ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока: Единственное и множественное число глаголов
Класс: 2
Цель фрагмента урока: создание условий для ознакомления с единственным и множественным числом глаголов и формирование умения отличать их.
Задачи фрагмента урока:
- Формировать представления о числе глагола, его отличительных признаках и роли в речи.
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) формирование умения различать глаголы в единственном и множественном числе; изменять глаголы по числам.
Личностные: 1) первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.
Метапредметные:
Познавательные: 1) осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: 1) формулирование учебной задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: 1) умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера.
Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 2 (2) кл., авторы-составители Канакина В.П., Горецкий В.Г., интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.
Межпредметная связь: Окружающий мир: «Явления природы»
Внутрипредметная связь: «Что такое глагол?»
Этап фрагмента урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты |
I. Мотивационный этап |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Садитесь.
- Посмотрите на экран. Перед вами пословица: Незнайка на печке лежит, а знайка далеко бежит.
- Как вы эту пословицу понимаете?
- Я с вами согласна. Значение этого высказывания в том, что если не будешь учиться и расширять свой кругозор, тогда не сдвинешься с места. А человек, который любознателен и постоянно учится, обязательно далеко пойдет в жизни, и мы с вами сегодня на уроке получим новые знания, а значит, станем сильнее.
- Посмотрите на экран. Вам нужно расшифровать анаграмму: УКАНА-НАУКА.
- Научные тайны окружают нас везде. Сегодня на уроке я предлагаю вам проявить себя в роли учёных-исследователей и сделать новые открытия, в виде знаний. В течение урока мы будем вкладывать результаты работы в дневник исследователя.
- На уроке нам понадобится внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - улыбнитесь. |
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
II. Актуализация знаний |
- Начнем урок с повторения ранее изученного материала.
- Поработайте в парах на карточках. Вам нужно подчеркнуть в предложениях одной чертой имена существительные, двумя чертами – глаголы. Сядьте правильно, выпрямите спину.
Наступила весна. Солнце греет сильнее. Начал таять снег. Побежали ручейки. Появились первые проталины.
- Покажите посадкой кто уже справился с заданием.
- Назовите существительные, которые вы подчеркнули. Остальные проверяют себя.
- Как вы определили что это имена существительные? (т.к отвечают на вопрос кто?что? и обозначают предмет)
- Отлично. Молодцы. Кто назовёт глаголы?
- Как вы определили что это глаголы? (т.к отвечают на вопрос что сделали? что сделал? и обозначают действие предмета)
-Поднимите руку кто так же подчеркнул существительные и глаголы. Отлично.
- Ребята, какое время года описывается в предложениях? (весна)
- Вспомните из уроков окружающего мира, что такое сезонные явления природы? (сезонные явления природы - это явления природы, происходящие по сезонам года)
- Какие еще явления природы происходят весной? (идут дожди,
- Посмотрите, как прекрасна природа весной. А как мы должны относится к природе, чтоб сохранить её красоту? (бережно)
- Что мы должны делать? (не оставлять мусор, не рвать цветы, не вредить животным)
|
Л: первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
III. Выявление места и причины затруднения
|
Игра «Верно, ложно»
- Продолжим работу и сыграем в игру «Верно, ложно». Если утверждение верное – поднимите правую руку, если ложное – хлопните. Сядьте правильно, выпрямите спину.
1) Глагол – часть речи, которая обозначает предмет (нет)
2) Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (да)
3) Глаголы бывают единственного и множественного числа (да/нет)
- Почему мнения разделились и утверждение вызвало у вас затруднение? (мы не знаем, в каких числах могут быть глаголы)
- У нас возникла проблема, которую мы решим сегодня на уроке. |
Р: формулирование учебной задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. |
- На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока.
- Верно, тема нашего урока звучит так: «Единственное и множественное число глаголов»
- Какой будет цель нашего урока? (Узнать в каких числах бывают глаголы и научиться их определять)
- На уроке мы будем работать по плану, но пункты плана перепутались. Поменяйте местами пункты плана так, чтобы он стал верным.
1. Узнать о единственном и множественном числе глаголов.
2. Научиться определять число глаголов.
3. Применить полученные знания.
- Хлопните в ладоши, если вы считаете, что теперь наш план стал верным. Отлично. |
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
V. Реализация построенного проекта. |
Первый пункт плана.
- Начинаем работать по первому пункту плана: узнаем о единственном и множественном числе глаголов.
читает поют
пишет играют
рисует убирают
- На слайде слова, к какой части речи вы их отнесёте?
- Верно, это глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика? (Что делает?)
- На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика? (Что делают?)
- Слова какого столбика обозначают действие одного предмета? (1 столбика)
- Если они обозначают действие одного (единственного) предмета, значит в каком числе они стоят? (в единственном)
- Сколько действий обозначают глаголы второго столбика? (обозначают действие двух и более предметов)
- Значит в каком числе они стоят? (во множ. ч.)
- Сделайте вывод по первому пункту плана, вставив пропущенные слова в карточке с цифрой 1.
(Микровывод: Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в ед.ч., а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во мн.ч.)
- Какой вывод вы записали?
- Покажите солнышко, если вы записали так же. Если мы выполнили первый пункт плана, аккуратно вложите результаты в наш дневник исследователя.
Второй пункт плана.
- Выполним второй пункт плана. Научимся определять число глаголов.
- Посмотрите на слайд. Перед вами словосочетания. Соловей поёт. Дерево растёт. Самолёт летит.
- Прочитайте только существительные: соловей, дерево, самолёт.
- Определите число существительных. (существительные употреблены в единственном числе, так как они обозначают один предмет.)
- Прочитайте глаголы, связанные с имена существительными (поёт, растёт, летит)
- В каком числе стоят глаголы? (Глаголы употреблены в единственном числе, так как обозначают действия одного предмета.)
- В единственном числе глаголы отвечают на вопросы: что делает? что делал? что делала? что делало?
- Измените данные предложения, чтобы в них действовало несколько предметов. (Называют)
- Существительные и глаголы в новых предложениях употреблены во множественном числе, так как каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов. Во множественном числе глаголы отвечают на вопрос что делают? что делали?
- Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол? Для этого вставьте пропущенные слова в карточке с цифрой 2.
(Микровывод: чтобы определить число глагола, достаточно определить число имени существительного, так как глагол стоит в том же числе, что и существительное.)
- Прочитайте что у вас получилось. Поднимите руку если вы записали такой же вывод.
- Покажите солнышко, если вы записали так же. Если мы выполнили второй пункт плана, аккуратно вложите результаты в наш дневник исследователя.
- Приступаем к третьему пункту плана. Применим новые знания.
- Прежде чем выполнить задание, вспомним правила работы в группах.
При работе в группах нужно:
- Быть внимательным.
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Я предлагаю вам поработать в группах с использованием интерактивного оборудования. 1 группа -1 вариант, 2 группа - 2 вариант. Первая группа будет работать у интерактивной доски; вторая – у интерактивной панели. Вам нужно распределить глаголы в два столбика: в 1 столбике глаголы ед.ч, во 2 столбике – глаголы мн.ч.
- Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием: не касайтесь оборудования влажными руками, пользуйтесь стилусом при выполнении задания.
Интерактивная доска (слайд) : щебечут, идёт, дразнят, работают, ест, гуляют, хочет, шьёт.
Интерактивная панель (слайд) : танцуют, ходит, красят, носят, думает, говорят, ищет, моет.
- Поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку. Поставьте оценку. Молодцы!
Разноуровневые задания.
- Теперь я предлагаю вам выполнить индивидуальную разноуровневую работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно выполните: красная-трудная, зелёная-лёгкая. Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке. Кто выполнит задание на интерактивной доске?
-Поднимите руку кто выполнял задание на красной карточке. На зелёной. Проверьте по интерактивной доске. Поднимите руку у кого так же.
- Аккуратно вложите ваши работы в дневник исследователя.
|
Предметные: формирование умения различать глаголы в единственном и множественном числе; изменять глаголы по числам.
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
К: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера. |
VI.Рефлексия учебной деятельности |
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.
- Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока.
- Если мы достигли поставленной цели-поднимите правую руку.
- Если мы выполнили намеченный план, то поднимите левую руку.
Рефлексия. Воспитательный момент урока.
- Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и у каждого осталась дневник исследователя в виде знаний – внизу дневника поставьте себе оценку.
- Покажите. Я согласна с вашей самооценкой!
- Посмотрите на работы и выводы в дневнике исследователя. Что вы сегодня узнали?
Вернемся к пословице, прозвучавшей в начале нашего урока: «Незнайка на печке лежит, а знайка далеко бежит»
- Сегодня на уроке мы получили новые знания, а значит, стали умнее и сильнее. Я вам желаю, ребята, не останавливаться на достигнутом, и продолжать узнавать новое и всегда стремиться к новым знаниям. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт. А ваши дневники исследователей мы перенесём в среднюю школу для дальнейшего изучения русского языка. Спасибо за работу на уроке! Я закончила! |
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
1. Глаголы, которые выполняют действие одного предмета, стоят в _________________, а глаголы, которые выполняют действие двух и более предметов, стоят во ________________. |
2. Чтобы определить число глагола, достаточно определить число _____________, так как глагол стоит в том же числе, что и _______________. |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Красная карточка: Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число.
Читает-
Звонит-
Летит-
Идёт- |
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
Зелёная карточка: Определите число глаголов.
Болеет, сочиняют, играют, говорит, учит.
|
|
Задание в парах
Наступила весна. Солнце греет сильнее. Начал таять снег. Побежали ручейки. Появились первые проталины.
|
Задание в парах
Наступила весна. Солнце греет сильнее. Начал таять снег. Побежали ручейки. Появились первые проталины.
|
Задание в парах
Наступила весна. Солнце греет сильнее. Начал таять снег. Побежали ручейки. Появились первые проталины.
|
|
|
|
|
|
|