Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока на тему: "Бессоюзное сложное предложение"

СКАЧАТЬ (19.5 Kb) 20.09.2023, 10:47
Бубнова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №5
Тема урокаЗапятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:
- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;
- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;
- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;
- развитие речи и творческих способностей учащихся;
- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Оборудование:
учебник,
учебные тесты,
таблица «Бессоюзное сложное предложение»,
раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;
знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,
основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;
конструируют данные синтаксические конструкции;
правильно и уместно используют БСП в речи.

Ход урока
  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
а) Проверка домашнего задания (выборочно)
б) Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)
Задание. Прочитайте текст, найдите сложные предложения, дайте их общие характеристики. Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
В поле чистом с..р..брит(?) ся
Снег в..лнистый и р..бой
Светит месяц, тройка мчит(?)ся
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки
На д..роге, в тьме н..чной
Сла..ки мне родные звуки
Звуки песни удалой.(А.С.Пушкин)


3.Работа над темой урока
Сформулируйте цель урока по опорным словам.
осмысление …специфики БС предложений;
усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. - Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
- Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение.
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом
Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.
1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным, хотя и неярким светом; везде блестели росинки, кое -где внезапно загорались и рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом; чистый, лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

2. Практическая работа
Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.
1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

3. Творческое списывание
Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.
Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.
С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

4.Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

5. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.
1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.


Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?
Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Д/з. и комментарий к его выполнению.
- Выучить теоретический материал по теме урока
- С какой целью И. С. Тургенев использует БСП в рассказе «Бирюк» при описании природы? (задание по выбору учащихся)
- Упражнение по выбору учителя.

 


Категория: Блоги | Добавил: olgabubnova
Просмотров: 417 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог