Конспект урока по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
(72.0 Kb)
| 01.05.2022, 19:37 |
Лядова Анастасия Петровна |
тьютор, ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 16" |
Конспект урока по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Должен ли быть у каждого человека свой «Чистый понедельник»?
ЦЕЛИ:
познавательные (образовательные, обучающие):
- сформировать интерес к жизни и творчеству И.А. Бунина;
- активизировать самостоятельность исследовательской деятельности обучающихся;
- показать особенность понимания Буниным любви, противоречивость характера героини;
- показать своеобразие художественной манеры Бунина;
развивающие:
- развивать навыки устной речи;
- развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа;
- развивать умение работать с учебником;
- развивать умение делать конспективные записи;
- развивать навыки анализа произведения.
воспитательные:
- формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, воспитание чувства патриотизма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
предметные: выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции; понимание связи лит.пр-я с эпохой его написания.
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, фор-мулировать выводы.
познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, устных сообще-ний и оформлять ее в виде конспективных записей, определять понятия;
регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;
личностные: формирование спектра этических чувств.
ТИП УРОКА: синтетический, урок-размышление.
МЕТОДЫ: слово учителя, беседа, словарная работа, составление плана, выборочное чтение.
ОБОРУДОВАНИЕ (наглядность):
- портрет Бунина;
- текст рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
- репродукции картин Москвы того времени
- репродукции фотографий Москвы 1912-1913 годов
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Число.
Анализ Рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Должен ли быть у каждого человека свой «Чистый понедельник»?
Портрет
И.А. Бунина Репродукции
1. Чистый понедельник
2. Масленица
3. Великий пост
Д/З: 1) Проследить цветовую гамму в рассказе «Чистый понедельник» 2) Ответить письменно на вопрос: «В чем смысл названия рассказа «Чистый понедель-ник».
ПЛАН:
I. Оргмомент (1мин.)
II. Подготовка к восприятию: (15 мин)
1. Вступительное слово учителя к рассказу: история сборника «Тёмные аллеи».
2. Работа со значением православных праздников.
III. Анализ. Беседа с учениками:
а) Изучение особенности исторического времени России в рассказе, описание Москвы. (10 мин)
б) Характеристика героев (7 мин.)
IV. Синтез: Должен ли быть у каждого человека свой чистый понедельник? (5 мин.)
V. Домашнее задание (2 мин.)
ХОД УРОКА:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
- Оргмомент.
2. Подготовка к восприятию. |
Приветствие учителя.
Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.
Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».
Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в эмиграции во Франции. Этот сборник представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой – темой любви. Сам автор считал произведения сборника своим высшим достижением: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». А о «Чистом понедельнике» отзывался как о своем лучшем рассказе.
«Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник», - такова авторская оценка одного из самых сложных и загадочных произведений в творческом наследии писателя.
Вы читали рассказ дома. Я прошу вас поделиться двумя - тремя словами своими впечатлениями от рассказа (опрашиваются несколько желающих). |
Дети здороваются с учителем.
Слушают учителя.
Ребята делятся своими впечатлениями. |
Коммуникативные УУД:
умение слушать.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Познавательные УУД: умение тезисно формулировать свои впечатления. |
|
Что вам говорит название рассказа?
Встречалось ли вам такое понятие, как
Чистый понедельник?
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание
некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно -
артистической жизни начала века.
|
- Я не знаю, что такое Чистый
понедельник.
- Никогда не слышал о таком явлении.
Некоторые ребята зачитывают подготовленные сообщения о значениях православных праздников и дат, остальные записывают в тетрадь:
Чистый понедельник
- первый день великого поста, наступающего после
Разгульной Масленицы.
Масленица -
Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.
Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и
встречи весны.
Великий пост -
7 недель перед Пасхой, в течение
которых верующие,
христиане,
воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40
- дневного поста
Христа в пустыне. Начинается с понедельника, в
просторечии называемого «чистым». |
Коммуникативные УУД:
Умение слушать.
Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Регулятивные УУД:
Внесение необходимых дополнений и корректив
|
3.Анализ |
Итак, теперь мы знаем, что такое Чистый понедельник. Символично ли название рассказа?
А теперь давайте посмотрим на начало рассказа «Чистый понедельник». Можем ли мы определить время, которое описывает автор?
Помните, чем был 1912 год для России?
Где происходит действие рассказа?
Найдите описание Москвы в тексте. Что самое важное в этом городе с точки зрения И.Бунина?
А вам не кажется необычным, что в одном ряду оказываются русские православные святыни и московские рестораны?
Автор отражает два образа Москвы: Москвы как древней столицы Святой Руси и Москвы, как город литературно – художественной богемы.
Какие оттенки вы заметили при описании Москвы?
Верно. Игра света и тьмы , игра контрастов усиливает атмосферу загадочности и таинственности.
Какой вы представляете себе главную героиню? Внешний вид.
Как автор показывает нам героиню?
Почему он её подробно описывает?
Давайте попробуем понять её характер. Зачитать по тексту портрет героини со слов (Она…).
Что хочет показать автор таким подробным описанием?
Посмотрите, она очень богатая, но живет в дешевых комнатах. Турецкий диван – вещь восточная, пианино – вещь западная. Висит портрет Л.Н.Толстого, читает Гофмансталя, зарубежных философов. Она в быту натура противоречивая.
Как вы думаете, почему автор не объясняет этой противоречивости характера героини?
А теперь найдите в тексте примеры, доказывающие, что в главной героине влияние запада и востока одинаково сильно.
Что нам показывает любовь героини к русскому, национальному?
А теперь найдите слова героини, где она говорит о её любви к России.
Что же собой представляет героиня?
Поговорим о герое рассказа «Чистый понедельник»
Что представляет собой герой?
Что он представляет собой по характеру?
Что привлекает героя в его любимой девушке, только ли обыкновенная красота?
Понимает ли герой свою любимую девушку?
А чем отличаются эти два человека, любящих друг друга?
Герой – человек обыкновенный, ему нужны семейные отношения, брак, а героиня представляет их взаимоотношения по-другому.
Как она оценивает их? Зачитайте.
Всё верно. Он – зеркало для всех её радостей.
Герой наполняет любовь только физическим смыслом, а она духовным.
После единственной ночи близости героиня ушла в монастырь. Потому что
Понимает, что в идеале человек должен стремиться к высшей духовности. Она отказывается от личного счастья, от мирской жизни ради духовного начала.
Легко ли нам понять этот сложный противоречивый поступок героини?
Правильно. Этого и хотел И.Бунин, потому что русский человек, русский характер сложен и противоречив. И понять настоящего русского человека действительно трудно.
Даёт ли автор имена своим главным героям?
Однако же он называет всех второстепенных персонажей. Назовем их.
Кто эти люди?
Но почему же автор называет всех персонажей, кроме главных?
Не давая определенных имен своим центральным персонажам, И.А. Бунин хотел показать не какого-то конкретного человека, а образ, который вмещает в себя черты эпохи. Отсутствие имен у героев, вероятно, говорит об отсутствии конкретных прототипов, с которых рисовались образы главного героя и главной героини.
Можем ли мы предугадать судьбу этой девушки?
Можем. Обратите внимание на год создания рассказа – 1944. Она все равно оказалась бы в мирской жизни. Таким образом, приходим к страшному выводу. Как бы ни стремился человек к высшей духовности, к высшему очищению, она недосягаема, потому что российская действительность разрушила высшее стремление к духовности.
|
- Да. Чистый понедельник в православии – некая граница между обычной мирской жизнью, полной соблазнов и Великим постом, жизнью духовной, когда человек должен очиститься от грехов.
- Можем. Точно указывается, что действие происходит в 1913 году.
- Это был год наивысшего расцвета России после отмены крепостного права. Время невероятного расцвета культуры.
- Действие происходит в Москве.
- Храм Христа Спасителя, Красные ворота, рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Ярстрельна», Московский художественный театр.
- Ученики высказывают свои предположения.
- Темнота и свет.
- Ответы ребят.
- И.Бунин описывает героиню подробно для того, чтобы показать, что это необыкновенная красота.
- Автор хочет показать читателю, что героиня очень противоречивая натура. В ней много сомнений, она всегда колеблется.
- Автор хочет, чтобы читатель понял, что русский человек сам по себе очень противоречив. В его характере совмещен и восток и запад.
Она дома надевает шелковый архалук и говорит, что это её астраханское наследство от бабушки. После этого они едут в «Метрополь» (ресторан с французским названием ) и тут же на Новодевичье кладбище, а потом в трактир в Охотном ряду.
Она ходит к допетровскому кладбищу, знает героев Древнерусской литературы, посещает Марфо-Мариинскую обитель, ездила в Чудов монастырь.
«Я русская летописная …»
Ребята зачитывают фрагмент.
Она сложный Человек, противоречивый, в котором смешено восточное и западное влияние и именно оно определяет настоящий русский характер.
- Он красив, из Пензенской губернии. Не такой противоречивый, спокойный, терпеливый.
- Весёлый, добрый, любит весь мир, принимает его таким какой он есть, его ничего не злит, он очень спокоен.
- Привлекает не столько красота, сколько таинственность.
- Не понимает, её мысли для него загадка.
- Отличаются в корне. Девушка старается и хочет жить духовной жизнью, хоть и со стороны это выглядит иначе.
- — Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь...Это меня не обезнадежило. «Там видно будет!» — сказал я себе в надежде на перемену ее решения со временем и больше не заговаривал о браке. Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой, но и тут — что оставалось мне, кроме надежды на время?
Ребята зачитывают фрагмент.
- Нет, сложно (могут быть другие ответы)
- Нет, только Он и Она.
- Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Качалов, Андрей Белый.
Ученики зачитывают подготовленные небольшие сообщения на 2- 3 предложения.
- Предположения учеников.
- Ученики высказывают свои предположения.
|
Коммуникативные УУД:
Владение диалоговой формой речи, умение слушать.
Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные УУД:
Внесение необходимых дополнений и корректив.
Познавательные УУД: умение делать выводы. |
4.Синтез |
У каждого человека должен быть свой «Чистый понедельник», то есть день,
когда бы он задумался о том, как он живет, правильно ли живет?
Возьмите листочки, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа. Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа? О чем побудил вас задуматься этот урок? |
- Ответы учеников
Ребята выполняют работу. Два - три ученика озвучивают свои записи.
После этого листочки собираются. |
Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).
Познавательные УУД: умение делать выводы. |
5.Домашнее задание |
Д/З 1) Проследить цветовую гамму в рассказе «Чистый понедельник». 2) Ответить письменно на вопрос: «В чем смысл названия рассказа «Чистый понедельник». |
Записывают ДЗ. |
|
|
Категория: Блоги | Добавил: lyadova
|
Просмотров: 552 | Загрузок: 25
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|