Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?" 1 класс

СКАЧАТЬ (29.4 Kb) 13.03.2024, 17:53
Федорова Лидия Макаровна
учитель, МОБУ СОШ с.Ишпарсово
ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

ЦЕЛЬ: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

ЗАДАЧИ урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:  формирование интереса к изучению родной природы;  понимать важность заботы о зимующих птицах;  повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:  различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;  правильно подбирать корм для птиц;  уметь изготовить простейшую кормушку;  знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из жизненного опыта и новых знаний;  наблюдать и делать выводы;  знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; выполнять свою небольшую часть совместной работы на уроке,  которая в дальнейшем будет использована в коллективном продукте.
Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;  проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.


Тип урока:  открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Форма организации учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; мультимедийная установка; презентация «Покормите птиц зимой»; тетрадь на печатной основе; иллюстрации о птицах, о зиме; карточки для парной работы, коробочки, нитки, ножницы, корм для птиц.

I. Организационный момент( приветствие гостей)
 (здороваются, читают стих)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем 
На уроке отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного 
-Подарите свои улыбки,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
- Начинаем наш урок
- Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире!
-Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу помогут вам стать мудрее. Желаю вам удачи!

II. Мотивация учебной деятельности
Ребята, посмотрите, какие картинки  принес Муравьишка. Прочитайте  названия под картинками. А как их назвать, одним словом? Значит, о ком мы будем сегодня говорить? ( о птицах). Теперь уточним, о каких птицах. Какое сейчас  время года? Назовите зимние месяцы. О  каких птицах мы будем говорить? (Зимующих). Вам их жалко? Каких птиц вы видели зимой в нашем селе? А вы могли бы им помочь?
- Кто догадался, какова тема урока? Начните  с слова как… (Как зимой помочь птицам) На экране представлены задачи урока, то чему мы сегодня научимся. «различать птиц, зимующих в наших краях; поливать цветы; научимся делать кормушку, читать книги; подбирать корм для птиц». Выберите из них подходящие задачи: (различать птиц, зимующих в наших краях; научимся делать кормушку; подбирать корм для птиц)

III. Актуализация знаний Какую пользу приносят птицы? ( истребляют огромное количество насекомых, дарят нам радость  чарующим пением) Что необходимо для жизни птиц? (тепло, вода, пища) В какое время года птицам особенно тяжело? (зимой) Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом). Какой вывод можем сделать?
- Давайте сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой

IV. Изучение нового материала
Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением птиц. Обратить внимание на внешний вид каждой птицы.
- Ребята, посмотрите  птиц  на   экране. Прочитайте  их  названия. Найдите  отличительные  признаки (особенности)  каждой  птицы.
  ( Свиристель – птица  с  хохолком.
 Снегирь – птица  с  красной  грудкой. Ее так и называют- красногрудая птица.
   Воробей – маленькая  серенькая  птичка.
Синица  -имеет  желтую  грудку.
   Поползень –  птица –акробат, лазает  по  деревьям.
Сорока-  легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.
Ворона-  отличается от других крупных врановых серой окраской.
- Ребята, что есть  у каждой птицы? (отличительные  признаки (особенности)
сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД. У всех птиц есть свои отличительные признаки.

V. Физкультминутка
Прилетели птицы, ножками потопали, крыльями похлопали, покружились, наклонились, зерна поклевали и тихонько сели на свои места.
-Ребята, вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу кормушку? Каких ещё птиц  вы встречаете на своих кормушках около дома?

VI. Продолжение изучения нового материала
-Сейчас к нам прилетят птички, будьте внимательны и послушайте, что они вам расскажут о себе.
Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Воробей - самая распространенная птица.  За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и семечки. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.
-Что запомнили о воробье?
- Послушайте пение  воробья. ( пение воробья в формате mp3).
Снегиря  так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.

Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.
- Какого цвета у снегиря грудка?
-Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный.  Послушайте, как поёт снегирь ( пение снегиря в формате mp3).
Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
       
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.

-Какого цвета у синички брюшко? (желтое)  Спинка?( спина жёлто-зелёная)
 Послушайте, как поет синичка ( пение синицы в формате mp3).
- Ребята, а кто- нибудь знает, как звучит слово снегирь на чувашском языке? В переводе на чувашском языке снегирь звучит так, послушайте - уйăп. Повторите.А воробей- çерçи. Синица- кăсăя? ( уйăп, çерçи, кăсăя- слова крупным шрифтом на доске)

VII. Закрепление изученного
1). Работа в парах
- Ребята, предлагаю поработать в парах. У вас на парте лежит  лист.  Переверните   его.
Задание: соединить линиями рисунки птиц с их названиями.  Проверьте Оцените  свою работу в парах. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- внизу в правом углу листа нарисуйте улыбающийся  смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезный   смайлик, если 3 или больше ошибок - нарисуйте грустного смайлика
2). Практическая работа
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить голод и холод?
(Сделать кормушки и подкармливать птиц).
--Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
- Сейчас мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц». Повторим правила работы с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами
  1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  2. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. Подавай ножницы кольцами вперед.
  6. Не оставляй ножницы открытыми.
  7. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  8. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  9. Используй ножницы по назначению
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции.  
-Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку).

VIII. Физкультминуткa . Игра «Угощение для птиц»
- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных  продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для  здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы  хлопаете в ладоши, если  – птицы этим не питаются, вы топаете ногами.
- Белый хлеб, картофель, конфета, семечки, семена арбуза, апельсин, рябина, чеснок, пшено, сало.
(На экране - изображения продуктов. Дети выполняют движения руками и ногами.)
Работа в группах
-Ребята, предлагаю поработать   в группах.  Вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
Работаем вместе и дружно.
Не ссоримся, выслушиваем каждого.
Работает каждый.
Говорим только по делу.
Не мешаем другим группам. Объединяйтесь в группы.
-Корм я уже приготовила, вам нужно только правильно подобрать
1-я группа, вам нужно подобрать корм  для синицы, 2-я группа –для снегиря, 3-я группа , вам нужно подобрать корм для воробья. Каждая группа рассказывает, какой корм они подобрали. Проверка
- Ребята, любой ли корм можно давать птицам?  Сверим  свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
Вывод: Пернатым  любой корм давать нельзя. Надо  уметь подбирать корм для птиц. (Синицы любят и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.
Снегири кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Воробьи  любят  и семечки, и зерно, и крошки белого хлеба. )
-Оцените  свою работу в группе. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- поднимите  улыбающийся  смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезного   смайлика, если 3 или больше ошибок – поднимите  грустного смайлика.
- Ребята, вернемся к учебным задачам на уроке. Вы научились различать птиц и  подбирать корм? Узнайте птиц на картинке.
 (дети называют птиц и их отличительные признаки). А какой корм можно подобрать птицам? Что вы дома расскажите?
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей местности. Вы теперь знаете, как помочь птицам, после уроков мы повесим кормушки на территории школы, чтобы и другие ребята не забывали помогать птицам зимой.

IX. Рефлексия. Проверка способности самооценки, как личностный результат(Пантомима.)
Если вам понравился урок, и вы всё поняли, узнали новое, то поднимите руки.
-Если у вас остались вопросы, вы не  совсем разобрались в новой теме, то опустите голову вниз.
-Если вам урок не понравился, вам  безразлично, то закройте лицо руками.
- Итогом нашего разговора  будет стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Список литературы
1. Интернет ресурсы
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс / А.А.Плешаков.- М.: ВАКО, 2017
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1– 4 классы.– Москва «Просвещение» 2017 год
5. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1 для 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков.  –М.: Просвещение, 2023
6. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 1класса начальной школы. 1часть / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение,  2020

«Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


Тексты для изучения в группах

Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый.

Воробей - самая распространенная птица.  За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.

Снегиря  так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.
Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, сирени, трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.

Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.


Категория: Блоги | Добавил: fDFQGFHNEHF
Просмотров: 46 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог