Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона"

СКАЧАТЬ (76.5 Kb) 18.02.2023, 15:40
Умарова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №6 им. В.И.Ермолаева Гулькевичский район
Муниципальное образование Гулькевичский район х. Тельман
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 х.Тельман
муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя Советского Союза В.И.Ермолаева

УРОК ОРКСЭ

ИКОНА

4 КЛАСС

Тема урока: ИКОНА
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование понимания значения икон для христиан.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Планируемые результаты урока:
Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и
необходимости бережного отношения к ним.
Предметные: представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные: получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников, постановки учебной задачи, навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.

Материалы к уроку:
• Мультимедиапроектор, компьютер.
• Карточки «Отличия иконы».
• Учебник «Основы православной культуры».
• Презентация.
• Видеоролики.

В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое икона.
- Кого изображали на иконах.
- Отличие иконы от живописной картины.
- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.

 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. Улыбаются, настраиваясь на позитив, приветствуют друг друга.
2. Проверка домашнего задания.
 
- Ребята, а где мы можем встретиться с богом?
- Для чего и почему люди идут в храм?
Посмотрите, пожалуйста, на слайды № 2-3
Определите, на каком фото изображен храм? (среди всех изображений есть фото часовни нашего хутора)
Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы.
3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему.
 
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который приготовила Алена со своей мамой, и определить тему сегодняшнего урока. (Икона)
Видеоролик.
- Что вы знаете об иконах?
- Что хотели бы узнать?
Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.
4. Изучение нового материала.
 
1) Постановка задачи урока.
- А где мы можем получить информацию об иконах?
А еще мы можем узнать об иконах в таких святых местах как церковь, храм, часовня. Сегодня у нас необычный урок. При определении храмов вы заметили фото нашей часовни, это неспроста! Сейчас мы с вами отправимся в часовню, где вы познакомитесь с  некоторыми иконами, которые там находятся. Идем в часовню. 
2) Слово учителя:
      -Ребята, мы находимся у часовни,  которую в 2007 году построил Козин Николай Васильевич. Он  родился, провёл детство и юность в нашем хуторе, а сейчас проживает в  Москве. Давайте вспомним, как необходимо вести себя в таких местах (мальчики снимают головные уборы, вопросы задаются шепотом).  Заходим в часовню.
    -Перед нами икона Божией Матери Казанская.
Её  история тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях. Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания.

    -А вот Владимирская икона Божией Матери.

Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название. Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними.

     -Следующая икона – Святая Троица.
Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:
      об успехе добрых начинаний; о здоровье и благополучии близких; о решении     то  бытовых проблем; о прощении грехов и даровании спасения души.
В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.
    -Икона Преподобный Серафим Саровский.
Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом. Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской. Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его ухода в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего. Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

- Святитель Николай.

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть. На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся. Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

   -Ребята, а вы обратили внимание, что в часовне горят свечи?  Свечи ставят за здравие живущих и за упокой усопших людей. Возьмите свечу и решите – за упокой или за здравие вы ее поставите.
    -Ребята,  перед нами образ святого,  выполненный в технике мозаики. Чье это изображение? (Иисуса Христа).
    -В нашем хуторе существует поверье, если прислониться к этому образу ладонью, щекой или лбом, и мысленно попросить  святого о чем –либо, то это обязательно исполнится. Давайте и мы с вами попросим Иисуса Христа о добром, светлом, хорошем!
Экскурсия в местную часовню.











































































Дети ставят свечи, выходят из часовни и останавливаются около мозаики Иисуса Христа.
Дети подходят парами и загадывают желания.
Возвращаются в школу.
5. Первичное закрепление. Просмотр видеоролика  

  Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа, Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение.
Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин). Работа в парах.
- Рассмотрите изображения на вашем столе. Что их объединяет? Как можно назвать  одним словом?
- Какое изображение здесь лишнее и почему?
   -Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. А картина для того, чтобы ею любоваться.  Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.
  (Если дети затрудняются,  то обращаются к учебнику с. 52-54)
- Золотой фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. А в Евангелии Свет - это одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет».
- Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет?
-Откуда исходит свет?
-Верно, главная особенность икон в том, свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
- Найдите тень на иконе. Нет тени на иконе, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Слайд 4.
- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого?
- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож?(на солнце)
- А что даёт солнце всему живому? (жизнь, свет, тепло)
- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого?
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Слайд 5.
   -Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.  Икона сопутствовала христианину на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Ей встречали рождение и смерть, ей благословляли на свадьбу и в дальний путь, освещали новый дом и посевы. Слайд 6.
    - Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В царских палатах, купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где удалялись для молитвы перед иконами утром и вечером. В «красном углу» стояли не только Образы Иисуса Христа и Божьей Матери, но и почитаемых святых. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.
Слайд 7

Смотрят видеоролик.





Работают в парах. Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.


















Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ.




Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.



























 
6. Итог урока. - Что можно увидеть только в храме? /икона/
- Как появляются картины и иконы? /их пишут/
-Как одним словом назвать картины? /живопись/
-Как называется человек, который пишет картины? /художник, живописец/
- Как называется человек, который пишет иконы? /иконописец/
- Справились мы с задачей урока?
- Что такое икона? Что расскажете дома своим близким?
- Что на уроке показалось интересным?
- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?
Отвечают на вопросы.
7. Домашнее задание. Прочитать учебник с. 52-55, ответить на вопросы
Творческая работа по выбору: рассказ «Иконы в нашем доме», презентация «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы», фото «Именные иконы».
Записывают домашнее задание.  Сайт для помощи в выполнении домашнего задания 
8. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Мы сегодня заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.
Оцените свои достижения на уроке. Покажите, с каким настроением уходите с урока (смайлики).
Показывают смайлики: зелёный – отлично, жёлтый- есть над чем работать, красный – ничего не получилось.
 


Категория: Блоги | Добавил: tatyanaumarova68
Просмотров: 258 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог