Тема: Словосочетание
Класс – 5
Цели урока:
- дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- определять вид словосочетания (именное, глагольное);
- производить их синтаксический разбор;
- воспитание любви и уважения к родному краю.
Регулятивные УУД :
- обучающийся научится целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,
- обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Личностные УУД :
- Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.
- формирование экологической культуры, бережного отношения к природе.
- воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру
- понимание потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях.
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (презентация учителя)
- Метод творческого развития (творческое задание, беседа)
- Репродуктивный (краткие сообщения обучающихся)
- Дискуссионный (обсуждение темы)
Тип урока – комбинированный.
Оборудование урока:
- Презентация к уроку
- Записи на доске
- Раздаточный материал.
- Сообщения учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
Заполните, пожалуйста, пробелы в таблице (слайд 2) работа в парах
Фонетика |
|
|
Правила произношения |
Лексика |
|
Словообразование |
|
|
Словосочетание и предложение, их строение |
Пунктуация |
|
Проверка. (Слайд3)
Оцените свою работу на листе самооценки:
|
Были трудности |
Я все понял |
Я все понял и могу объяснить другому |
Работа в парах |
|
|
|
Упр. 389 |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
- Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
- Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)
Молодцы!
- Как вы думаете, с какой единицы языка мы начнем изучение синтаксиса.
Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Словосочетание».
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.(С.Смирнов))
На доске изображение Ладожского озера и крепости Орешек
- Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро, берег, горы, вода, деревья.)
- Что вы можете сказать о том, какое это озеро, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
- Зачем нам в речи нужны словосочетания? (Для точности нашей речи)
- А что нам о них надо знать ? Может мы все о нем знаем? Попробуйте ответить на мои вопросы.(Слайд 8)
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
Поставим задачи сегодняшнего урока и следующих, на которых будем изучать словосочетание. (Пары предлагают свои варианты) В результате на доске:
- узнать
-что такое словосочетание;
- как в нём связываются слова;
- научиться составлять словосочетания;
- находить их в предложении.
- Прочитайте высказывания великих людей о природе. Как вы их понимаете? (Слайд9)
Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей (Гёте).
Люди никогда не признают, что неправы, им легче во всем обвинить природу.
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (Герцен).
Все самое ценное и дорогое дается нам даром, но мы привыкли ценить и замечать только то, что имеет цену, причем немалую…
Выпишите все словосочетания из этих предложений
Чтобы проверить, правильно вы выписали или нет, давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что такое словосочетание.
- Давайте рассмотрим наши словосочетания под микроскопом, т.е. очень внимательно.
-Слова в словосочетании равноправны? (Нет)
- Как вы догадались? (От главного вопрос к зависимому)
_ Как же слова связаны между собой в словосочетании? ( При помощи вопроса, по смыслу)
- Если я скажу, «родной природа» Будет это словосочетанием? Или «лететь озером» (Нет)
- Почему? Что здесь не так? (Неправильное окончание, нет предлога)
- При помощи чего связываются слова в словосочетании? (Окончания и предлога)
- Как назовем такую связь? По смыслу? (Выслушиваем варианты, называем: Грамматическая)
Как же связаны слова в словосочетании?
- По смыслу (вопросы) и грамматически (т.е. при помощи окончания и предлога)
- какие сочетания вы не выписали?
природа делает
ошибки и заблуждения
от людей
(анализируем сочетания, делаем вывод, какие сочетания слов не являются словосочетаниями) Вывод запишите в тетрадь.
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.)
- Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Физкультминутка
IV. Тренировочные упражнения
- Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос.
(Даю образец разбора)
Комментируемое письмо
Упр.389
Проговариваем, используя термины «главное», «зависимое» слово, как связаны при помощи окончания, предлога
Оцените свою работу на листе самооценки:
V. Самостоятельная работа
1) Прочитайте выразительно текст (слайд12)
Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Выпишите словосочетания, произведите их разбор.
Природа полностью з..висит от нашего к ней отношения. Чем больше промышленных ..тходов мы ..брасываем в реки и озера, чем сильнее з..грязняем атмосферу, тем хуже становится экологическая обстановка на планете. Человек может защитить себя. Он строит убежища от дождя, придумывает новые методы земледелия, о..гораживается от грязного воздуха на улице воздушными фильтрами. Защищать же природу некому.
Мы не имеем права уничтожить то, в создании чего не принимали участия. Мы должны защитить природу, чтобы с..хранить свою жизнь!
Проверка.
Оцените свою работу на листе самооценки:
- Ребята, а как мы с вами можем защитить природу? (Напомним несколько важных тезисов: нужно сделать наше производство и земледелие безвредными. Необходимо прекратить засорять землю и воздух, остановить ядовитые стоки; не устраивать свалки, а перерабатывать мусор; сохранять естественную природу. Создавать национальные парки, строить заказники, обустраивать заповедники; перестать уничтожать рыб, зверей и птиц, особенно их редкие виды; остановить браконьеров; создать безопасные условия для собственного существования. А для этого нужно полностью изменить мировоззрение людей, привить им экологическую культуру, которая невозможна без культуры общей)
VI. Итог урока
Я вам задам вопросы, которые возникли у нас в начале урока. Сможете ли вы на них ответить? (Слайд 13)
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Пятерки получают…
Сдайте свои листы самооценки.
- Ребята, мы сегодня много говорили о природе и том, что она нуждается в нашем покровительстве. Как мы с вами можем проявлять любовь и заботу к ней.
- Вы совершенно правы. Спасибо за урок и помните слова Пришвина: “Охранять природу — значит охранять Родину”.
Дом. Задание (Слайд 14)
|