Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 13 имени А. Л. Широких»
г. Сарапула
Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: «Обобщение знаний о составе слова».
Ермакова Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13 г. Сарапула
2023 год
Тип урока – урок систематизации знаний.
Цели урока: развитие умения выделять значимые части слова, разбирать слово по составу.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о родственных словах;
- отрабатывать навыки образования новых слов с помощью приставки и суффикса;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение;
- развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие;
- активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Формирование УУД:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, анимированный кроссворд «Состав слова», раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), цветные карточки, разноуровневые задания.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (3)
- Самое удивительное в мире это человеческая доброта, пожелаем себе и всем окружающим любви и доброты.
«Я желаю себе успеха, я желаю себе доброты, я хочу, чтобы сердце мое дарило всем живущим на свете много любви».
- Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение и гостям.
- Сегодня мы продолжаем с вами исследовать состав слова. («Состав слова» – появляется на доске). Ребята, давайте вспомним, кто такой исследователь? Какими качествами он должен обладать? (иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.)
- Открыли рабочие тетради, записали дату исследования.
(Пятнадцатое ноября, (проговариваем хором) классная работа.)
- Записали положили ручки.
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока. (5)
- Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните первое задание. Прочитайте слова.
Зёбера, слакс, яызк, бярета, сотлда, квьромо.(2)
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Ваша задача расшифровать каждое слово и записать их в таблицу по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите «спрятавшееся» слово, которое подскажет тему урока..(слайд 1)
б |
е |
Р |
е |
з |
а |
|
к |
л |
А |
с |
с |
|
|
я |
З |
ы |
к |
р |
е |
Б |
я |
т |
а |
|
с |
О |
л |
д |
а |
т |
м |
о |
р |
к |
о |
в |
ь |
- Давайте проверим, правильно ли вы составили слова.
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)
- Отметьте в листах самооценки результат вашей работы: «+» или «?»
- Найдите, спрятавшееся слово. (Разбор)
- Мы с вами поиграем в «Аукцион» (6 б., 6 зв., 2 слога, ударн. второй слог, является им. Сущ.)
- Подберите однокоренные слова к этому слову.( разбирать, разборный)
- Как можно используя слова «разбор и состав слова» сформулировать тему урока?
- Сформулируйте тему урока:
- Определим цель и задачи урока.
Закрепить… (план разбора слова по составу)
Составить… (разбирать слово по составу)
Научиться…. (знания о значимых частях слова)
3. Повторение изученного на прошлых уроках. (10)
- И так вспомним из каких частей (морфем) состоит слово. (На доске карточки с частями слова «рубашкой» вверх)
Окончание.
- Назовите часть слова, которая служит для связи слов в предложении или словосочетании. (Окончание )(Переворачиваю первую карточку)
- Что нужно сделать для того, чтобы быстро и правильно определить окончание? (Изменить форму слова)
1) Прочитайте текст, который лежит у вас на партах, найдите формы одного и того же слова, запишите их в тетрадь, выделите окончание (работа самостоятельно). (Слайд 2 - Проверка)
«Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осины яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осине рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осинку и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.»
(Приглашаю к доске того, то уже закончил записать, что получилось. Оцениваем.)
- Какое слово вы не выписали, почему? (Осинку, это однокоренное слова)
- Отметьте в листах самооценки результат вашей работы: «+» или «?»
Корень, суффикс, приставка.
- Назовите значимые части слова, с помощью которых образуются новые слова. (суффикс, приставка) (Переворачиваю карточки)
1) Работа у доски (Вызываю двоих к доске.)
На доске:
Глаз Нёс
-к
-ищ
-оньк
-н
-Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки (у правой части доски) и суффикса (у левой части доски)
(В это время работа с классом)
- Назовите главную часть слова.
2) Подбор однокоренных слов.
–Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень. (У доски, слова записываем столбиком)
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье, …)
- Проверим, как справились с заданием ребята. Оцените себя.
Разминка для глаз.
- Вертикальные движения (вверх – вниз). Горизонтальные движения (вправо – влево). Бабочка (быстро моргаем), спокойно закрыли, открыли. - Отдохнули. Продолжаем исследование.
- Как вы думаете, что скрывается за последней карточкой? (Основа слова)
-Что такое основа слова? Как ее найти?
4. Физминутка.(1)
5. Усвоение нового материала (5)
- Напомните цель нашего урока. (Закрепить умения находить части слова, научиться разбирать слово по составу, составить план разбора слова)
- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Напоминаю работу в группе. Обсудите, и попробуйте определить порядок разбора слова. Что мы находим сначала, а что потом. И результат обсуждения представить в виде схемы.
- Мнения разошлись. Куда мы можем обратиться, чтобы определить, кто прав.
Работа по учебнику стр. 146 «Памятка» (читают самостоятельно)
(В тетради появляется запись)
План разбора:
- Отметьте в листах самооценки какой вклад вы внесли в работу группы: «+» или «?»
6. Отработка.(10)
- Поставьте на полях «!», те кто уверен в своих силах и может показать, как правильно выполнять разбор слова.
- «?», те, кто еще сомневается в своих силах и ему нужна помощь.
- А сейчас прошу выйти того, кто уверен в своих силах и готов продемонстрировать разбор слова по составу. (Вызываю по одному троих: слова пришкольный и подорожник)
- Сейчас прошу выйти того, кто сомневается в своих силах, но готов попробовать разобрать слово по составу. (Вызываю по одному четверых: слова звездочка; моряк, кормушка)
- Записываем слова: заморозки, поход. (Двое «прячутся» у доски, после проверяем правильность выполнения)
- Отметьте в листах самооценки результат вашей работы: «+» или «?»
-Что вам помогло в разборе слов по составу?
(Приглашаю 5 человек каждому даю карточку с частью слова, по сигналу они выстраивают алгоритм разбора)
- Где мы сможем применить знания полученные сегодня на уроке? (На уроках русского языка при выполнении разных заданий)
7. Контроль. Разноуровневые задания. (5)
- Я снова предлагаю оценить вам свои силы. «!», «?».
- У вас на партах карточки с заданиями.
- Вам предлагаю задания 2-х уровней: 1 уровень- средней сложности, 2 уровень – повышенной сложности. Выбирайте на свое усмотрение.
2) Из данных слов выберите слово, которое подходит к схеме: (корень, суффикс, окончание)
Помощник
Облако
Поездка
3) Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новое слово.
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
Новое слово |
полет |
краски |
дочка |
лапа |
|
- Проверьте себя по эталону.
(Самопроверка – слайд)
- Отметьте в листах самооценки: «+» или «?»
8. Рефлексия. Итог урока.(5)
- Что мы исследовали сегодня на уроке?
- Какую цель мы поставили?
- Как вы считаете, смогли мы ее достичь?
- У вас на партах лежат конверты. Если ваша работа на уроке была плодотворной (листы самооценки помогут), и вы уверены в своих силах – возьмите яблоко, если еще сомневаетесь – цветок, нужна помощь моя или одноклассников – листок. И приглашаю по очереди украсить дерево знаний нашего урока.
- Объяснение домашнего задания.(2)
Стр. 97, упр. 183 (откроете учебники, прочитайте, приготовьтесь объяснить задание)
По желанию:
- Я предлагаю вам нарисовать свое «дерево» однокоренных слов. Где корень – это корень слова, а ветви однокоренные слова. И на следующем уроке представить его в классе, рассказав о семье слов.
Спасибо за урок! Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.
|