Совместный урок по басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
|
|
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемые ответы родителей |
Предполагаемые ответы детей |
1 |
Вст.слово |
-Добрый день, дорогие друзья. Я очень рада, что вы сегодня пришли на занятие и сможете присоединиться к нашему разговору. Сегодняшняя встреча совершенно особенная, потому что пришли на нее вы, дорогие родители, и пришли не просто как гости, зрители, а как читатели и собеседники. Итак, давайте начнём наш разговор. |
На определённом этапе ответы детей и взрослых совпадают – тогда ячейка с предполагаемым суждением будет общая. Когда мнения расходятся – раздельная.
|
2 |
Проверка первичного восприятия |
-Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
-Лев Николаевич определил жанр этого произведения, как «басня». Что вы знаете об этом литературном жанре?
-Да, но поучительный характер есть и у сказки, и герои-люди могут быть в сказке, социально-бытовой. Отличительная особенность басни – аллегория, т.е. иносказание. |
В басне есть поучительный характер. |
Но ведь басни чаще всего пишутся как стихи (как у И.А.Крылова) |
3 |
Работа с 1 фрагментом |
-Вся басня записана в таблице, она поделена на небольшие отрывки. Давайте прочитаем первый эпизод и заполним графу «Моё понимание».
-Да, действительно, старость некрасива, но разве он виноват, что стар? Какое отношение к пожилому человеку показывают его сын и его жена?
-Как вы думаете, кто построил дои, в котором живёт семья?
-Выходит он не всегда был таким немощным, тогда к каким выводам мы можем прийти? |
Из-за физических недостатков сын и невестка отстранили дедушку от себя, чтобы его вид не портил им аппетит. |
Дедушка в старости был уродлив, смотреть ,как у него «текло изо рта» стало неприятно. |
Неуважительное, пренебрежительное.
|
Его построил дедушка. |
Как ужасно, что бывают такие сыновья, которые лишают старого родителя права быть полноправным членом семьи. |
Нельзя неуважительно относиться к старикам. |
4 |
Работа со 2 фрагментом |
-Давайте прочитаем второй фрагмент, и узнаем, что было дальше. Запишите своё понимание в таблицу
-А что такое «лоханка»?
-Если быть точнее – это миска, которую обычно подают свиньям. О чём это говорит?
-Как этот поступок характеризует невестку?
-Как вы думаете, а почему сын дедушки не останавливает свою жену?
-Запишите, пожалуйста, свои мысли-выводы по этому эпизоду.
|
Дедушка стал стар и немощен. Его руки ослабли.
Миска для животных |
А невестка вместо того, чтобы помочь, ругает бедного старика.
Большая тарелка. |
Невестка относиться к старику, не как к человеку, а как к свинье, таким образом лишает его человеческой жизни и человеческого уважения.
|
Она жестокая, злая. Для неё важнее чашка.
|
Потому что он слабый, подневольный. |
Потому что ему тоже неприятен вид старого отца. |
Как ужасно, когда молодой и сильный унижает старого и слабого.
Как ужасно, когда дети начинают брезговать своими состарившимися родителями. |
Как ужасно, когда вместо того, чтобы помочь, на тебя кричат и ценят вещь больше, чем тебя самого.
|
5 |
Работа с 3 фрагментом
|
-Как вы думаете, почему «старик только вздохнул и ничего не сказал?»
-Получается, он смирился с грубостью невестки. Хорошо это или плохо?
-Какие выводы можно записать? |
Он слишком стар и слаб, чтобы вступать в пререкания с невесткой. Если уж она позволила себе накричать на старика, то перевоспитывать её бесполезно.
|
Старик думал, что, если он не будет соглашаться, то может быть ещё хуже. |
С одной стороны, хорошо – ведь вступать в перепалку с грубым человеком, значит самому стать таковым. С другой стороны – плохо, ведь невестка пользуется его смирением и добротой. |
Хорошо, это значит, что старик добрый, не умеет мстить, хотя ему наверняка обидно в душе. |
Как хорошо, что есть люди, способные не отвечать на грубость. Как хорошо, что есть немстительные люди. Старики смиренны и великодушны, это надо уважать и радоваться этому, а не использовать смирение для безнаказанного унижения стариков. |
6 |
Работа с 4 фрагментом |
-Прочитаем следующий эпизод. Как вы его понимаете?
-Как вы считает, он сделал это специально, он действительно хотел их проучить?
-Что хотел нам этим важным эпизодом сказать Толстой? Заполните третий столбик таблицы.
-Получается, что дети всё запоминают, действия взрослых – образец действий для детей.
|
Мальчик показал своим родителям, что ждёт их в старости. |
Миша проучил своих родителей. |
Нет, он для этого ещё слишком мал. Он невольно показал родителям их будущее, потому что дети всегда копируют поведение взрослых. |
Всегда надо помнить, что за всеми поступками взрослых наблюдают дети. |
Как плохо, когда взрослые люди подают неправильный пример своим детям.
|
7 |
Работа с 5 фрагментом |
-Прочитайте, пожалуйста, последний отрывок. О чём он?
-К каким выводам мы можем прийти?
|
Они живо себе представили, каково им будет есть из лоханки, как мерзко выглядит их поведение сейчас и поменяли своё отношение к пожилому родителю. |
Сын и невестка поняли, как плохо относились к старику, ведь когда-то он сделал всё для них – построил дом, в котором были и печка, и посуда. И им стало стыдно. |
Как хорошо, когда люди начинают сожалеть о своих поступках и исправлять свои ошибки. Если человек еще способен испытывать стыд, то он может исправиться. |
8 |
Итог |
-Чему учит это произведение?
-Если это басня, то в чем её поучительный характер и аллегория?
|
Эта история учит нас заботиться о своих родителях. |
Аллегория в том, что можно и не кормить старых людей из лоханки, но всё равно проявлять к ним неуважение и брезговать ими. |
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
Целесообразно при таком «раздробленном» изучении текста в конце урока остановиться на определении темы и основной мысли произведения и включить отдельную общую графу в таблицу. (Тема – забота о родных людях. Основная мысль – надо заботиться о своих старых родителях, тогда и твои дети, когда ты будешь стар, будут заботиться о тебе; заботясь о своих родителях, ты воспитываешь в своём ребёнке человека, который в будущем будет заботиться о тебе). В качестве домашнего задания можно предложить детям написать свою басню.
Образовательные результаты
- Предметные – отличие басни от жанров сказки и рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения)
- Личностные – неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
- Метапредметные - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, анализировать и создавать свой текст в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
№ |
Эпизоды текста |
Что я понял из этого эпизода |
Мысли-выводы |
1 |
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, и когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой». |
Я понял, что сын и его жена неуважительно и пренебрежительно стали относиться к отцу. Да, старость некрасива, но разве он виноват, что стар? Когда-то он всё сделал, чтобы вырастить сына, а теперь сын брезгует собственным отцом. |
Как ужасно, когда сын лишает родного отца участия и заботы, проявляет к нему неуважение и равнодушие. Как ужасно, что бывают такие сыновья, которые лишают старого родителя права быть полноправным членом семьи. |
2 |
«Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке». |
Дедушка стал стар и немощен. Его руки ослабли. А сильная и молодая невестка вместо того, чтобы помочь, ругает бедного старика и предлагает ему есть из лоханки, т.е. из миски, которую обычно подают свиньям, т.о. она лишает его человеческой жизни и человеческого уважения. |
Как ужасно, когда вместо того, чтобы помочь, на тебя кричат.
Как ужасно, что есть на свете люди, которые ценят больше предметы, а не живого человека.
Как ужасно, когда молодой и сильный унижает старого и слабого.
Как ужасно, когда дети начинают брезговать своими состарившимися родителями. |
3 |
«Старик только вздохнул и ничего не сказал». |
Старик думал, что, если он не будет соглашаться, то может быть ещё хуже. Он слишком стар и слаб, чтобы вступать в пререкания с невесткой. Если уж она позволила себе накричать на старика, то перевоспитывать её бесполезно. Он смирился с грубостью невестки. |
Как хорошо, что есть люди, способные не отвечать на грубость. Как хорошо, что есть немстительные люди. Старики смиренны и великодушны, это надо уважать и радоваться этому, а не использовать смирение для безнаказанного унижения стариков. |
4 |
«Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
|
Миша берёт пример с матери. Он мало что понимает. Он думает, что так и надо обращаться со старыми родителями. |
Как плохо, когда взрослые люди подают неправильный пример своим детям.
Всегда надо помнить, что за всеми поступками взрослых наблюдают дети. Дети всё запоминают, действия взрослых – образец действий для детей. |
5 |
«Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним». |
Да, ребёнок только копирует поведение взрослых. Однако, он невольно показал родителям, что ждёт их в будущем. Они живо себе представили, каково им будет есть из лоханки, как мерзко выглядит их поведение сейчас. |
Как хорошо, когда люди начинают сожалеть о своих поступках и исправлять свои ошибки.
Если человек еще способен испытывать стыд, то он может исправиться.
Никогда не поздно раскаяться и вернуть расположение родного человека, получив надежду на прощение. |
Тема – забота о родных людях.
Основная мысль – надо заботиться о своих старых родителях, тогда и твои дети, когда ты будешь стар, будут заботиться о тебе; заботясь о своих родителях, ты воспитываешь в своём ребёнке человека, который в будущем будет заботиться о тебе. |
|