ТЕМА: Как зимой помочь птицам?
ЦЕЛЬ: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
ЗАДАЧИ урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД: формирование интереса к изучению родной природы; понимать важность заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты: различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; правильно подбирать корм для птиц; уметь изготовить простейшую кормушку; знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из жизненного опыта и новых знаний; наблюдать и делать выводы; знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; выполнять свою небольшую часть совместной работы на уроке, которая в дальнейшем будет использована в коллективном продукте.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Форма организации учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; мультимедийная установка; презентация «Покормите птиц зимой»; тетрадь на печатной основе; иллюстрации о птицах, о зиме; карточки для парной работы, коробочки, нитки, ножницы, корм для птиц.
I. Организационный момент( приветствие гостей)
(здороваются, читают стих)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
На уроке отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного
-Подарите свои улыбки,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
- Начинаем наш урок
- Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире!
-Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу помогут вам стать мудрее. Желаю вам удачи!
II. Мотивация учебной деятельности
Ребята, посмотрите, какие картинки принес Муравьишка. Прочитайте названия под картинками. А как их назвать, одним словом? Значит, о ком мы будем сегодня говорить? ( о птицах). Теперь уточним, о каких птицах. Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. О каких птицах мы будем говорить? (Зимующих). Вам их жалко? Каких птиц вы видели зимой в нашем селе? А вы могли бы им помочь?
- Кто догадался, какова тема урока? Начните с слова как… (Как зимой помочь птицам) На экране представлены задачи урока, то чему мы сегодня научимся. «различать птиц, зимующих в наших краях; поливать цветы; научимся делать кормушку, читать книги; подбирать корм для птиц». Выберите из них подходящие задачи: (различать птиц, зимующих в наших краях; научимся делать кормушку; подбирать корм для птиц)
III. Актуализация знаний Какую пользу приносят птицы? ( истребляют огромное количество насекомых, дарят нам радость чарующим пением) Что необходимо для жизни птиц? (тепло, вода, пища) В какое время года птицам особенно тяжело? (зимой) Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом). Какой вывод можем сделать?
- Давайте сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой
IV. Изучение нового материала
Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением птиц. Обратить внимание на внешний вид каждой птицы.
- Ребята, посмотрите птиц на экране. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки (особенности) каждой птицы.
( Свиристель – птица с хохолком.
Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют- красногрудая птица.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица -имеет желтую грудку.
Поползень – птица –акробат, лазает по деревьям.
Сорока- легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.
Ворона- отличается от других крупных врановых серой окраской.
- Ребята, что есть у каждой птицы? (отличительные признаки (особенности)
сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
ВЫВОД. У всех птиц есть свои отличительные признаки.
V. Физкультминутка
Прилетели птицы, ножками потопали, крыльями похлопали, покружились, наклонились, зерна поклевали и тихонько сели на свои места.
-Ребята, вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу кормушку? Каких ещё птиц вы встречаете на своих кормушках около дома?
VI. Продолжение изучения нового материала
-Сейчас к нам прилетят птички, будьте внимательны и послушайте, что они вам расскажут о себе.
Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Воробей - самая распространенная птица. За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.
Но любит воробей и семечки, и зерно, и семечки. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.
-Что запомнили о воробье?
- Послушайте пение воробья. ( пение воробья в формате mp3).
Снегиря так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.
Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.
- Какого цвета у снегиря грудка?
-Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Послушайте, как поёт снегирь ( пение снегиря в формате mp3).
Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.
-Какого цвета у синички брюшко? (желтое) Спинка?( спина жёлто-зелёная)
Послушайте, как поет синичка ( пение синицы в формате mp3).
- Ребята, а кто- нибудь знает, как звучит слово снегирь на чувашском языке? В переводе на чувашском языке снегирь звучит так, послушайте - уйăп. Повторите.А воробей- çерçи. Синица- кăсăя? ( уйăп, çерçи, кăсăя- слова крупным шрифтом на доске)
VII. Закрепление изученного
1). Работа в парах
- Ребята, предлагаю поработать в парах. У вас на парте лежит лист. Переверните его.
Задание: соединить линиями рисунки птиц с их названиями. Проверьте Оцените свою работу в парах. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- внизу в правом углу листа нарисуйте улыбающийся смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезный смайлик, если 3 или больше ошибок - нарисуйте грустного смайлика
2). Практическая работа
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить голод и холод?
(Сделать кормушки и подкармливать птиц).
--Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
- Сейчас мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц». Повторим правила работы с ножницами.
Правила безопасной работы с ножницами
- Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
- Работай ножницами только на своем рабочем месте.
- Следи за движением лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперед.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции.
-Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку).
VIII. Физкультминуткa . Игра «Угощение для птиц»
- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы хлопаете в ладоши, если – птицы этим не питаются, вы топаете ногами.
- Белый хлеб, картофель, конфета, семечки, семена арбуза, апельсин, рябина, чеснок, пшено, сало.
(На экране - изображения продуктов. Дети выполняют движения руками и ногами.)
Работа в группах
-Ребята, предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе
Работаем вместе и дружно.
Не ссоримся, выслушиваем каждого.
Работает каждый.
Говорим только по делу.
Не мешаем другим группам. Объединяйтесь в группы.
-Корм я уже приготовила, вам нужно только правильно подобрать
1-я группа, вам нужно подобрать корм для синицы, 2-я группа –для снегиря, 3-я группа , вам нужно подобрать корм для воробья. Каждая группа рассказывает, какой корм они подобрали. Проверка
- Ребята, любой ли корм можно давать птицам? Сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки
Вывод: Пернатым любой корм давать нельзя. Надо уметь подбирать корм для птиц. (Синицы любят и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.
Снегири кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Воробьи любят и семечки, и зерно, и крошки белого хлеба. )
-Оцените свою работу в группе. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- поднимите улыбающийся смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезного смайлика, если 3 или больше ошибок – поднимите грустного смайлика.
- Ребята, вернемся к учебным задачам на уроке. Вы научились различать птиц и подбирать корм? Узнайте птиц на картинке.
(дети называют птиц и их отличительные признаки). А какой корм можно подобрать птицам? Что вы дома расскажите?
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей местности. Вы теперь знаете, как помочь птицам, после уроков мы повесим кормушки на территории школы, чтобы и другие ребята не забывали помогать птицам зимой.
IX. Рефлексия. Проверка способности самооценки, как личностный результат(Пантомима.)
Если вам понравился урок, и вы всё поняли, узнали новое, то поднимите руки.
-Если у вас остались вопросы, вы не совсем разобрались в новой теме, то опустите голову вниз.
-Если вам урок не понравился, вам безразлично, то закройте лицо руками.
- Итогом нашего разговора будет стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Список литературы
1. Интернет ресурсы
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс / А.А.Плешаков.- М.: ВАКО, 2017
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1– 4 классы.– Москва «Просвещение» 2017 год
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1 для 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков. –М.: Просвещение, 2023
6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1класса начальной школы. 1часть / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2020
«Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Тексты для изучения в группах
Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый.
Воробей - самая распространенная птица. За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.
Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.
Снегиря так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.
Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, сирени, трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.
Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.
|