Муниципальное образование Гулькевичский район х. Тельман
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 х.Тельман
муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя Советского Союза В.И.Ермолаева
УРОК ОРКСЭ
ИКОНА
4 КЛАСС
Тема урока: ИКОНА
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование понимания значения икон для христиан.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Планируемые результаты урока:
Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и
необходимости бережного отношения к ним.
Предметные: представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные: получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников, постановки учебной задачи, навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.
Материалы к уроку:
• Мультимедиапроектор, компьютер.
• Карточки «Отличия иконы».
• Учебник «Основы православной культуры».
• Презентация.
• Видеоролики.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое икона.
- Кого изображали на иконах.
- Отличие иконы от живописной картины.
- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. |
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. |
Улыбаются, настраиваясь на позитив, приветствуют друг друга. |
2. Проверка домашнего задания.
|
- Ребята, а где мы можем встретиться с богом?
- Для чего и почему люди идут в храм?
Посмотрите, пожалуйста, на слайды № 2-3
Определите, на каком фото изображен храм? (среди всех изображений есть фото часовни нашего хутора) |
Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы. |
3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему.
|
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который приготовила Алена со своей мамой, и определить тему сегодняшнего урока. (Икона)
Видеоролик.
- Что вы знаете об иконах?
- Что хотели бы узнать? |
Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя. |
4. Изучение нового материала.
|
1) Постановка задачи урока.
- А где мы можем получить информацию об иконах?
А еще мы можем узнать об иконах в таких святых местах как церковь, храм, часовня. Сегодня у нас необычный урок. При определении храмов вы заметили фото нашей часовни, это неспроста! Сейчас мы с вами отправимся в часовню, где вы познакомитесь с некоторыми иконами, которые там находятся. Идем в часовню.
2) Слово учителя:
-Ребята, мы находимся у часовни, которую в 2007 году построил Козин Николай Васильевич. Он родился, провёл детство и юность в нашем хуторе, а сейчас проживает в Москве. Давайте вспомним, как необходимо вести себя в таких местах (мальчики снимают головные уборы, вопросы задаются шепотом). Заходим в часовню.
-Перед нами икона Божией Матери Казанская.
Её история тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях. Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания.
-А вот Владимирская икона Божией Матери.
Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название. Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними.
-Следующая икона – Святая Троица.
Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:
об успехе добрых начинаний; о здоровье и благополучии близких; о решении то бытовых проблем; о прощении грехов и даровании спасения души.
В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.
-Икона Преподобный Серафим Саровский.
Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом. Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской. Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его ухода в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего. Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.
- Святитель Николай.
Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть. На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся. Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.
-Ребята, а вы обратили внимание, что в часовне горят свечи? Свечи ставят за здравие живущих и за упокой усопших людей. Возьмите свечу и решите – за упокой или за здравие вы ее поставите.
-Ребята, перед нами образ святого, выполненный в технике мозаики. Чье это изображение? (Иисуса Христа).
-В нашем хуторе существует поверье, если прислониться к этому образу ладонью, щекой или лбом, и мысленно попросить святого о чем –либо, то это обязательно исполнится. Давайте и мы с вами попросим Иисуса Христа о добром, светлом, хорошем!
|
Экскурсия в местную часовню.
Дети ставят свечи, выходят из часовни и останавливаются около мозаики Иисуса Христа.
Дети подходят парами и загадывают желания.
Возвращаются в школу. |
5. Первичное закрепление. |
Просмотр видеоролика
Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение.
Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин). Работа в парах.
- Рассмотрите изображения на вашем столе. Что их объединяет? Как можно назвать одним словом?
- Какое изображение здесь лишнее и почему?
-Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. А картина для того, чтобы ею любоваться. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.
(Если дети затрудняются, то обращаются к учебнику с. 52-54)
- Золотой фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. А в Евангелии Свет - это одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет».
- Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет?
-Откуда исходит свет?
-Верно, главная особенность икон в том, свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
- Найдите тень на иконе. Нет тени на иконе, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Слайд 4.
- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого?
- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож?(на солнце)
- А что даёт солнце всему живому? (жизнь, свет, тепло)
- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого?
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Слайд 5.
-Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона сопутствовала христианину на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Ей встречали рождение и смерть, ей благословляли на свадьбу и в дальний путь, освещали новый дом и посевы. Слайд 6.
- Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В царских палатах, купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где удалялись для молитвы перед иконами утром и вечером. В «красном углу» стояли не только Образы Иисуса Христа и Божьей Матери, но и почитаемых святых. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.
Слайд 7 |
Смотрят видеоролик.
Работают в парах. Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ.
Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.
|
6. Итог урока. |
- Что можно увидеть только в храме? /икона/
- Как появляются картины и иконы? /их пишут/
-Как одним словом назвать картины? /живопись/
-Как называется человек, который пишет картины? /художник, живописец/
- Как называется человек, который пишет иконы? /иконописец/
- Справились мы с задачей урока?
- Что такое икона? Что расскажете дома своим близким?
- Что на уроке показалось интересным?
- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы? |
Отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание. |
Прочитать учебник с. 52-55, ответить на вопросы
Творческая работа по выбору: рассказ «Иконы в нашем доме», презентация «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы», фото «Именные иконы». |
Записывают домашнее задание. Сайт для помощи в выполнении домашнего задания |
8. Рефлексия. |
Наш урок подходит к концу. Мы сегодня заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.
Оцените свои достижения на уроке. Покажите, с каким настроением уходите с урока (смайлики). |
Показывают смайлики: зелёный – отлично, жёлтый- есть над чем работать, красный – ничего не получилось. |
|