Конспект урока литературы
Класс: 9 «Б»
Тип урока: комбинированный
Виды урока: урок-беседа, урок-дискуссия
Этап урока: анализ II главы романа «Герой нашего времени» «Максим Максимыч»
Тема урока: «М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч»
Цели:
1) формирование и развитие интереса учащихся к личности странного человека Печорина;
2) определение составных психологического портрета героя художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
1) активизировать познавательный интерес учащихся к произведению «Герой нашего времени» и личности автора романа М.Ю. Лермонтова;
2) совершенствовать умение анализа художественного произведения;
3) повторить и закрепить способы создания образа литературного героя;
4) закрепить знание литературоведческих терминов.
Развивающие:
1) развивать навыки работы с текстом;
2) обучать овладевать процедурами смыслового чтения и смыслового анализа текста;
3) развивать устную речь учащихся;
4) развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять, видеть художественные детали;
5) формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Воспитательные:
1) воспитывать квалифицированных читателей со сформированным эстетическим вкусом, способных аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
2) воспитывать нравственные качества личности.
Технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) технология сотрудничества;
3) технология продуктивного чтения;
4) здоровьесберегающие технологии;
5) ИКТ-технология.
Методы:
1) словесный;
2) объяснительно-иллюстративный;
3) продуктивный;
4) индуктивный;
5) дедуктивный;
6) самостоятельная работа;
7) парная работа;
8) групповая работа.
Приёмы:
1) комментированное чтение;
2) пересказ по опоре;
3) описание изображения;
4) сравнение изображений;
5) сопоставление описаний героев;
6) литературоведческий диктант;
7) поиск ответов на поставленные вопросы;
8) поиск деталей;
9) беседа;
10) рассказ учителя.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) знание содержания глав романа «Герой нашего времени»;
2) восприятие художественного произведения как части историко-литературного процесса в объеме программы;
3) закрепление и проверка знаний по теории литературы.
Метапредметные:
1) умение использовать различные типы пересказов;
2) умение делать доказательные выводы;
3) смысловое чтение;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств.
Личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование целостного мировоззрения;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русской литературе, культуре;
5) освоение социальных норм, правил поведения;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательного вида деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России;
8) осознание значения дружбы в жизни человека и общества.
Оборудование: текст социально-психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», иллюстрации персонажей романа – Максима Максимыча и Григория Александровича Печорина, презентация.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Метод Приём Планируемые результаты
1. Организационный момент
-Добрый день! Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей, которые сегодня к нам пришли на урок.
-Давайте проверим, готовы ли мы к занятию? -Приветствуют друг друга и гостей.
-Демонстрация готовности к уроку.
Метапредметные:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
• освоение социальных норм, правил поведения.
2. Актуализация теоретических знаний Вспомним изученные нами на предыдущем уроке термины и начнём наш урок с литературоведческого диктанта. Откройте свои тетради, на полях напишите сегодняшнюю дату и проставьте нумерацию от 1 до 5. Я буду читать определение, а вам необходимо будет записать название термина. Старайтесь работать самостоятельно.
1. Строение литературного произведения.
2. Цепь событий в их хронологической последовательности.
3. Цепь событий литературного произведения в той последовательности, в которой их расположил автор.
4. Изображение в художественном произведении картин природы.
5. Изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.
-Давайте проверим! Я уверена, что все справились! Обменяйтесь своими тетрадями. Напротив правильных ответов в тетради соседа поставьте +, напротив неправильных поставьте -.
1. Композиция.
2. Фабула.
3. Сюжет.
4. Пейзаж.
5. Портрет.
-Поставьте в тетрадях оценку своему соседу. Поднимите руки, у кого за диктант 5? 4? 3? 2?
-Молодцы, я рада, что вы все хорошо справились с работой и получили положительные отметки!
-Пишут литературоведческий диктант.
-Обмениваются тетрадями и проверяют диктант.
словесный
литературоведческий диктант
Предметные:
закрепление и проверка знаний по теории литературы
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Мотивация к деятельности на уроке, постановка проблемного вопроса. -Ребята, покажите, где находится душа у человека?
-А ещё говорят, что глаза – это душа человека. Согласны ли вы с этим утверждением?
-Почему?
-На предыдущем уроке мы с вами узнали, что произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» относится к жанру социально-психологический роман. Давайте вспомним особенность такого жанра.
-Сегодня нам с вами вместе предстоит определить составные психологического портрета героя художественного произведения, а именно – Печорина. Как вы думаете, какие это могут быть составляющие?
-Проверим себя. Обратите внимание на слайд, где некоторые и таких составных перечислены: темперамент, характер, мотивация, эмоциональность, интеллектуальность, умение общаться, волевые качества, уровень самоконтроля, самооценка.
-Давайте разделимся на группы:
1) первая группа сегодня выступит в качестве психологов, которые докажут, что душа – это важная составляющая внутреннего мира человека, что познать душу человека можно разными способами, какими – эксперты-психологи с нами поделятся позже;
2) вторая группа выступит в качестве материалистов. Как вы понимаете смысл этого слова?
-Вы правильно определили значение слова материалист.
-В качестве материала для работы используем главу романа «Герой нашего времени» «Максим Максимыч». -Учащиеся показывают: прикладывают руку к груди.
-Да./Нет.
-Социально-психологический роман – это роман, в котором даётся развёрнутое описание жизни героя и его личности.
-Варианты ответов.
-Распределяются по группам (по желанию).
-Те, для кого на первом плане стоит материя, или объективная реальность, душа же, сознание, воля и т.д. – на втором месте или вовсе не важна в жизни. словесный, продуктивный
групповая работа
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы
Личностные:
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательного вида деятельности.
Предметные:
• закрепление и проверка знаний по теории литературы.
Метапредметные:
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе;
• нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учёта интересов; формулирование, аргументация и отстаивание своего мнения.
Личностные:
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
4. Проверка домашнего задания -Вспомним содержание главы.
-Перескажите вкратце, о чём идёт речь в главе «Максим Максимыч»? Вы друг друга можете дополнять.
-Спасибо за краткий, но вместе с тем интересный пересказ.
-Пересказывают, дополняют друг друга.
словесный
пересказ (полный, выборочный), пересказ по опоре Предметные:
• знание главы «Максим Максимыч»;
• восприятие художественного произведения как части историко-литературного процесса в объеме программы.
Метапредметные:
• умение использовать различные типы пересказов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств.
Личностные:
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русской литературе, культуре;
• освоение социальных норм, правил поведения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательного вида деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России.
5. Анализ произведения -Рассмотрим некоторые детали главы.
-Обратите внимание на слайд. Перед вами изображения героев главы. Попробуйте сравнить и описать изображённых героев.
–Вы уже догадались, кто из них кто?
-Ребята, какие детали во внешних образах персонажей мы можем выделить? Обсудите этот вопрос в группах. На работу вам 30 секунд.
-К каким решениям вы пришли?
-А теперь обратимся к тексту. Найди в главе описания наших персонажей.
-Ребята, обратите внимание на языковое оформление описания. Автор использует пренебрежительное название: не сюртук, а сюртучок. Сегодня мы не используем это слово.
Посмотрите на слайд. Сюртук – это длинный, как правило, до колена, предмет мужского гардероба, можно сказать, это своего рода мужское пальто. Как вы думаете, почему именно это слово использует автор?
-Автор текста обращает наше внимание на ослепительно чистое бельё. О чём нам это может говорить?
-Группа психологов, поделитесь своим мнением.
Группа материалистов, а что вы думаете на этот счёт?
-Читаем дальше и находим новые детали, с помощью которых мы сможем «открыть» для себя через внешнюю сторону внутренний мир Печорина.
-Прокомментируем прочитанное: что поразило спутника Печорина?
-Увидев такие руки, как у Печорина, какие мысли сразу вам бы пришли в голову? Постарайтесь свои ответы построить, не забывая, представителями каких групп вы являетесь.
-И как вы прокомментируете эти строки, дополняющие предыдущие: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади...»
-Григорий Печорин, как сказал автор, - человек с породой, как вы это понимаете?
-Скажите, можно ли здесь увидеть уголки души Печорина?
-Какая деталь в портрете Печорина показалась рассказчику необычной?
-А что значит фосфорический блеск глаз?
-Какое средство выразительности используется в словосочетании фосфорический блеск?
-А какими эпитетами можно добавить этот ряд изобразительно-выразительных средств, с помощью которых можно описать глаза Печорина?
-Как вы думаете, участники группы материалистов, встретив такой взгляд, вы задумаетесь о том, что душа всё-таки есть, и она в этих глазах?
-Что скажет группа психологов?
-Замечательно, ребята, вы молодцы!
-К какому же выводу придёт группа материалистов?
-Обращение к группе материалистов: ребята, а как же чувства человека? Как же переживание грусти, любви? Ведь посмотрев в глаза человеку, мы иногда говорим: твои глаза от счастья светятся! Или, в твоих глазах читается влюблённость. Разве это не есть та самая разгадка состояния души?
-Исходя из такого описания Печорина, какое впечатление у вас выстроилось об этом персонаже?
-Какие же составные психологического портрета Печорина мы отметим в качестве вывода? Охарактеризуйте их.
-Сейчас вы можете сесть на свои места и мы продолжим работу.
Сегодня наша тема – «Печорин и Максим Максимыч», то есть мы поговорим о взаимоотношениях между этими персонажами и о взаимоотношениях в целом.
-Что мы знаем о Максиме Максимыче?
-Каковы взаимоотношения были между Печориным и старым офицером?
-Из содержания главы «Максим Максимыч» мы узнаём, что эти два товарища не виделись долгое время.
-Где они встречаются после долгой разлуки?
-Опишите чувства, эмоции Максима Максимыча, когда он узнаёт о том, что во Владикавказ приехал его старый товарищ, друг?
-Как же происходит встреча? Что вы можете сказать о поведении обоих персонажей: Печорина и Максима Максимыча?
-Как же себя ведёт Печорин? Отвечает ли он ожиданиям Максима Максимыча?
-Как вы оцените поступок Печорина?
-Но ведь Максим Максимыч не предавал Григория Печорина, зачем же было его так обижать?
-Ребята, скажите, такое поведение Печорина можно аргументировать состоянием его души и почему?
-А что такое дружба, на ваш взгляд? Каким должен быть друг? Кого из наших героев можно назвать настоящим другом?
-Сделаем общий вывод: учитесь ценить взаимоотношения, дорожить ими и привносить в них только лучшее, будь то взаимоотношения с родителями, друзьями, одноклассниками. Мы живём в обществе. А общество – это свои законы, свои правила поведения и общения. Помните об этом. Нам, людям, нужно ещё долго и много учиться тому, что ни в коем случае нельзя опускаться до унижения друг друга, хоть словом, хоть поведением. Вспомните поговорку: слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Так же можно сказать и про наши действия. Каким бы ни казался самодостаточным, самостоятельным, успешным, гордым, независимым, и, наоборот, не достигшим какого-то своего уровня успеха, некрасивый, в чём-то не такой, как другие, человек – раним. Мы можем не заметить, хотя следовало бы следить за своими словами и действиями, как обидим человека. К сожалению, колкие слова не всегда являются толчком для совершенствования своих «минусов». К сожалению, много и трагических случаев, когда неправильно сказанное слово является детонатором для самоуничтожения человека, несчастного случая. Давайте будем следить за тем, чтобы достойно вести себя в обществе.
-Слева – изображение Печорина, справа – Максима Максимыча.
-Обсуждают решение вопроса в группах.
-Варианты ответов.
-Описание Печорина:
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть его ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека…»
-Может быть, автор таким образом хочет показать своё отношение к персонажу;
-Другие варианты ответов.
-Пытается, старается быть идеальным.
-Другие варианты ответов.
-Возможно, это привычка, оставшаяся с Печориным как представителем высшего света, о чём говорит и автор: «привычки порядочного человека…»
-Другие варианты ответов.
«…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлён худобой его бледных пальцев».
-Спутника Печорина поразила худоба и бледность рук Григория Печорина, испачканность перчаток.
Ответы группы материалистов:
-Печорин болен.
-Печорин давно в пути, поэтому и испачканы перчатки, и общая усталость.
-Другие варианты ответов.
Ответы группы психологов:
- Печорин измотался, проводя всё время в путешествиях, разъездах.
- Печорин устал не просто от путешествий, а от жизни, от которой, несмотря на свою молодость, взял всё, и теперь ему «и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…» (Строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова).
-Другие варианты ответов.
-Он благородный, не позволяет себе опускаться в своём поведении, своих поступках, отношении к людям и к жизни, настоящий аристократ; достойное поведение у него в крови. И, несмотря на жизненную усталость, Григорий этого не покажет на обозрение всем. Он будет держаться на людях.
-Другие варианты ответов.
-Да, в описаниях рук, положения тела в пространстве.
-Глаза.
-«Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Из-за опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться».
-Взгляд холодный, жестокий, грубый.
-Метафора
-Сравнение
- Бездонные, холодные, глубокие, одинокие, далёкие.
-Другие варианты ответов.
- Варианты ответов.
-Мы пришли к выводу, что глаза – это зеркало души. Именно они скажут собеседнику, что человека что-то тревожит, что он болен, о чём-то думает. Всё остальное – положение и поведение в пространстве, в обществе – это сопутствующие детали, которые помогают более конкретно понять и разобраться, что происходит с человеком.
-Другие варианты ответов.
-Частично мы согласны с группой психологов, но мы считаем, что поведение человека – это не какие-то веяния души, а именно выбор человека, если можно так сказать, то это интеллектуальный, умственный выбор человека.
-Варианты ответов.
-Варианты ответов.
-Варианты ответов группы материалистов.
Варианты ответов группы психологов.
-характер….
-Низкая эмоциональность.
-Высокий интеллект.
-Печорин умеет общаться с окружающими, но не всегда может находить нужные слова.
-Высокие волевые качества.
-Печорин владеет высоким уровнем самоконтроля.
-На мой взгляд, самооценка у Печорина завышена.
-Из главы «Бэла» мы узнаём, что Максим Максимыч – офицер, лет пятидесяти, служил на Кавказе. Именно там и происходит знакомство, а потом и завязывается дружба Печорина со стариком.
-Отношения были дружеские.
-Максим Максимыч относился к Печорину как к сыну.
-Во Владикавказе.
-Максим Максимыч разволновался, очень обрадовался, с нетерпением ожидал встречи с Печориным.
-Зачитывают фрагмент из II главы части I романа.
-Встреча происходит быстро и не так, как представлял себе Максим Максимыч. Сам Максим Максимыч переживал бурю эмоций: и радость, и волнение от ожидания встречи: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину…», то есть старик очень сильно соскучился по своему другу, сыну, очень разволновался, очень спешил к Григорию, спешил его увидеть снова, обнять его, поговорить с ним, а обсудить было что, ведь они столько не виделись.
-Нет, ожидания Максима Максимыча от встречи не сбываются. Печорин очень холодно встречает старика. Григорий спешил, он даже не соизволил подольше побыть с Максимом Максимычем, просто с ним поговорить, что так было необходимо его старому товарищу.
-Печорин ведёт себя холодно, отстранённо, как будто они с Максимом Максимычем чужие люди. Такое поведение и отношение к встрече молодого Печорина очень обижает старика.
-Максим Максимыч, встретив холодность Печорина на свою живую, тёплую радость, сам чуть ли не плачет, все его уговоры остаться не срабатывают, он начинает хмуриться, он опечалился, в конце концов, рассердился и очень старался это скрыть.
-Печорин, на мой взгляд, чересчур холоден. Он мог просто подыграть Максиму Максимычу, мог остаться, уделить немного времени давнему товарищу хотя бы из вежливости.
-Я думаю, что Печорин – эгоист. Его заботит только он сам, его проблемы, его одиночество, хотя, возможно, ему и на себя всё равно, он даже перчатки не может сменить. Он даже не может подстроиться под ситуацию, подыграть ей, как сказали ранее. Возможно, это и мелочь, но из таких мелочей складывается впечатление о человеке. И у меня впечатление о нём сложилось не самое лучшее. Я думаю, что Печорину комфортно в том состоянии, в котором он находится много лет: состоянии одиночества, концентрации только на себе, я считал/считала его умнее, потому что акцентируя внимание только на себе, он ранит, обижает других, даже не замечая этого.
-Очень жаль Максима Максимыча. Я для себя из этого сделал/сделала вывод, что не нужно слишком привязываться к людям, а Максим Максимыч был привязан к Печорину.
-Может быть, стоит и Печорину посочувствовать, ему, возможно, в период его путешествий было очень нелегко. Возможно, он таким стал потому, что очень много натерпелся, встречал много предательства.
-Варианты ответов.
-Да, потому что Печорин в душе болен, ему больше не нужно общество, даже самое узкое и некогда дорогое. Человек, умирая, концентрируется только на себе. Возможно, предчувствуя свою близкую смерть, Печорин намеренно себя так ведёт, чтобы потому Максиму Максимычу было не так больно, хоть ему и невыносимо больно сейчас.
-Нет, это эгоизм. Нужно уважительно относиться к старым товарищам, тем более что они не ссорились, а мирно когда-то распрощались. Нужно уважительно относиться к чужим чувствам, тем более к чувствам стариков, они очень ранимы.
-Другие варианты ответов.
-Нельзя быть эгоистом.
-Нужно уважать других людей и их чувства, особенно близких друзей.
-Надо ценить друзей и дружбу.
-Дружба – это взаимопонимание, возможно, какие-то жертвы во благо друга.
-Другие варианты ответов.
-Друзья должны быть чуткими и внимательными, заботливыми по отношению друг к другу.
-Другие варианты ответов.
-Настоящим другом можно назвать Максима Максимыча, потому что он помнит своего товарища, он старается ему подарить частичку своей души, своей заботы, своего внимания и времени. Максим Максимыч – один из тех редких людей, которые знают цену дружбе.
-Настоящим другом можно назвать Максима Максимыча, потому что…
объяснительно-иллюстративный
словесный, продуктивный,
индуктивный;
дедуктивный;
словесный
Продуктивный, словесный
Дедуктивный, словесный
словесный
дедуктивный
словесный
словесный
сравнение изображений; описание изображения
поиск ответов на поставленные вопросы;
поиск деталей;
беседа,
самостоятельная, парная, групповая работа;
самостоятельная работа, парная, групповая работа, поиск деталей
самостоятельная работа, парная, групповая работа, поиск деталей
комментированное чтение
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, описание героя произведения
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы
беседа, поиск ответов на поставленные вопросы
пересказ по опоре Предметные:
• знание главы «Максим Максимыч»;
• восприятие художественного произведения как части историко-литературного процесса в объеме программы.
Метапредметные:
• умение использовать различные типы пересказов;
• умение делать доказательные выводы;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств.
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русской литературе, культуре;
• освоение социальных норм, правил поведения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательного вида деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России.
Метапредметные:
• умение использовать различные типы пересказов;
• умение делать доказательные выводы;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств.
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русской литературе, культуре;
• освоение социальных норм, правил поведения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательного вида деятельности;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России;
• осознание значения дружбы в жизни человека и общества.
Метапредметные:
• умение использовать различные типы пересказов;
• умение делать доказательные выводы;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих знаний, мыслей, чувств.
Предметные:
знание главы «Максим Максимыч».
Личностные:
осознание значения дружбы в жизни человека и общества.
6. Рефлексия Перед вами на доске цветок. Наполните его лепестки благоухающими пожеланиями для себя и других, обладание какими положительными качествами вы пожелаете себе и своим друзьям?
-Всем спасибо за активную работу и то, что поделились своими мыслями. Многие из вас получили ещё по одной положительной отметке. -Заполняют лепестки цветка. Личностные:
• осознание значения дружбы в жизни человека и общества;
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
7. Домашнее задание -На следующем уроке мы продолжим анализ романа и, возможно, нам уже с другой откроется Григорий Александрович Печорин. Для этого дома надо будет внимательно прочитать главу «Тамань» и подготовиться к составлению плана по главе.
Всем спасибо за урок. -Слушают и записывают домашнее задание.
|