Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?" 1 класс

СКАЧАТЬ (29.4 Kb) 13.03.2024, 17:53
Федорова Лидия Макаровна
учитель, МОБУ СОШ с.Ишпарсово
ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

ЦЕЛЬ: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

ЗАДАЧИ урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:  формирование интереса к изучению родной природы;  понимать важность заботы о зимующих птицах;  повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:  различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;  правильно подбирать корм для птиц;  уметь изготовить простейшую кормушку;  знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из жизненного опыта и новых знаний;  наблюдать и делать выводы;  знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; выполнять свою небольшую часть совместной работы на уроке,  которая в дальнейшем будет использована в коллективном продукте.
Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;  проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.


Тип урока:  открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Форма организации учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; мультимедийная установка; презентация «Покормите птиц зимой»; тетрадь на печатной основе; иллюстрации о птицах, о зиме; карточки для парной работы, коробочки, нитки, ножницы, корм для птиц.

I. Организационный момент( приветствие гостей)
 (здороваются, читают стих)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем 
На уроке отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного 
-Подарите свои улыбки,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
- Начинаем наш урок
- Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире!
-Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу помогут вам стать мудрее. Желаю вам удачи!

II. Мотивация учебной деятельности
Ребята, посмотрите, какие картинки  принес Муравьишка. Прочитайте  названия под картинками. А как их назвать, одним словом? Значит, о ком мы будем сегодня говорить? ( о птицах). Теперь уточним, о каких птицах. Какое сейчас  время года? Назовите зимние месяцы. О  каких птицах мы будем говорить? (Зимующих). Вам их жалко? Каких птиц вы видели зимой в нашем селе? А вы могли бы им помочь?
- Кто догадался, какова тема урока? Начните  с слова как… (Как зимой помочь птицам) На экране представлены задачи урока, то чему мы сегодня научимся. «различать птиц, зимующих в наших краях; поливать цветы; научимся делать кормушку, читать книги; подбирать корм для птиц». Выберите из них подходящие задачи: (различать птиц, зимующих в наших краях; научимся делать кормушку; подбирать корм для птиц)

III. Актуализация знаний Какую пользу приносят птицы? ( истребляют огромное количество насекомых, дарят нам радость  чарующим пением) Что необходимо для жизни птиц? (тепло, вода, пища) В какое время года птицам особенно тяжело? (зимой) Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом). Какой вывод можем сделать?
- Давайте сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой

IV. Изучение нового материала
Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением птиц. Обратить внимание на внешний вид каждой птицы.
- Ребята, посмотрите  птиц  на   экране. Прочитайте  их  названия. Найдите  отличительные  признаки (особенности)  каждой  птицы.
  ( Свиристель – птица  с  хохолком.
 Снегирь – птица  с  красной  грудкой. Ее так и называют- красногрудая птица.
   Воробей – маленькая  серенькая  птичка.
Синица  -имеет  желтую  грудку.
   Поползень –  птица –акробат, лазает  по  деревьям.
Сорока-  легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.
Ворона-  отличается от других крупных врановых серой окраской.
- Ребята, что есть  у каждой птицы? (отличительные  признаки (особенности)
сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД. У всех птиц есть свои отличительные признаки.

V. Физкультминутка
Прилетели птицы, ножками потопали, крыльями похлопали, покружились, наклонились, зерна поклевали и тихонько сели на свои места.
-Ребята, вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу кормушку? Каких ещё птиц  вы встречаете на своих кормушках около дома?

VI. Продолжение изучения нового материала
-Сейчас к нам прилетят птички, будьте внимательны и послушайте, что они вам расскажут о себе.
Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Воробей - самая распространенная птица.  За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и семечки. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.
-Что запомнили о воробье?
- Послушайте пение  воробья. ( пение воробья в формате mp3).
Снегиря  так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.

Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.
- Какого цвета у снегиря грудка?
-Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный.  Послушайте, как поёт снегирь ( пение снегиря в формате mp3).
Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
       
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.

-Какого цвета у синички брюшко? (желтое)  Спинка?( спина жёлто-зелёная)
 Послушайте, как поет синичка ( пение синицы в формате mp3).
- Ребята, а кто- нибудь знает, как звучит слово снегирь на чувашском языке? В переводе на чувашском языке снегирь звучит так, послушайте - уйăп. Повторите.А воробей- çерçи. Синица- кăсăя? ( уйăп, çерçи, кăсăя- слова крупным шрифтом на доске)

VII. Закрепление изученного
1). Работа в парах
- Ребята, предлагаю поработать в парах. У вас на парте лежит  лист.  Переверните   его.
Задание: соединить линиями рисунки птиц с их названиями.  Проверьте Оцените  свою работу в парах. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- внизу в правом углу листа нарисуйте улыбающийся  смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезный   смайлик, если 3 или больше ошибок - нарисуйте грустного смайлика
2). Практическая работа
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить голод и холод?
(Сделать кормушки и подкармливать птиц).
--Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
- Сейчас мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц». Повторим правила работы с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами
  1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  2. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. Подавай ножницы кольцами вперед.
  6. Не оставляй ножницы открытыми.
  7. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  8. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  9. Используй ножницы по назначению
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции.  
-Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку).

VIII. Физкультминуткa . Игра «Угощение для птиц»
- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных  продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для  здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы  хлопаете в ладоши, если  – птицы этим не питаются, вы топаете ногами.
- Белый хлеб, картофель, конфета, семечки, семена арбуза, апельсин, рябина, чеснок, пшено, сало.
(На экране - изображения продуктов. Дети выполняют движения руками и ногами.)
Работа в группах
-Ребята, предлагаю поработать   в группах.  Вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
Работаем вместе и дружно.
Не ссоримся, выслушиваем каждого.
Работает каждый.
Говорим только по делу.
Не мешаем другим группам. Объединяйтесь в группы.
-Корм я уже приготовила, вам нужно только правильно подобрать
1-я группа, вам нужно подобрать корм  для синицы, 2-я группа –для снегиря, 3-я группа , вам нужно подобрать корм для воробья. Каждая группа рассказывает, какой корм они подобрали. Проверка
- Ребята, любой ли корм можно давать птицам?  Сверим  свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
Вывод: Пернатым  любой корм давать нельзя. Надо  уметь подбирать корм для птиц. (Синицы любят и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.
Снегири кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Воробьи  любят  и семечки, и зерно, и крошки белого хлеба. )
-Оцените  свою работу в группе. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- поднимите  улыбающийся  смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезного   смайлика, если 3 или больше ошибок – поднимите  грустного смайлика.
- Ребята, вернемся к учебным задачам на уроке. Вы научились различать птиц и  подбирать корм? Узнайте птиц на картинке.
 (дети называют птиц и их отличительные признаки). А какой корм можно подобрать птицам? Что вы дома расскажите?
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей местности. Вы теперь знаете, как помочь птицам, после уроков мы повесим кормушки на территории школы, чтобы и другие ребята не забывали помогать птицам зимой.

IX. Рефлексия. Проверка способности самооценки, как личностный результат(Пантомима.)
Если вам понравился урок, и вы всё поняли, узнали новое, то поднимите руки.
-Если у вас остались вопросы, вы не  совсем разобрались в новой теме, то опустите голову вниз.
-Если вам урок не понравился, вам  безразлично, то закройте лицо руками.
- Итогом нашего разговора  будет стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Список литературы
1. Интернет ресурсы
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс / А.А.Плешаков.- М.: ВАКО, 2017
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1– 4 классы.– Москва «Просвещение» 2017 год
5. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1 для 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков.  –М.: Просвещение, 2023
6. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 1класса начальной школы. 1часть / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение,  2020

«Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


Тексты для изучения в группах

Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый.

Воробей - самая распространенная птица.  За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.

Снегиря  так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.
Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, сирени, трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.

Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.


Категория: Блоги | Добавил: fDFQGFHNEHF
Просмотров: 117 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог