.
После того как все ребята приступили к работе учитель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми учитель выясняет этапы работы. Оказывает советы по составлению композиции. Проводится индивидуальная работа.
9. Анализ детских работ
По окончанию работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.
Ребята, посмотрите, наша доска превратилась в огромный космос.
- Рассмотрите внимательно все работы. Какая из работ вам кажется интересной, и почему?
- На какой картине художнику удалось более выразительно передать глубину космического пространства.
- Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства, в котором светят многочисленные звезды, пролетают мимо планет быстрые кометы, и не спеша, плывут космические корабли.
|