Сегодня: 02.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: В.Г. Короленко "В дурном обществе"

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 08.02.2022, 23:27
Попова Юлия Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МКОУ "Пенская средняя общеобразовательная школа"
Учебный предмет: Литература.
Класс: 5 класс.
Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2016.
Тема урока: произведение В. К. Короленко «В дурном обществе».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: проанализировать главы повести ( образ Васи; отношение Васи с отцом; образ Валека, Маруси, Сони.

Задачи урока:
Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
КоммуникативныеУУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Личностные УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ,

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал

Ход урока:
1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

2.Актуализация имеющихся знаний.
Учитель:На прошлом уроке мы начали изучать очень интересное и важное для вас произведение. Оно затрагивает отношения людей, сочувствие, взаимопонимание.
Какое ваше впечатление от прочитанного?
Какие фрагменты особенно запомнились?
Какие чувства вы испытывали, когда читали произведение?

3. Сообщение новой темы
Учитель: Мы с вами определили что произведение Короленко-это повесть, в которой рассказывается о жизни ребенка из благополучной семьи и семьи нищих.
Анализ рассказа. Работа в группах
Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на 2 группы, соответственно количеству слов, выделенных на уроке.
-Ребята, найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту.
1. Любовь («Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры…»)
2. Доброта («…я тотчас же бегом отправлялся через болото, на гору, к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками…»), (Вася со своей сестрой Соней ухаживали за могилкой Маруси, высаживали там цветы, подолгу сидели у могилы, читали там книги и давали друг другу обеты)
3. Милосердие («Вася стал носить в подземелье свои игрушки…»)
4. Сострадание («А при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце»)
5. Совесть («Я дрожал при мысли…то не мог бы при встрече поднять на них глаза от стыда»)
6. Самопожертвование (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу).

Физкультминутка
Ребята, а сейчас
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
И до пола дотянулись.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Учитель: Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком?
-Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (Его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома).
-А каким он стал в конце произведения? (После встречи с Валеком и Марусей он проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди).
-Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (Отец и сын открыли для себя друг друга)
-А что хорошего эта дорога дала Валеку и Марусе?
Учитель: Вася после встречи с Валеком и Марусей изменился, стал заботливым , отзывчивым, справедливым, способным помочь другим, научился видеть и понимать боль других. Эта встреча открыла ему путь к себе, а также к близким.
Давайте с вами с помощью текста попробуем доказать, что жизнь Васи изменилась.
-Прочитайте отрывок «На могиле Маруси. Что же изменилось, выделим те ключевые слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. Что же изменилось?
вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (Оно очерствело от горя)
-Каким стало в конце произведения? Урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
Обобщение:
Учитель:
-Почему Маруся болела?
-Как вы представляете серый камень?
- Почему «чувство щемящего до боли сожаления сжимало сердце» Васи?
- Почему писатель использует два понятия противопоставляя их. человеческое сердце и серый камень?
-Как вы представляете серый камень?
-Зачитайте, как Вася старался его представить.
Сравнение героини картины И.Репина «Нищая» и Маруси из повести В.Короленко «В дурном обществе».

Итог урока. Включение нового знания.
Самостоятельная работа с проверкой:
Ребята, а сейчас самостоятельно составьте характеристику Васи, используя материалы сегодняшнего урока.

Домашнее задание.
В рабочей тетради напишите характеристику Валька, составьте список качеств Васи.

Рефлексия.
-Своей работой на уроке я…..
Урок заставил меня задуматься…
Мне было интересно, потому что….
Я понял, что…


Категория: Блоги | Добавил: Popovayulija
Просмотров: 188 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог