Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по басне Толстого "Старый дед и внучек"

СКАЧАТЬ (23.5 Kb) 13.06.2024, 12:40
Симакова Екатерина Анатольевна
учитель, АНОО "НЧШ"
 
                                   Совместный урок по басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
 
 
Этап урока Деятельность учителя Предполагаемые ответы родителей Предполагаемые ответы детей
1 Вст.слово -Добрый день, дорогие друзья. Я очень рада, что вы сегодня пришли на занятие и сможете присоединиться к нашему разговору. Сегодняшняя встреча совершенно особенная, потому что пришли на нее вы, дорогие родители, и пришли не просто как гости, зрители, а как читатели и собеседники. Итак, давайте начнём наш разговор. На определённом этапе ответы детей и взрослых совпадают – тогда ячейка с предполагаемым суждением будет общая. Когда мнения расходятся – раздельная.


 
2 Проверка первичного восприятия -Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
-Лев Николаевич определил жанр этого произведения, как «басня». Что вы знаете об этом литературном жанре?
-Да, но поучительный характер есть и у сказки, и герои-люди могут быть в сказке, социально-бытовой. Отличительная особенность басни – аллегория, т.е. иносказание.





В басне есть поучительный характер.





Но ведь басни чаще всего пишутся как стихи (как у И.А.Крылова)
3 Работа с 1 фрагментом -Вся басня записана в таблице, она поделена на небольшие отрывки. Давайте прочитаем первый эпизод и заполним графу «Моё понимание».

-Да, действительно, старость некрасива, но разве он виноват, что стар? Какое отношение к пожилому человеку показывают его сын и его жена?


-Как вы думаете, кто построил дои, в котором живёт семья?


-Выходит он не всегда был таким немощным, тогда к каким выводам  мы можем прийти?
Из-за физических недостатков сын и невестка отстранили дедушку от себя, чтобы его вид не портил им аппетит. Дедушка в старости был уродлив, смотреть ,как у него «текло изо рта» стало неприятно.
Неуважительное, пренебрежительное.




 

Его построил дедушка.
Как ужасно, что бывают такие сыновья, которые лишают старого родителя права быть полноправным членом семьи. Нельзя неуважительно относиться к старикам.
4 Работа со 2 фрагментом -Давайте прочитаем второй фрагмент, и узнаем, что было дальше. Запишите своё понимание в таблицу
-А что такое «лоханка»?
-Если быть точнее – это миска, которую обычно подают свиньям. О чём это говорит?
-Как этот поступок характеризует невестку?


-Как вы думаете, а почему сын дедушки не останавливает свою жену?

-Запишите, пожалуйста, свои мысли-выводы по этому эпизоду.

 
Дедушка стал стар и немощен. Его руки ослабли.


Миска для животных
А невестка вместо того, чтобы помочь, ругает бедного старика.

Большая тарелка.
Невестка относиться к старику, не как к человеку, а как к свинье, таким образом лишает его человеческой жизни и человеческого уважения.
 
Она жестокая, злая.                          Для неё важнее чашка.

 
Потому что он слабый, подневольный. Потому что ему тоже неприятен вид старого отца.
Как ужасно, когда молодой и сильный унижает старого и слабого.
Как ужасно, когда дети начинают брезговать своими состарившимися родителями.
Как ужасно, когда вместо того, чтобы помочь, на тебя кричат и ценят вещь больше, чем тебя самого.
 
5 Работа с 3 фрагментом

















 
-Как вы думаете, почему «старик только вздохнул и ничего не сказал?»




-Получается, он смирился с грубостью невестки. Хорошо это или плохо?





-Какие выводы можно записать?
Он слишком стар и слаб, чтобы вступать в пререкания с невесткой. Если уж она позволила себе накричать на старика, то перевоспитывать её бесполезно.
 
Старик думал, что, если он не будет соглашаться, то может быть ещё хуже.
С одной стороны, хорошо – ведь вступать в перепалку с грубым человеком, значит самому стать таковым. С другой стороны – плохо, ведь невестка пользуется его смирением и добротой. Хорошо, это значит, что старик добрый, не умеет мстить, хотя ему наверняка обидно в душе.
Как хорошо, что есть люди, способные не отвечать на грубость. Как хорошо, что есть немстительные люди. Старики смиренны и великодушны, это надо уважать и радоваться этому, а не использовать смирение для безнаказанного унижения стариков.
6 Работа с 4 фрагментом -Прочитаем следующий эпизод. Как вы его понимаете?


-Как вы считает, он сделал это специально, он действительно хотел их проучить?

-Что хотел нам этим важным эпизодом сказать Толстой? Заполните третий столбик таблицы.

-Получается, что дети всё запоминают, действия взрослых – образец действий для детей.

 
Мальчик показал своим родителям, что ждёт их в старости. Миша проучил своих родителей.
Нет, он для этого ещё слишком мал. Он невольно показал родителям их будущее, потому что дети всегда копируют поведение взрослых.
Всегда надо помнить, что за всеми поступками взрослых наблюдают дети. Как плохо, когда взрослые люди подают неправильный пример своим детям.
 
7 Работа с 5 фрагментом -Прочитайте, пожалуйста, последний отрывок. О чём он?




-К каким выводам мы можем прийти?

 
Они живо себе представили, каково им будет есть из лоханки, как мерзко выглядит их поведение сейчас и поменяли своё отношение к пожилому родителю. Сын и невестка поняли, как плохо относились к старику, ведь когда-то он сделал всё для них – построил дом, в котором были и печка, и посуда. И им стало стыдно.
Как хорошо, когда люди начинают сожалеть о своих поступках и исправлять свои ошибки. Если человек еще способен испытывать стыд, то он может исправиться.
8 Итог -Чему учит это произведение?

-Если это басня, то в чем её поучительный характер и аллегория?


 
 Эта история учит нас заботиться о своих родителях.
 Аллегория в том, что можно и не кормить старых людей из лоханки, но всё равно проявлять к ним неуважение и брезговать ими.
           

Методические рекомендации
Целесообразно при таком «раздробленном» изучении текста в конце урока остановиться на определении темы и основной мысли произведения и включить отдельную общую графу в таблицу. (Тема – забота о родных людях. Основная мысль – надо заботиться о своих старых родителях, тогда и твои дети, когда ты будешь стар, будут заботиться о тебе; заботясь о своих родителях, ты воспитываешь в своём ребёнке человека, который в будущем будет заботиться о тебе). В качестве домашнего задания можно предложить детям написать свою басню.
Образовательные результаты
  • Предметные – отличие басни от жанров сказки и рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения)
  • Личностные – неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
  • Метапредметные - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, анализировать и создавать свой текст в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
 
Эпизоды текста Что я понял из этого эпизода Мысли-выводы
1 «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, и когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой». Я понял, что сын и его жена неуважительно и пренебрежительно стали относиться к отцу. Да, старость некрасива, но разве он виноват, что стар? Когда-то он всё сделал, чтобы вырастить сына, а теперь сын брезгует собственным отцом. Как ужасно, когда сын лишает родного отца участия и заботы, проявляет к нему неуважение и равнодушие. Как ужасно, что бывают такие сыновья, которые лишают старого родителя права быть полноправным членом семьи.
2 «Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».  Дедушка стал стар и немощен. Его руки ослабли. А сильная и молодая невестка вместо того, чтобы помочь, ругает бедного старика и предлагает ему есть из лоханки, т.е. из миски, которую обычно подают свиньям, т.о. она лишает его человеческой жизни и человеческого уважения. Как ужасно, когда вместо того, чтобы помочь, на тебя кричат.
Как ужасно, что есть на свете люди, которые ценят больше предметы, а не живого человека.
Как ужасно, когда молодой и сильный унижает старого и слабого.
Как ужасно, когда дети начинают брезговать своими состарившимися родителями.
3 «Старик только вздохнул и ничего не сказал». Старик думал, что, если он не будет соглашаться, то может быть ещё хуже. Он слишком стар и слаб, чтобы вступать в пререкания с невесткой. Если уж она позволила себе накричать на старика, то перевоспитывать её бесполезно. Он смирился с грубостью невестки. Как хорошо, что есть люди, способные не отвечать на грубость. Как хорошо, что есть немстительные люди. Старики смиренны и великодушны, это надо уважать и радоваться этому, а не использовать смирение для безнаказанного унижения стариков.
4 «Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
 
Миша берёт пример с матери. Он мало что понимает. Он думает, что так и надо обращаться со старыми родителями. Как плохо, когда взрослые люди подают неправильный пример своим детям.
Всегда надо помнить, что за всеми поступками взрослых наблюдают дети. Дети всё запоминают, действия взрослых – образец действий для детей.
5 «Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним». Да, ребёнок только копирует поведение взрослых. Однако, он невольно показал родителям, что ждёт их в будущем. Они живо себе представили, каково им будет есть из лоханки, как мерзко выглядит их поведение сейчас. Как хорошо, когда люди начинают сожалеть о своих поступках и исправлять свои ошибки.
Если человек еще способен испытывать стыд, то он может исправиться.
Никогда не поздно раскаяться и вернуть расположение родного человека, получив надежду на прощение.
Тема – забота о родных людях.
Основная мысль – надо заботиться о своих старых родителях, тогда и твои дети, когда ты будешь стар, будут заботиться о тебе; заботясь о своих родителях, ты воспитываешь в своём ребёнке человека, который в будущем будет заботиться о тебе.



 

Категория: Блоги | Добавил: Arharidge
Просмотров: 88 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог